Методическая разработка конкурса профессионального мастерства «Моя будущая профессия — акушерка»


Министерство здравоохранения Свердловской области
Нижнетагильский филиал
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Свердловский областной медицинский колледж»
Ирбитский центр медицинского образования
Методическая разработка конкурса
профессионального мастерства
«Моя будущая профессия - акушерка»
для специальности СПО 310202 «Акушерское дело»


2016
Рассмотрено на заседании
ЦМК КДАД
протокол № 8
от «04» мая 2016 г.
председатель___________
/Н.М. Бессонова /
Согласовано зав. уч.части
___________ /Сивкова Е.В./
Одобрено СНО
___________ /Распутина Н.Э./
разработчики:
Бессонова Н.М. – председатель ЦМК КДАД Ирбитского ЦМО ГБПОУ «СОМК», преподаватель ИЦМО
Деньгуб М.Ф. – Заведующая акушерским отделением, врач акушер-гинеколог ГБУЗ СО «Ирбитская ЦГБ», преподаватель ИЦМО
Бахарева Т.В. – акушерка акушерского отделения ГБУЗ СО «Ирбитская ЦГБ», преподаватель ИЦМО
Методическое описание конкурса профессионального мастерства
«Моя будущая профессия - акушерка»
Актуальность. Профессиональное воспитание студентов – неотъемлемая часть процесса качественной подготовки специалистов и проводится с целью формирования у них гражданской позиции, сохранения и преумножения нравственных, культурных и научных ценностей в современных условиях, выработка профессионального поведения.
Девиз конкурса: «Будущее профессии в наших руках: качественное образование – качественная медицинская помощь».
Методическая тема: дидактическая игра как средство речемыслительной активности, практических навыков и познавательной мотивации студентов в процессе изучения клинических дисциплин
Цели конкурса:
1. Дидактическая цель:
актуализация, систематизация и закрепление знаний по изученным МДК и ПМ.
Воспитательная цель:
воспитание у студентов чувства ответственности за выполнение порученного задания, активный интерес к избранной профессии.
Развивающая цель:
- развитие навыков самостоятельной и коллективной деятельности
- развитие познавательной сферы студентов
- развитие коммуникативной культуры студентов
- развитие у студентов клинического мышления
- развитие образного мышления и речи
Методическое и материально-техническое оснащение конкурса: методическая разработка, оценочные листы, протоколы, оснащение для проведения манипуляционной техники, мультимедийная система, экран, аудитория колледжа, стулья и парты.
Положение о критериях оценки конкурса
Оценка деятельности конкурсантов проводится на основании следующих критериев:
Умения решать тестовые задания.
Умения обучать пациентов и членов семей основным принципам профилактики заболеваний и здорового образа жизни
Выполнения акушерских манипуляций
Соблюдения правил инфекционной безопасности
Культуры общения.
3.Название конкурса: «Моя будущая профессия - акушерка».
4.Девиз конкурса: «Будущее профессии в наших руках: качественное образование – качественная медицинская помощь».
5. Дата и время проведения: 23 мая 2016 года, начало в 15.00 часов
6. Место проведения: аудитория колледжа.
7. Продолжительность мероприятия: 90 мин
8. Участники конкурса студенты 2 курса, специальности «Акушерское дело», в количестве 14 человек.
9. Форма одежды: медицинский халат (костюм), шапочка, вторая обувь.
10. Методический материал конкурса соответствует требованиям ФГОС и учебному плану по МДК 01.01 Физиологическое акушерство, ПМ 01 Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и семье при физиологическом течении беременности, родов и в последующем периоде.
Порядок проведения и организация конкурса
Этап конкурса «Визитка» - «Моя профессия – моя гордость». (Приложение № 1. Оценочный лист участника профессионального конкурса «Моя будущая профессия - акушерка»).
Требования: эмблема, внешний вид, жизненный девиз, личные качества, профессиональные качества, перспективы на будущее.
форма представления – свободная,
регламент: 3-5 мин
максимальное количество баллов - 5
Этап конкурса «Тестовые задания».
каждому участнику предоставляется ответить на 20 тестовых заданий (Приложение № 2. Тестовые задания).
максимальное количество баллов - 5
Этап конкурса «Манипуляционная техника» - практический.
Демонстрация манипуляционных навыков (Приложение № 3):
Приемы Леопольда- Левицкого.
Аускультация сердцебиения плода.
Акушерское пособие в родах при переднем виде затылочного предлежания плода.
Ведение последового периода родов.
Конкурс оценивают эксперты: заполняют протокол, отмечают баллы, сдают жюри.
Время для демонстрации манипуляции – по 5-10 минут, оценивается качество выполнения манипуляции.
Максимальное количество баллов – 45
4. Этап конкурса «Профилактика – это здорово» Презентация Power Point.
Требования:
Работа в виде презентации, объем 10-15 слайдов
отразить актуальность, профилактические мероприятия.
Критерии оценки:
содержание 2 балл
актуальность 1 балл
умение убеждать 1 балл
артистизм 1 балл
Максимальное количество баллов – 5 баллов
Методическое описание работы жюри:
Члены жюри в количестве 3 чел. осуществляют оценку выполнения конкурсных заданий в соответствии с утвержденными эталонами;
Члены жюри в количестве 3 чел. заполняют карточки участников;
Члены жюри в количестве 3 чел. подсчитывают баллы и определяют команду победителей, распределяя I, II, III места среди участников.
Дополнительная номинация:
«Профессионал» - лучшая демонстрация манипуляции.
Приложение 1.
Оценочный лист команды № 1 профессионального конкурса
«Моя будущая профессия - акушерка»
№ Мероприятие Максимальное
количество баллов Оценка жюри
Визитка, девиз 5 Тестовые задания 5 Манипуляционная техника 45 «Профилактика – это здорово» 5 Оценочный лист команды № 2 профессионального конкурса «Моя будущая профессия - акушерка»
№ Мероприятие Максимальное
количество баллов Оценка жюри
Визитка, девиз 5 Тестовые задания 5 Манипуляционная техника 45 «Профилактика – это здорово» 5 Оценочный лист команды № 3 профессионального конкурса «Моя будущая профессия - акушерка»
№ Мероприятие Максимальное
количество баллов Оценка жюри
Визитка, девиз 5 Тестовые задания 5 Манипуляционная техника 45 «Профилактика – это здорово» 5 Приложение № 2.
Тестовые задания
Выбрать один правильный ответ
1.    Объективное исследование беременной или роженицы начинается с:1)    пальпации живота2)    аускультации живота3)    измерения окружности таза4)    объективного обследования по системам
2.    Положение плода - это:1)    отношение спинки плода к сагиттальной плоскости2)    отношение спинки плода к фронтальной плоскости3)    отношение оси плода к продольной оси матки4)    взаимоотношение различных частей плода
3.    Правильным является членорасположение, когда:1)    головка разогнута, ручки скрещены на груди, ножки согнуты в коленях и тазобедренных суставах, туловище согнуто2)    головка согнута, ручки скрещены на груди, ножки согнуты в коленях и тазобедренных суставах, туловище согнуто3)    головка согнута, позвоночник разогнут, ручки скрещены на груди, ножки согнуты в коленях и тазобедренных суставах, туловище согнуто4)    головка согнута, ручки скрещены на груди, ножки разогнуты в тазобедренных и коленных суставах
4.    Позиция плода при поперечном положении определяется по расположению:1)    спинки2)    головки3)    мелких частей4)    тазового конца
5.    Предлежание плода - это отношение:1)    головки плода ко входу в таз2)    тазового конца плода ко входу в малый таз3)    наиболее низколежащей части плода ко входу в таз4)    головки плода ко дну матки
6.    Первым приемом наружного акушерского исследования определяется:1)    позиция плода2)    вид плода3)    высота стояния дна матки4)    предлежащая часть
7.    Истинная конъюгата - это расстояние между:1)    серединой верхнего края лонного сочленения и мысом2)    наиболее выступающими внутрь точками симфиза и мысом3)    нижним краем симфиза и выступающей точкой мыса4)    гребнями подвздошных костей
8.    Достоверным признаком беременности является:1)    отсутствие менструации2)    увеличение размеров матки3)    диспепсические нарушения4)    наличие плода в матке5)    увеличение живота
9.    Характерным признаком полного плотного прикрепления плаценты является:1)    боль в животе2)    кровотечение3)    высота стояния дна матки выше уровня пупка после рождения плода4)    отсутствие признаков отделения плаценты
10.    При кровотечении в 3 м периоде родов и наличии признаков отделения плаценты необходимо:1)    провести наружный массаж матки2)    ручное отделение плаценты3)    выделить послед наружными приемами4)    ввести сокращающие матку средства5)    положить лед на низ живота
11.    К способам выделения из матки неотделившегося последа относят:1)    метод Абуладзе2)    потягивание за пуповину3)    метод Креде-Лазаревича4)    ручное отделение и выделение последа
12.    Тяжесть токсикоза 1 й половины беременности характеризуется:1)    потерей массы тела2)    ацетонурией3)    субфебрилитетом4)    головной болью5)    болями внизу живота
13.    Наиболее грозным симптомом гестоза является:1)    альбуминурия 1 г/л2)    значительная прибавка в весе3)    боли в эпигастральной области4)    заторможенность5)    повышенная возбудимость
14.    Признаками эклампсии являются:1)    гипертензия2)    альбуминурия и отеки3)    диарея4)    судороги и кома
15.    При правильном членорасположении плода головка находится в состоянии:1)    максимального сгибания2)    умеренного сгибания3)    умеренного разгибания4)    максимального разгибания
16.    Во 2 м периоде родов сердцебиение плода контролируется:1)    после каждой потуги2)    через каждые 15 минут3)    через каждые 10 минут4)    через каждые 5 минут
17.    Истинная конъюгата в норме равна (см):1)    112)    133)    94)    20
18.    Наружное акушерское исследование во 2 й половине беременности не предполагает:1)    определения положения, позиции, размера плода2)    анатомической оценки таза3)    определения срока беременности4)    функциональной оценки таза5)    оценки частоты и ритма сердцебиения плода
19.    Объективным признаком развившейся регулярной родовой деятельности является:1)    излитие вод2)    нарастающие боли в животе3)    увеличивающаяся частота схваток4)    укорочение и раскрытие шейки матки5)    боли в надлобковой и поясничной областях
20.    Наиболее частой причиной преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты является:1)    гестоз2)    травма живота3)    перенашивание беременности4)    многоводие, многоплодие5)    короткая пуповина
Приложение № 3. Манипуляционная техника
Протокол манипуляции №1: Приемы Леопольда – Левицкого
Цель: Определить положение, вид, позицию, предлежание внутриутробного плода, диагностика многоплодной беременности.
Оснащение: Кушетка, одноразовая пеленка, ОУКБ/ИР.
Баллы
Подготовка Опорожнение мочевого пузыря. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Выполнение Объяснить пациентке цель и ход исследования. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Беременную уложить на спину, ее ноги должны быть согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Встать справа от женщины, лицом к ней. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Первым приемом определить высоту стояния дна матки и часть плода, которая находится у дна матки. Ладони обеих рук расположите на уровне дна матки, пальцы рук сближайте, осторожной пальпацией вниз определяйте уровень стояния дна матки и часть плода, находящуюся у дна матки. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Вторым приемом определить позицию и вид позиции плода. Обе руки со дна матки перемещать книзу, расположив их на боковых поверхностях. Пальпацию частей плода производить постепенно правой и левой рукой, чтобы определить, в какую сторону обращена спинка плода и его мелкие части. Спинка плода определяется на ощупь как широкая, гладкая, плотная поверхность. Мелкие части плода определяются с противоположной стороны в виде подвижных небольших бугорков. Если спинка слева - 1 позиция. Если спинка справа - 2 позиция. Спинка кпереди - передний вид. Спинка кзади - задний вид. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Третьим приемом определить предлежание плода. Исследование выполняется одной рукой. Положить правую руку немного выше лонного сочленения так, чтобы 1 палец находился на одной стороне, четыре остальных - на другой стороне нижнего сегмента матки Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Медленным и осторожным движением пальцы погрузить вглубь, охватывая часть плода, расположенную над лоном. Головка плода ощущается как крупная, круглая, плотная часть, а ягодицы - как крупная, но мягкая его часть - головное и тазовое предлежание плода. Если определяется головка над входом в малый таз - головное предлежание. Если определяются ягодицы - тазовое предлежание. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Четвертым приемом определть уровень расположения предлежащей части:
головка прижата
головка малым сегментом
головка большим сегментом
головка в полости малого таза
Выполняется двумя руками. Встать спиной к лицу женщины, ладони обеих рук расположить на нижнем сегменте матки справа и слева, при этом концы пальцев должны достичь симфиза. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
9. Вытянутыми пальцами осторожно скользить вглубь, по направлению к полости таза, уточняя характер предлежащей части плода и высоту ее стояния. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Итого баллов 10 баллов
Протокол манипуляции №2: Аускультация сердцебиения внутриутробного плода
Цель: Определение сердечных сокращений плода
Оснащение: Акушерский стетоскоп/ кардиотокограф, секундомер, кушетка, одноразовая пеленка, ОУКБ/ИР, ватные шарики, дезинфицирующий раствор, емкость для утилизации. Баллы
Подготовка Информировать беременную или роженицу о необходимости выполнения и сущности манипуляции. Выполнено – 1
Не выполнено -0
Беременную уложить на кушетку, покрытую индивидуальной пеленкой, на спину, ноги выпрямлены. Выполнено – 1
Не выполнено -0
Вымыть руки гигиеническим способом. Обработать стетоскоп. Выполнено – 1
Не выполнено -0
Провести наружное акушерское исследование для определения членорасположения плода. Выполнено – 1
Не выполнено -0
Выполнение 1. Акушерский стетоскоп широким раструбом приложить к оголенному животу  беременной. Выполнено – 1
Не выполнено -0
При затылочных  предлежаниях сердцебиение плода аускультируется ниже пупка: слева  – при первой позиции, справа -  при второй позиции. При тазовых  предлежаниях наиболее отчетливо сердцебиение плода аускультируется выше пупка в зависимости от позиции плода слева или справа. При поперечном положение плода –  на уровне пупка, ближе к головке. При аускультации сердцебиения плода можно уловить биение брюшной аорты, крупных сосудов матки. Они совпадают  с пульсом беременной.
Выполнено – 1
Не выполнено -0
Подсчитать количество сердечных ударов плода за одну минуту. Выполнено – 1
Не выполнено -0
Стетоскоп после окончания исследования обрабатывают ватным шариком, смоченным дезинфицирующим раствором. Ватный шарик поместить в емкость для утилизации.
Выполнено – 1
Не выполнено -0
Вымыть руки гигиеническим способом. Выполнено – 1
Не выполнено -0
Записать полученные данные в ОУКБ/ИР. Выполнено – 1
Не выполнено -0
Итого баллов 10 баллов
Манипуляция № 3. Акушерское пособие в родах.
Оснащение: родовой стол, акушерский фантом, кукла, стерильный набор для приема родов (простыни, одежда для роженицы и спец.одежда для акушерки), антисептики, корнцанг и марлевые шарики для обработки.
Цели акушерского пособия:
инфекционная безопасность
профилактика детского и материнского травматизма. Баллы
Акушерка моет руки на хирургическом уровне, обрабатывает антисептиком. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Стерильным пинцетом достать из бикса стерильный набор для новорожденного положить на передвижной столик. Стерильным пинцетом достать набор для роженицы и акушерки, положить на лоток на родовой стол. Выполнено – 1
Не выполнено – 0
Подготовка роженицы к родам: обработка наружных половых органов с антисептиками при помощи корнцанга и марлевых тампонов (лобок, половые губы, внутренняя поверхность бедра, промежность). Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Переодевание роженицы в стерильную рубашку, бахилы, шапочку. Выполнено – 1
Не выполнено – 0
Подготовка акушерки к родам: надеть стерильную спец.одежду: шапочку, маску, очки, халат, перчатки. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Акушерка берет стерильную пеленку для защиты промежности. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Приступить к оказанию акушерского пособия: прорезывание головки. Акушерка придерживает своей рукой затылок рождающегося ребенка от преждевременного разгибания. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Рождение головки: акушерка сводит ткани промежности с головки плода. В момент рождения теменных бугров роженице запрещается тужиться, она должна глубоко дышать ртом (для профилактики акушерского травматизма). Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Головку бережно направляет кпереди кверху левой рукой; правой рукой осторожно снимают ткани промежности с лица рождающего плода Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Проверяет, нет ли обвития пуповины вокруг шеи плода Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Выведение переднего плечика: акушерка укладывает руки на околоушную область головки плода, не сдавливая сонную артерию. Чтобы родилось переднее плечико, головку плода отклоняют книзу. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Выведение заднего плечика: для рождения нижнего плечика акушерка левой рукой отклоняют головку ребенка кверху, а правой рукой сводит ткань промежности женщины книзу (для профилактики травматизма) Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Рождение туловища и конечностей ребенка: захватить руками грудную клетку ребенка так, чтобы большие пальцы располагались вдоль позвоночника, а остальные пальцы на груди ребенка. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
После рождения плечевого пояса обеими руками осторожно обхватывает грудную клетку плода, направляет туловище кверху к матери на живот (метод «кенгуру») Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Выкладывает на живот матери Выполнено – 1
Не выполнено - 0
ИТОГО БАЛЛОВ: 15 баллов
Манипуляция № 4. Алгоритм ведения последового периода родов.
Оснащение: лоток, шприц с иглой, окситоцин 10 ЕД, ватные шарики, 70 % спирт.
Цели: вывести послед, осмотреть на целостность, профилактика кровотечения. Течение периода не более 30 мин. Баллы
Ввести окситоцин в/м в область бедра в течение 1-й минуты после рождения ребенка. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Пережать пуповину ближе к промежности зажимом. Держать пуповину и концы зажима одной рукой
Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Положить другую руку непосредственно на дно матки и дождаться первого маточного сокращения. Переведя руку на область лона, удерживать матку, отводя ее от лона во время контролируемого потягивания за пуповину. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Очень осторожно потянуть на себя пуповину для рождения плаценты. Продолжать отводить матку другой рукой в направлении, противоположном потягиванию за пуповину. Если плацента не опускается в течении 10-20 сек.- прекратить тянуть за пуповину. Осторожно держать пуповину и дождаться очередного сокращения матки, повторить контролируемое потягивание с отведением матки в противоположную сторону. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Держать плаценту обеими руками и осторожно поворачивать ее, пока плодные оболочки не родятся Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Внимательно осмотреть плаценту на целостность (все оболочки и дольки целы). Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Измерить кровопотерю матери в родах (допустимо до 0,5 % от массы тела). Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Произвести наружный массаж матки через брюшную стенку до появления сокращений матки, для профилактики послеродового кровотечения у матери. Выполнено – 1
Не выполнено - 0
Повторять массаж матки каждые 15 минут в течение первых 2-х часов послеродового периода Выполнено – 1
Не выполнено - 0
ИТОГО БАЛЛОВ 10 баллов
Министерство здравоохранения Свердловской области
Нижнетагильский филиал
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Свердловский областной медицинский колледж»
Ирбитский центр медицинского образования
Сводная ведомость профессионального конкурса «Моя будущая профессия - акушерка»
Команда Визитка
«Моя профессия – моя гордость».
(0-5 баллов)
Тестовые задания
(0-5 баллов) Манипуляционная
техника
(0-45 баллов) Профилактика- это здорово
(0-5 баллов) Итог
1 2 3 4 Общее
кол-во
баллов 1 2 3 Члены жюри:
Булдаков Д.А. ______________________
Бахарева Т.В. _______________________
Костенко Е.Ю. ______________________