Конкурс: Лучший педагог учреждения дополнительного образования.


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Асбестовского городского округа
Конкурс: «Лучший педагог учреждения дополнительного образования»
Аналитическая записка
о результатах деятельности
педагога дополнительного образования первой квалификационной категории МБУДО СЮН
Нестеровой Нины Петровны
Асбест 2016

Начальнику Управления
образованием Асбестовского
городского округа
Чудовой Елене Владимировне
педагога дополнительного
образования
МБУДО «Станция юных
Натуралистов»
Асбестовского городского округа
Нестеровой Нины Петровны
Заявление
Прошу принять документы на участие в Муниципальном конкурсе педагогических и руководящих работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа, «Лучший по профессии». С условием проведения конкурса согласна.
------------------------Нестерова Нина Петровна
18. 05. 2016г.
Анкета участника муниципального конкурса педагогических и руководящих работников образовательных организаций, подведомственных управлению образованием Асбестовского городского округа, «лучший по профессии»
Фамилия Нестерова Имя Нина Отчество Петровна Паспорт серия 65 05 № 615044 Выдан (когда, кем) 21.11.2005г. Дата рождения 18.04.1960г. Адрес и индекс места прописки 624286 Свердловская область, г. Асбест, пос. Малышева, ул. Тимирязева д. 1, кв. 83 Контактные телефоны 8-904-876-53-56 Место работы и занимаемая должность: педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юных натуралистов» АГО
Образование, название учебного заведения, год окончания Нолинское среднее профессионально-техническое училище, 1978г. квалификация по диплому: мастер-плодоовощевод
Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский, проектно-технологический инженерный центр ВНИЦ «Биотехника», г. Одесса, 1990г. квалификация: специалист защищённого грунта
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», 2015г. Ведение профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.

Стаж работы по специальности: 37лет Результаты аттестации: 1 квалификационная категория Повышение квалификации за последние 5 лет: 2015год – «Институт развития образования» по программе профессиональной переподготовки «Теория и практика работы педагога дополнительного образования в образовательной организации», 250 час.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» дано согласие на обработку моих персональных данных, указанных выше, специалистами Управления образованием Асбестовского городского округа.
---------------------Нестерова Нина Петровна
18.05.2016г.
1. Позитивная динамика образовательных достижений обучающийся (за последние 3 года) «Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию».  (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н.) Дополнительное образование на станции юных натуралистов – это уникальная образовательная сфера, сфера заботы, любви и радости, где обучающему легче обрести поддержку и взаимопомощь детей и взрослых. Дополнительное образование на Станции юных натуралистов ориентировано на развитие человека как субъекта культурных, социальных отношений, оно способно удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, предоставить им возможность для самореализации в познавательной и творческой деятельности.
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи, подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования, как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Основными направлениями моей деятельности за период последних трёх лет являются:
1. Экологическое, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание обучающихся.
2. Воспитание культуры, здорового и безопасного образа жизни.
3. Формирование экологической культуры через разные виды деятельности ребёнка: учебно-познавательная, практическая, игровая, творческая, исследовательская деятельность, наблюдения.
При организации своей деятельности я руководствуюсь нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция о правах ребёнка;
- Концепция развития дополнительного образования детей;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Долгосрочный комплексный план мероприятий по развитию экологического образования и просвещения населения Свердловской области до 2015года;
- Концепция формирования здорового образа жизни и профилактика заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года;
- Образовательная программа Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» на 2014 – 2020годы.
Важное значение в моей деятельности, как педагога дополнительного образования приобретает уважение к личности ребёнка. Организация разнообразной, творческой, личностно-значимой деятельности обучающихся, в которой осуществляется развитие и благополучная социализация обучающихся. Сохранение и укрепление здоровья, самоутверждение каждого обучающегося, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.
Развитие творческого потенциала, формирование познавательного интереса, повышение коммуникативной компетенции и изменение социального статуса обучающегося в коллективе сверстников, формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора ребёнка – всё это и многое другое, что происходит с обучающимся в системе моего творческого объединения прямо или косвенно способствует его дальнейшей социализации. В нашем творческом объединении неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребёнка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.
За последние три года осуществляла деятельность по трём образовательным программам «Юный натуралист» 2 и 3 год обучения, «Юный растениевод» 1 год обучения, «Цветоводство» 1 год обучения (Приложение № 1), которые направлены на совершенствование условий, способствующие формированию экологической культуры, удовлетворению и развитию творческой и познавательной активности детей образовательного процесса, реализацию способностей обучающихся на всех ступенях образования, успешной самореализации личности. Критериями определения результативности усвоения программ является уровень экологических знаний и уровень сформированности экологических отношений, которые прослеживаются в знаниях, умениях и навыках обучающихся. Система оценивания достижений обучающихся в творческом объединении «Цветочный калейдоскоп» начинается с диагностики сформированности экологических отношений, которая проводится два раза в год, в начале учебного года и в конце учебного года. (Приложение № 2) На основании мониторинга результатов диагностики сформированности экологических отношений у обучающихся творческого объединения можно констатировать успешность усвоения образовательных программ. (Приложение № 3)
Также в своей педагогической деятельности я ориентируюсь на результаты мониторинга по трём компетенциям: информационной, коммуникативной, здоровьесберегающей. (Приложение № 4)
На основании результатов мониторинга по компетенциям можно констатировать успешность усвоения образовательных программ. В первом полугодии по всем компетенциям преобладает средний результат, низкий результат остаётся довольно высокий процент. Во втором полугодии приращение среднего показателя на 5%, высокого показателя в информационной и коммуникативной компетентности на 24,3% и высокий показатель на 36,3% по здоровьесберегающей компетентности и очень низкий процент минимального показателя по всем компетенциям, что говорит о положительной динамике.
Показателями результативности моей деятельности является рост сохранности контингента детей в творческом объединении «Цветочный калейдоскоп» (Приложение № 5)
Многие дети в объединение приходят из сложных семей – многодетных, неблагополучных, неполных, опекаемых. (Приложение № 6) Этим категориям детей уделяется особое внимание, учитывая, что все они входят в «группу риска» и нуждаются в постоянной помощи и контроле.
Ведущими методами и средствами коррекции поведения обучающихся творческого объединения «Цветочный калейдоскоп» являются вовлечение детей в групповую деятельность, формирование эмоционально-волевой сферы личности путём организации индивидуального подхода к ребёнку, привлечение к участию в деятельности объединения, создание ситуации успеха;
- создание заинтересованности каждого обучающегося в работе группы;
- рост активности и результативности обучающихся объединения в мероприятиях различного уровня;
- уменьшение количества конфликтных ситуаций.
На занятиях в творческом объединении эффективно применяются здоровьесберегающие технологии, они как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий – это физкультминутки, динамические паузы. (Приложение № 7)
Для эмоциональной разрядки – это шутки, улыбки, юмористическая или поучительная картинка, поговорки. Одним из важных аспектов является психологический комфорт на занятиях, поэтому всегда доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому, поощрение самостоятельности, стремление раскрыть способности каждого ребёнка.
Здоровьесбережение выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.
В творческом объединении «Цветочный калейдоскоп» созданы благоприятные условия для развития способностей ребёнка, атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи. Развивать способности личности ребёнка позволяет участие в различных конкурсных мероприятиях городского и областного уровней. На станции юных натуралистов для детей создана система конкурсной деятельности, где дети моего объединения активно и с удовольствием принимают участие. В объединении «Цветочный калейдоскоп» созданы условия для развития творческих способностей и талантов каждого обучающегося. (Приложение № 8) В дальнейшем детские творческие работы представляются на различных выставках, где дети сами презентуют свои лучшие работы, обмениваются опытом с другими детьми творческих объединений.
Показателями результативности моей деятельности является положительная мотивация детей к активной творческой деятельности и высокий процент участия в конкурсных городских и областных мероприятиях в различных номинациях. (Приложение № 9)
Мониторинг воспитательной работы по формированию экологической культуры показывает рост мероприятий, их участников и призёров. Увеличение количества призёров по годам связано с активным посещением детей моего творческого объединения и активной творческой позицией. (Приложение № 10)
2. Позитивные результаты деятельности по взаимодействию с субъектами образовательного процесса.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности является работа с родителями. Главными задачами взаимодействия с родителями считаю: установление партнёрских отношений с семьёй и объединение усилий для развития и воспитания детей младшего и среднего и старшего школьного возраста, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки. В работе с родителями использую родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Работа с родителями является актуальной, сотрудничество с родителями даёт мне возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять знания, развивать креативные способности.
Важнейшим средством развития детей является творческая деятельность. Поэтому достаточно часто на занятиях и дома предлагаю совместно с родителями выполнить задания творческого характера: придумать сказки об изученном, легенды о цветах, нарисовать иллюстрации, провести исследовательские наблюдения за цветочно-декоративными и овощными культурами совместно, дети и родители, в летний период на дачном участке. (Приложение № 11) Также вниманию родителей в моём кабинете представлены информационные стенды, буклеты, консультации на различные темы: (Приложение № 12) Таким образом, используя различные формы общения с родителями, создаю благоприятный микроклимат между обучающимися и семьёй в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности. Повышается уровень педагогической и психологической грамотности родителей.
Судя по отзывам родителей и детей, творческие мероприятия дарят детям и взрослым ощущение сплочённости, взаимных достижений, а главное, создают атмосферу радости и счастья, которая запоминается надолго.
Очень сплачивает коллектив различные формы мероприятий с выходами в природу, где каждый ребёнок на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех.
За девятнадцать лет работы в моём объединении сформированы многие добрые традиции. Они не являются просто повторением какого-либо хорошего мероприятия, каждый новый учебный год вносит свои коррективы в традиционное дело, к нему готовятся заранее и ждут, как праздника и старшие и маленькие дети. Любое традиционное мероприятие, проведённое в объединении Станции юных натуралистов, находит отклик и резонанс у младших и у старших детей. Традицией нашего объединения является мероприятие городского и областного уровней: «День открытых дверей» - запись в объединение, консультации по работе объединения, игровая программа; «Цветок ветерану» - поздравление ветеранов с вручением цветов и открыток сделанные кружковцами; (Приложение № 13) «Новогодний серпантин» игровая программа для детей; (Приложение № 14) «Широкая масленица» - конкурсная программа с блинами; (Приложение № 15) «День воды» - конкурс плакатов, рисунков; (Приложение № 16) «День птиц» - конкурс плакатов, рисунков; «Золотая осень» - конкурсная-игровая программа; «Экоколобок» - игровая программа; (Приложение № 17) Постоянное участие в конкурсе «Юные исследователи природы». (Приложение № 18)
Выполняя социальный заказ администрации Асбестовского городского округа об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, я ежегодно осуществляю руководство городских трудовых и экологических отрядов школьников, которые работают на базе Станции юных натуралистов с марта месяца по ноябрь. Деятельность в экологическом отряде направлена на соблюдение здорового образа жизни, улучшение состояния окружающей среды, на участие в городских экологических акциях, природоохранных мероприятиях и является условием для воспитания нравственно-духовного здоровья и экологической культуры подрастающего поколения. С марта месяца 2011 по 2015 годы в экологических отрядах под моим руководством было занято более 500 подростков. Дети принимают активное участие в экологических акциях, оказывают посильную помощь в озеленении города. Осуществляют безвозмездную благотворительную деятельность дому Ветеранов.
3. Результативность использования инновационных технологий
Под инновациями понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приёмов и средств обучения. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога. Инновационная деятельность непрерывно связана с учебно-исследовательской деятельностью обучающихся. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с педагогом окружающей природы. Все, что ребята делают, они делают сами (один, с группой,  с педагогом): планируют, выполняют, анализируют, оценивают и, естественно, понимают, зачем они это делают. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Учебно-проектная деятельность, когда каждый ребёнок находя проблему ставит цель и задачи, находит способы решать эту проблему. Проекты реализуются в течении нескольких лет.
В деятельности проектирования, по мнению К.Н. Поливановой, ребенок может приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находить способы реализации своего «проекта»[21].
Проектная деятельность является приоритетным направлением в работе с обучающимися, метод проектов позволяет обучающимся увидеть плоды своего труда, оценить его самостоятельно и публично презентовать.
В нашем объединении ежегодно реализуется проект растительной косметики, где дети самостоятельно находят полезные свойства растений и учатся использовать их в косметологии. (Приложение № 19)
Составлен справочник лекарственных растений: «Природа, красота, здоровье». В нём собраны лекарственные растения и ягоды, с которыми дети знакомятся в процессе образовательной деятельности. (Приложение № 20)
В результате учебно-исследовательской деятельности реализуются проекты: «Размножение гиппеаструма посевом семян», таким образом размножаем редкие растения семенным способом. «Выращивание хризантем в осенне-зимний период из черенков», «Сортоизучение томатов в закрытом грунте», выявляем наиболее лучший сорт для Урала. «Выращивание лука на перо в зимний период». Составлена коллекция цветочно-декоративных культур, где выращивается более ста видов растений. (Приложение № 21) Принимала участие в проекте «Краснокнижные виды» Свердловской области встречаемые в городе Асбесте. В нашем творческом объединении создаются краснокнижные виды: «Лебедь-Шипун» Cygnus olor), «Речная-Выдра» (Lutra vulgaris), работа представлена в (приложении под № 9) Принимала активное участие в областных мероприятиях в конкурсе фито-дизайн с использованием природных и отходных материалов. Изготовлены фундаментальные работы с участием детей разных возрастов.
Использование информационных коммуникативных технологий способствует усилению внимания, улучшает качество образования, технологии помогают более качественно запоминать. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для меня как педагога новые возможности в обучении, позволяет повысить результативность обучения, привить навыки самообучения, самоорганизации. Появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения. Применение компьютерной техники на занятиях позволяет сделать их более яркими, насыщенными, легко запоминающимся.
Чтобы идти в ногу со временем, я владею основами информационных технологиями, имею представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, умею работать в компьютерных программах Word, Ехсеl, Роwer Point. мультимедиа «Corel Video Studio», пользуюсь интернетом. Планирую создание нового собственного сайта.
Компьютер, имеющий доступ к Интернету, помогает мне и обучающемуся в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.
Изучив и обобщив опыт, применяющих ИКТ на своих занятиях, я  пришла к выводу, что при их  применении происходит:
- Формирование новых компетенций, нравственных и эстетических ценностей;
- Адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни;
- Развитие творческих способностей и самостоятельной активности обучающихся;
- Обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;
- Свободолюбивую творческую личность, создается положительная мотивация для самообразования, способствует сохранности контингента.
4. Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт на муниципальном уровне, что даёт возможность регулярно анализировать результаты своей деятельности. Критериями эффективности методической работы являются результативные показатели: ежегодно участвую в педагогических чтениях на уровне СЮН.
Методическая разработка: «Растения – переселенцы», призёр заочного тура. Методическая разработка на уровне СЮН: «Экологическая игра-викторина», «Насекомые вредные и полезные», «Здоровый образ жизни», «Царство грибов», игра по станциям «Биологический поезд», познавательные викторины «Природа и мы», «В царстве растений», «Пожарная безопасность», «Путешествие в царство комнатных растений», «Хвойные деревья», «Вегетативное размножение комнатных растений»
Изучив и овладев волшебной филигранью квиллинга провела мастер-класс для педагогов СЮН, что дало яркость и образность.
Проведены открытые занятия: «Содержание растений на окне в зимнее время», «Правила ухода за комнатными растениями в разный период времени», Волшебная филигрань квиллинга».
Родителя, учителям школы и родителям постоянно провожу консультации по содержанию комнатных растений и мер борьбы с вредителями. Делилась навыком работы по ландшафтному дизайну, по выращиванию крепкой, здоровой рассады. Выступала с докладом о пользе лекарственных растений в библиотеке.
Неоднократно представляла свой опыт работы на муниципальном уровне:
2013 год – помещена статья о квиллинге в газете СЮН.
18.02.2014 год - тема: «Активизация познавательной деятельности детей младшего школьного возраста при реализации программ растениеводческой направленности»;
03.03.2015 год - тема: «Активизация познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста разнообразными формами, методами обучения в творческом объединении «Цветочный калейдоскоп».
2014 – 2015 год - являлась членом оценочной комиссии городских конкурсов: «Берегите Ель», «Помоги птицам», пр. № 43а о/д от 05.09.14г.
2015 год - работа в творческой группе: «Корректировка диагностики сформированности экологических отношений», пр. № 62 о/д от 30.0915г.
2014 – 2015 год - являлась членом оценочной комиссии городских конкурсов: «Берегите Ель», «Помоги птицам», пр. № 43б о/д от 05.09.14г.
2015 – 2016 год – являлась членом жюри: «Рассказы о животных».
2016 год – тема: «Совершенствование педагогического мастерства на творческом уровне (мои педагогические аксиомы)», призёр заочного тура.
5. Непрерывностью профессионального развития является систематическая работа по совершенствованию уровня профессионализма.
Регулярно повышаю свой профессиональный уровень на семинарах ГБОУ ДОД ЦД СО «Дворец молодёжи»:
2013 год - сертификат №611, тема: «Современные технологии в организации учебно-исследовательской деятельности»; сертификат № 588, тема: «Летняя оздоровительная компания в рамках реализации областного проекта «Курс – эко»;
2014 год, сертификат №280, тема: «Инновационные пути развития экологического образования: проблема формирования экологической культуры обучающихся в современном образовательном пространстве»; сертификат №1102, тема: «Школа педагогического мастерства: Экологическая культура и профессиональная компетентность педагогов и специалистов экологического образования»;
2015 год, сертификат №548, тема: «Инновационные методы учебно-исследовательской деятельности в области сельского хозяйства».
2015 год прошла профессиональную переподготовку на базе ИРО Свердловской области по специальности: «Теория и практика работы педагога дополнительного образования в образовательной организации».
Ежегодно принимаю активное участие в областных и городских конкурсных мероприятиях и была награждена:
- благодарственное письмо ГКУ «Асбестовский ЦЗ», за высокие показатели и активное участие в программе «Трудовое лето - 2012» (12.10.2012);
- благодарственное письмо ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Асбеста», за доброе чуткое отношение к людям пожилого возраста, воспитание в учениках чувства сострадания и доброты (2012);
- благодарственное письмо ГАОУДОД Свердловской области ЦДОД «Дворец молодёжи», за подготовку призёра растительной косметики, 2013; благодарственное письмо ГАОУДОД Свердловской области ЦДОД «Дворец молодёжи», за подготовку призёра конкурса растительной косметики и аромотерапии, 2014;
- благодарственное письмо ГАОУДОД Свердловской области ЦДОД «Дворец молодёжи», за содействие в организации обучающихся МБОУДО «СЮН» для участия в областной школе «Юные исследователи природы» программа» «Школа юного опытника – растениевода», 2015;
- почётная грамота Управление образованием Асбестовского городского округа, за успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов в свете современных достижений науки, формировании нравственного развития личности. пр.№223 от18.08.2015г.
- благодарственное письмо за подготовку призёра конкурса детского творчества «Свет рождественской звезды», 2016;
- благодарственное письмо Управление образованием Асбестовского городского округа призёру заочного этапа муниципального конкурса Педагогические чтения, 2016;
- Благодарность Управление образованием Асбестовского городского округа призёру заочного этапа муниципального конкурса на лучшую методическую разработку среди педагогических и руководящих работников образовательных организаций, 2016.