Статья Использование веб-квест технологии на уроках английского языка как средство повышения мотивации учебной деятельности.


Использование веб-квест технологии на уроках английского языка как средство мотивации учебной деятельности.
Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности студентов. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности обучаемых. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие студента к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.
Сегодня уже трудно представить работу образовательной организации без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Неоспоримое преимущество Всемирной паутины в том, что она представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Однако, как может подтвердить любой, кто пытался найти там хоть что-либо, эта процедура приносит одни разочарования, требуя при этом значительных затрат времени и эмоций. По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать студентов за нужной информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием структурного подхода, который дает ученикам возможность использовать свой труд более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного мышления. Эта технология называется веб-квест.
Веб-квест (дословно с английского «поиск в сети интернет») — это деятельностно-ориентированная проектная дидактическая модель, предусматривающая самостоятельную поисковую работу студентов в сети Интернет. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March) из Государственного университета Сан-Диего. Берни Додж определяет веб-квест как «исследовательски-ориентированную деятельность, в которой вся информация, используемая студентом, добывается из Интернета». Филипп Бенц так описывает веб-квест: «Это конструктивный подход к обучению. Обучающиеся не только собирают и организуют информацию, полученную из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу, часто связанную с их будущей профессией».
Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того, чтобы заставлять студентов бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, преподаватель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, студенты должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом.
Структура вебквеста:
Веб-квест состоит из следующих разделов:
 Введение - краткое описание темы веб-квеста. Этот раздел предназначен для привлечения интереса студентов.
 Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
 Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
 Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
 Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться студенты, выполнив данный веб-квест.
 Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
 Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Критерии методической оценки:
Критерии методической оценки веб-квестов, которые разработали B. Dodge и Т. March, направлены на определение степени реализации поставленных задач в каждом разделе квеста:
 Введение - мотивирующая и познавательная ценность.
 Задание - проблемность, четкость формулировки, познавательная ценность.
 Порядок работы и необходимые ресурсы - точное описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.
 Оценка - адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.
 Заключение - взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут студенты, выполнив данный веб-квест.
Веб-квест при изучении иностранного языка:
Веб-квест имеет ряд преимуществ, способствующих решению задач при изучении иностранного языка:
 обеспечивает автономность и самостоятельность студентов;
 развивает коммуникативную компетенцию;
 дает возможность осуществить индивидуальный подход;
 мотивирует студентов к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала;
 позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;
 помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность студентов, которой они сами управляют;
 организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель;
 способствует принятию самостоятельных решений;
 развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного и др.).
Таким образом, обучение становится менее ориентированным на преподавателе, а студент становится более ответственным за свои собственные знания и сам процесс получения знаний: он должен организовать собственное время, решить, какие материалы могут быть использованы для выполнения задания, в какой форме представить свою точку зрения. Преподаватель здесь скорее помощник или наставник, умело направляющий студента к формированию навыков самообразования.
Веб-квесты развивают критическое мышление. Студенты не просто собирают информацию, но и трансформируют её, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У них повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению продуктивности деятельности.
Рассмотрим, например, веб-квест “A Trip to London”. Веб-квест начинается с предложения пройти небольшой тест, чтобы определить, насколько хорошо студенты знают Лондон. Это и есть введение, предназначенное для повышения интереса студентов к самой теме. Далее идет задание, которое, чтобы повысить интерес и мотивацию, должно быть наиболее приближено к реальным условиям. Студентам сообщают, что они должны спланировать поездку в Лондон, где они будут учиться и жить. Это на самом деле довольно сложная задача, поэтому в блоке Процесс она разделена на несколько основных ступеней: выбор места жительства, колледжа, разработка маршрута поездок в колледж, выбор туристического маршрута. Студенты получают список сайтов, где они могут ознакомиться с гостиницами Лондона а также с семьями, в которых они могут жить. Затем, при помощи определённых сайтов они решают, как будут добираться из аэропорта Хитроу до своего места жительства. Далее, они выбирают ж и каким транспортом будут туда добираться. Студентам необходимо представить презентацию своего проекта и написать письмо домой о своём пребывании в Лондоне. В разделе Оценка размещены критерии, по которым будет оцениваться проектная работа. Студенты знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться. В заключении следует рефлексия того, чему научились в процессе выполнения веб-квеста.
Таким образом, изучив возможности использования технологии веб-квестов, мы можем сделать следующие выводы. Технология веб-квеста носит универсальный характер и может быть использована в целях развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, умений из различных источников. Данная технология позволяет, как пополнить знания студентов, так и систематизировать уже имеющиеся. Технология может стимулировать познавательную активность обучаемых, так как она является новой, разнообразной формой работы, позволяет проявить себя не только студенту, но и преподавателю, как творческой личности, а, следовательно, необходима в современном образовательном процессе.