КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

УРОК обществознания в 6 классе
Антонова Е.В. учитель истории и обществознания
МКОУ Грибановская СОШ 2

Тема урока: ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Место урока: 12 и 13 уроки по рабочей программе, 2 урока в теме.
Цель урока: создать условия для практического исследования сущности человека в социальном измерении.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, анализировать место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека; применять основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных и искать их самостоятельно; выслушивать мнение членов коллектива.
Регулятивные: оценивать собственные навыки общения, прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.
Личностные УУД: формировать ответственного отношения за свои решения .
Воспитывать доброжелательного, заботливого отношения к одноклассникам, проявления внимания и заботы к ним. Развивать навыков сотрудничества, творческих способностей через активные формы деятельности.
Методы урока: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Основные понятия: Самооценка, самопознание, суждение, умозаключение.
Обеспечение урока:
Практикум: «Человек в социальном измерении», Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2015.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 6 класс. Экзамен, 2016.
Сорокина Е. Н.. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016.
Оборудование: Учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.
Тип урока: урок-практикум.












Ход урока
1 урок

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

(. Организационный момент
0:30
Учитель приветствует учеников.
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел наш друг звонок,
Начинаем мы урок.
Посмотрите,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Если ты готов, дружок,
Вместе сотворим урок
Обучающиеся приветствуют учителя. Обучающиеся убеждаются в готовности своего рабочего места.



II. Мотивационно-целевой этап
7:30
Ребята вот и завершилась наша работа по первой главе: «Человек в социальном измерении». Сегодня вы на практике покажете, как усвоили материал. Перед вами раздаточный материал, внимательно слушайте мои инструкции, так как в конце урока вы сами должны оценить свою работу.
Я предлагаю посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве».
Будьте внимательны и постарайтесь ответить на вопросы.
Чему учит данный фрагмент?
Кто главный герой фрагмента?
Куда он попал?
Какую цель он поставил перед собой?
Всё ли у него получилось сразу?
Какой вид деятельности помог достигнуть Вовке поставленной цели?
А какие цели вы ставите перед собой, приступая к изучению темы?
Цель нашего урока
Исследовать сущность человека в социальном измерении.
Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.













III.Актуализация знаний
2:30
Я предлагаю на основе мультфильма заполнить следующую схему №1, в которой вы должны указать цель, средства и результат работы главного героя.
2.Организует работу со схемой на карточках.
Ученики работают со схемой №1.

IV. Практическая работа
7:00
Молодцы, все справились, а теперь поможем Вовке вспомнить основные понятия раздела «Человек в социальном измерении», а то после путешествия в тридевятое царство он многое подзабыл.
Приготовьте карточку №2. Перед вами 10 определений, ваша задача сопоставить определение и понятие соединив их стрелочками.
1) Совокупность качеств человека, приобретаемые им в процессе жизни в обществе (личность).
2) Неповторимость человека (индивидуальность).
3) Занятие человека, его труд, создание того, чего нет в природе (деятельность).
4) Отношение человека к миру, понимание того, что он делает (сознание).
5) Основные виды деятельности (игра, учение, труд, общение).
6) Осознаваемая человеком нужда в чем-либо (потребность).
7) Высказывание, содержащее общую мысль (суждение).
8) Отношение человека к чему-либо (чувство).
9) Процесс рассуждения, размышления или его результат (мышление).
10) Внешнее проявление чувств (эмоция).
Проверим, всё ли у вас получилось.
Учащиеся работают с карточками №2





























Проверяют правильность своей работы на слайде.

IV. Практическая работа.
1. Учимся узнавать и оценивать себя.
13:00
После такой непростой работы захотелось Вовке узнать, об уровне своей самооценки и обратился он Василисам Премудрым, а те ему с радостью помогли, и приготовили тест.
Приготовьте приложение 3
Тест «Моя самооценка» Внимательно прочтите слова, характеризующие определенные черты характера: аккуратность, трусость, зависть, настойчивость, пунктуальность, неряшливость, равнодушие, отзывчивость, грубость, ответственность, заботливость, искренность, обидчивость, смелость, беспечность, вспыльчивость, самообладание, необязательность, целеустремленность, застенчивость, чувство юмора, преданность, медлительность, развязность, сострадательность, холодность. Заполните таблицу, поместив в первый столбик те из вышеперечисленных слов, которые характеризуют идеального человека, во второй - те из указанных в перечне качеств, которыми идеальный человек обладать не должен.

Черты идеального человека
Черты неидеального человека




Из первого и второго столбца выберите и подчеркните те черты характера, которыми вы обладаете. Затем число положительных черт, которыми вы себя наделили, поделите на число слов, помещенных в столбце 1.
Результат близок к 1 - человек, скорее всего, себя переоценивает.
Результат близок к 0 - свидетельство повышенной самокритичности.
При результате, близком к 0,5, - нормальная самооценка.
Аналогично сравните свои отрицательные качества с качествами, помешенными в столбец 2.
Результат, близкий к 0, - завышенная самооценка.
Результат, близкий к 1, - заниженная самооценка.
Результат, близкий к 0,5, - нормальная самооценка.
Вовка понял, что переоценил себя, и захотелось ему узнать, что о нём думают, другие, Василисы с радостью помогли ему и в этой нелёгкой задаче. А вы ребята хотите узнать, что думают о вас окружающие. Я предлагаю выполнить упражнение «Волшебная рука».
Каждый ученик на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем рисунки пускают по кругу и другие ученики между пальцев могут написать новые качества, которые присущи хозяину ладошки.
Что нового вы узнали о себе?

Ученики работают с приложением № 3.























Учащиеся выполняют работу по инструкции.





Проверяют результат теста.




















Учащиеся работают с приложением № 4



Взаимодействуют с партнёрами.






Физкультминутка
1:00
Вовка заметно подустал и двое из ларца предложили ему размяться и проявить себя во всей красе. Они решили устроить состязание кто, лучше изобразит весь спектр эмоций. Давайте присоединимся к нашим героям. Я называю эмоцию, а вы демонстрируете её соседу. Главное условие: нельзя говорить, можно использовать только мимику и жесты.
Радость, грусть, удивление, восхищение, страх, застенчивость, возмущение, спокойствие.


V. Практическая работа.
2. Человек познает мир.
5:00
Вовка немного отдохнул, и тут ему принесли письмо от его знакомой старухи, которой он помог смастерить корыто. В письме старуха просила залатать дыры в мире мыслей. Поможем Вовке? Если кто- то как и старуха позабыл о мире мыслей, тот открывает учебник на странице 36-37 и ищет ответы.
Содержание человеческого мышления в основном составляют понятия, суждения, умозаключения. Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется __понятием___.
Используя различные понятия, человек высказывает свои мысли. Высказывание, содержащее определённую мысль, называется ____суждением_____. Среди суждений есть и такие, которые стали пословицами, народной мудростью: «Корень ученья горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь - один раз отрежь». Из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое суждение - ____умозаключение___.


Ученики работают с приложением №5

(слабые учащиеся открывают стр.36-37) читают текст и заполняют пропуски











IV. Практическая работа.
3. Учимся размышлять
6:00








Не успел Вовка помочь старой знакомой, как двое из ларца стали снова просить Вовку помочь им составить таблицу факторов, способствующих и препятствующих жизненному успеху.
Не успел он помочь молодцам, а Василисы тут, как тут, пословицы приготовили, чтобы проверить, не пропала ли Вовкина помощь даром.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Умение и труд всё перетрут.
Дело мастера боится.
За много дел не берись, а в одном отличись.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Малый топор может срубить большое дерево.
Куй железо, пока горячо.
Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Ученики работают с приложением №6






Работа с учителем.




V. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
2:00
Вот и завершилось наше путешествие по теме «Человек в социальном измерении». Заполните листы самооценки.
ФИ_____________________ Дата:
На уроке я выполнил(а) / не выполнил(а) все задания
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения.
Материал урока мне был понятен / не понятен.
Моя оценка себе.
За поведение на уроке:
За работу на уроке:
Учащиеся заполняют и сдают лист самооценки


Домашнее задание
0:30
Ст.48 упр.№1,4

На счет «три» поднимите вверх руку с количеством пальцев, соответствующим вашей оценке урока.
Спасибо за работу!
Записывают домашнее задание.

Используемый учебно-методический комплекс:
Обществознание 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 111 с.: ил., карт.- (Академический школьный учебник).
Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение 6 класс». – М.: Просвещение, 2014.
А.С.Митькин. Рабочая тетрадь по обществоведению. – М.: «Экзамен», 2016.
15