План конспект Человек среди людей


СОГЛАСОВАНО
Педагог-организатор 10 курса
___________________ Е.Г. Ласкина«___» ______________ 2016 г. УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель 10 курса
___________________Е.Н. Кунгуров
«____» _____________2016 г.
 
 
Классный час на тему: «Человек среди людей»
Класс: 10 «Г»
Дата проведения: 08 октября 2016 г.
Время: 15.50-16.35
Место проведения: учебный корпус, кабинет № 155
Воспитатель: Баранцев А.Ю.
Форма: классный час
Цель:
Применение на практике новых форм воспитательной работы, социализация обучающихся.
Задачи:
Образовательная:
знакомство с новыми словами;
Развивающая:
развивать кругозор кадет
Воспитательная:
способствование укреплению взаимопонимания детей, развитие психологической наблюдательности и умение видеть в другом человеке хорошее и говорить об этом, установление атмосферы дружелюбия в классе, развитие коммукативных способностей, учащихся успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя, осмысливая её.
Формировать УУД:
1) Личностные: внутренняя позиция, самопознание.
2) Регулятивные: управление своей деятельностью.
3) Коммуникативные: речевая деятельность.
4) Познавательные: работа с новой информацией
Ресурсы:
http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-duhovno-nravstvennoe-vospitanie
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайды
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
1. Вступление.
Кадеты, подошел ещё один час общения с вами, но сегодня предстоит общаться не только друг с другом, но и показать, как мы умеем отстаивать свою точку зрения рассуждать.
Предварительная подготовка:
Классу заранее раздаются листочки с именами друзей в классе, в которых они должны отразить черту характера.
2. Основная часть
Итак, продолжаем цикл бесед о нравственных принципах человека, о человеке как о личности. Тема нашей сегодняшней встречи; «Человек среди людей». Мы с вами на прошлом классном часе говорили, что человек может познать себя – как? (в обществе, в сравнении с другими людьми) а как узнать о человеке вообще (по его делам, поступкам) да, но это может проявиться только в обществе, в каком-то социуме.
2 слайд
Робинзон Крузо. Известный вам по книге Д. Дефо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил попугая разговаривать, разговаривал сам с собой, он выжил. 28 лет сражался с дикой природой, но не было дня, когда он не вглядывался в морскую даль, в надежде увидеть на горизонте корабль, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.
- Быть и жить в обществе, значит преподнести себя, каждый должен узнать себя, ощущая себя в обществе, в коллективе, человек смотрит сначала на других. Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:
3 слайд «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других»
Действительно, легче сделать замечание, чем похвалить. Важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке
Игра «Комплимент»
Вот вам карточки с именами ваших одноклассников, в каждом вы должны отметить ту черту характера, за которую вы его уважаете, цените.
Написали? А теперь все это скажите вслух, попытайтесь сделать комплимент. Что было труднее? (ответы кадет)
Как вы думаете, почему? (ответы кадет)
- Молодцы, да, действительно каждый из нас – личность неповторимая индивидуальность, а теперь попробуйте тому же человеку, которому говорили комплименты, рассказать о том качестве характера, который вам не нравится. Оказывается, не все могут, почему? А если надо сказать правду, помните, мы говорили о правде? Что есть правда?
- А теперь послушайте сказку Сухомлинского, ответьте на вопросы.
4 слайд «Лепесток и цветок»
- Ваши размышления. Какой чертой обладает лепесток? (гордыня)
Может ли человек с непомерной гордостью приносить людям радость? Как вы думаете? (ответы кадет)
А в нас иногда проявляются эти черты, хоть чуточку? Вспомните слова Ларошфуко, закончите фразу
5 слайд «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, …»
- Чтобы проявить свою индивидуальность в обществе, мы должны соотнести это с индивидуальностью других людей. Послушайте притчу о древнегреческом философе.
6 слайд
Аристотеля попрекали, что он собирает деньги для помощи нехорошему человеку, на что он ответил: я собирал деньги не для человека, а для человечности. В другой раз, когда его попрекнули, что он подал милостыню человеку дурного нрава, Аристотель сказал: Я подаю не нраву, а человеку.
- как вы понимаете слова Аристотеля? (ответы кадет) Что такое человечность? (ответы кадет)
(Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей.)
7 слайд
Мизантропия
А теперь послушайте рассказ Сухомлинского читает кадет (Макаров Руслан).
Равнодушный пенек
Стоит в лесу старый-престарый пенек. Оброс мхом, греется себе на солнышке. Поселился под пеньком еж. Хлопочет в норке, а пенек хмурится, кряхтит, отворачивается.
– Будем с тобой жить дружно, – хорошо, пенек? – спрашивает еж.
Поглядел пенек равнодушно, отвернулся, зевнул и опять греется себе на солнышке. С другой стороны пенька поселилась змея и тоже предложила пеньку дружбу. Пенек на нее даже и не взглянул.
И вот однажды увидел еж змею, напал на нее и победил в кровавой схватке. Выполз, лег на пенек, отдыхает.
– Что это у вас там за шум был? – спрашивает пенек.
– Это я змею убил, – отвечает еж.
– Хорошо, – равнодушно промолвил пенек, зажмурил глаза, зевнул и греется себе на солнышке.
- Оцените поведение героев, как вы бы озаглавили этот рассказ? (ответы кадет)
- Какие качества характера определяли поведение пенька? Какие жизненные принципы он исповедовал? (ответы кадет)
- Как вы понимаете библейский фразеологизм «умыть руки»? К чему ведет равнодушие? (ответы кадет)
Понтий Пилат – римский наместник в Иерусалиме – после поимки Иисуса умыл (омыл) руки перед всеми в знак того, что не отвечает за будущее Христа и передает его в руки толпы, сказав в свое оправдание: «Не виноват я в крови праведника сего». Ритуал умывания рук свидетельствовал о непричастности умывавшего их к какому-либо делу, в том числе и неблаговидному. Выражение «умывать руки» употребляется в значении «устраняться от ответственности в чем-либо, оставаться непричастным к чему-либо, быть равнодушным свидетелем темных дел».
Не случайно польский писатель Бруно Ясенский утверждал: «Бойтесь равнодушных, это с их молчаливого согласия творятся самые страшные дела в мире».
«Быть равнодушным – значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. Человек, не проявляющий интереса к своему ближнему, испытывает величайшие трудности в жизни и наносит величайший ущерб другим. Равнодушие часто приводит к мизантропии. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием».
(В.А. Сухомлинский)
8 слайд «Равнодушный пенек»
- Какое качество характера свойственно пню? (ответы кадет)
9 слайд Бруно Ясенский «Бойтесь равнодушных людей, это с их молчаливого согласия…»
10 слайд. Слова Сухомлинского «Быть равнодушным – значит, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. Равнодушие часто приводит к мизантропии. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, сочувствием.
11 слайд. Загадка. Отгадали, если нет, посмотрите на фотографию Дениса. Действительно, с помощью улыбки можно добиться многого, быть внимательным, вежливым.
- Что значит быть тактичным человеком? (ответы кадет). (чувство меры, умение держать себя подобающим образом, быть внимательным к интересам, мыслям других)
Разберите следующую ситуацию: у Сережи день рождения, друг пришел с такими поздравлениями: «Сережа, я поздравляю тебя и желаю тебе изменить свой характер в лучшую сторону»
- Будет ли рад Сережа? Можно ли его считать другом? (ответы кадет)
Значит, быть вежливым, значит уметь слушать и слушать друг друга.
3.Заключение
В 15-17 лет подростки считают себя взрослыми, самостоятельными, независимыми от своих родителей, стараются походить на своих товарищей, сильно развито чувство справедливости, поведение непредсказуемо, на пути к собственной независимости подростки нуждаются в установлении границ и норм поведения, и решение об их установлении должны приниматься совместно. Поэтому, классные часы о нравственных ценностях, устоях необходимы.
Закончите фразу: я на сегодняшнем занятии узнал…
Из беседы я получил для себя…
Какие выводы я сделал…
ВоспитательБаранцев А.Ю.