Конспект урока по ОРКСЭ (светская этика) 4 класс Человек среди людей


Тема: Человек среди людей.
Цель: Дать представление о чести и достоинстве человека. Учить давать объективную оценку различным поступкам, держаться достойно в различных ситуациях. Показать необходимость соблюдения правил культуры поведения, соотносить свои слова и поступки с нормами поведения в обществе. Развивать познавательный интерес, умение работать в паре, в группе. Воспитывать человечность.
Оборудование: Демонстрационный материал, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент.
Психоформула
Тепло своих ладоней
Друзьям я отдаю.
Урок новый, интересный
Я с радостью начну.

II. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята . За 4 года нашей совместной жизни вы подросли, повзрослели. Посмотрите на наших девочек – настоящие красавицы, как цветочки, а какие чудесные улыбки. А теперь обратите внимание на наших мальчиков. Они подросли, стали мужественнее. Наши мальчики – наша настоящая надежда, на их помощь мы всегда будем рассчитывать. Мы – настоящая семья. Мы живем дружно и весело. В нашем классе всегда присутствует взаимоуважение, взаимопомощь.
У меня в руках чудесный сундук, в нем наиценнейшее сокровище планеты Земля. Я думаю, вы хотите посмотреть на дно сундучка. (Дети по очереди смотрят в сундучок)
- Так кого вы увидели в сундучке? (Себя, потому что на дне сундучка - зеркало).
- Да, вы увидели в волшебном зеркале каждый себя. Почему каждый из вас наиценнейшее сокровище? (Каждый из вас – неповторимая личность, человек, который живет сегодня и такого больше на этой земле нет и не будет).

III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Игра "Микрофон"
- Как ощутить себя уже в этом, 10-летнем возрасте полезными для общества, для государства? Что вам для этого необходимо и возможно делать уже сейчас? (Хорошо учиться, чтобы в будущем стать настоящим специалистом и приносить пользу своему народу. С детства нужно активно участвовать в жизни класса и школы. Беречь родную природу. Сажать деревья, цветы. Беречь исторические памятники. Изучать историю и культуру. Быть воспитанным.)

IV. Сообщение темы урока.
На предыдущих уроках мы говорили о культуре, о культуре поведения в частности. Сегодня мы поговорим о том, какого человека можно назвать воспитанным. Узнаем, что означают понятия честь, достоинство. Приглашаю вас к работе.
Упражнение "Ожидание"
- Что ожидаете от урока?
- Что должны понять на уроке?
- Что должны узнать на уроке, чему научиться?
- Чему должен научить каждого из вас этот урок?
(В ходе урока возникает схема).
Чтобы наши ожидания оправдались, самое время поработать.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Метод "Пресс"
- Попробуйте дать объяснение понятию хорошо воспитанный человек?
- Как понимаете выражение человек среди людей?
2. Работа с учебником. (стр.30-32)
Чтение статьи "Человек среди людей" учащихся про себя.
3. Работа в группах по методу шляпы де Боно. (5 групп)
Белые – сбор информации о воспитании, вы работали со словарем.
Желтые – В чем преимущества воспитанного человека? Что же открывает людям двери и сердца?
Черные – К чему же приводит неумение общаться?
Зеленые – Что же новое в статье? С чем раньше не были знакомы? Почему приятнее общаться со скромным человеком?
Синие – Перечислите черты характера воспитанного человека. Сделайте выводы.
Отчет групп.
4. Слово учителя.
Если человек с детства не овладеет главной наукой быть человеком среди людей, то позднее ему вряд ли удастся. Первые уроки воспитания вы получаете в семье. "Детишек воспитать – не кур пересчитать" – гласит народная мудрость.
Воспитание – это процесс систематического воздействия, направленное на духовное и физическое развитие личности. Воспитанный человек – это вежливый человек. Что же характеризует воспитанного человека?
5. Работа в тетради (стр.6, задание 3)
- Откройте тетрадь, найдите задание №3. Даны анаграммы. Прочитайте их и запишите слова, близкие по значению к слову вежливость. (Деликатность, корректность, любезность, порядочность, учтивость)
(На доске вывешиваются эти слова. Информбюро зачитывает определение этих слов)
6. Решение морально-этических задач.
Ну а сейчас решим задачи не на сложение и вычитание, а на человечность.
а) После уроков дети играли на улице. После дождя остались лужи. Ученица 4 класса Лена поскользнулась и упала в лужу. Мальчики, ее одноклассники, начали громко смеяться. Лена не могла подняться, потому что очень болело колено. На глаза навернулись слезы. Вдруг к девочке подошел 3классник Сережа, ее сосед по дому. Он подал ей руку, помог подняться, почистить одежду, поинтересовался, не больно ли ей.
- Как поступил Сергей?
- Как можно назвать поведение одноклассников Лены?
б) Саша очень любил ходить в гости к своему однокласснику Андрею. Андрей живет в большом доме, в котором много комнат. Очень интересно Саше ходить по комнатам, разглядывать разные вещи, заглядывать в шкафы, в ящики столов.
- Можно ли сказать, что Саша любознательный мальчик? (Он просто невоспитанный)
в) У Коли была подружка Нина. Один раз, когда они игрались возле реки, то увидели на дереве большую лягушку. Мальчик взял камень и убил несчастное животное. Нина вскрикнула и убежала прочь. После этого случая она больше не дружила с Колей. Почему? Неужели лягушка дороже дружбы? (Сочувствие к животным настолько связано с доброй натурой, что можно с уверенностью утверждать: "Тот, кто жестокий по отношению к животным, не может быть добрым").
г) У Васи есть старшая сестричка Олеся. Она ведет личный дневник, где записывает мечты, тайные желания, размышления. Вася взял дневник, и с интересом его перечитал, а потом за ужином рассказал папе и маме, про что пишет сестра в дневнике.
- Оцените поступок.
7. Разгадывание ребуса "Достоинство".
В жизни человек часто сталкивается с горем и радостью, красотой и подлостью, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования. Но для каждого человека на земле должно быть одно правило: нужно прожить жизнь с достоинством.
(Информбюро зачитывает определение чести и достоинства)
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.
Достоинство – черта человека, которая помогает быть добрым, чутким, человечным. Она подчеркивает чистоту человеческой души.
- Нет ничего страшнее, чем унизить достоинство человека. (Чтение статью 28 Конституции Украины)
8. Инсценирование детьми притчи "Честь"
Притча
Огонь, Вода и Честь вместе подошли к развилки, где им нужно было разойтись.
Огонь сказал: "Если потеряете меня и захотите найти, идите в сторону, где почувствуете тепло".
"А когда потеряете мой след, - промолвила Вода, - то ищите вместе с теми, кто хочет утолить жажду".
Честь стояла молча и слушала своих друзей". А тебя как найти когда потеряем?"- спросили Огонь и Вода.
"Тот, кто потерял меня, - тихо ответила Честь,- найти уже никогда не сможет, я бываю только с теми, кто меня не теряет".
- Как вы понимаете эту притчу?
Со словом честь связано слово честный. Сначала честным называли уважаемого человека, позже стали усматривать честь в человеке, который поступает достойно, в соответствии с моральными правилами.

VI. Закрепление и обобщение знаний.
Работа с раздаточным материалом.
- Какие качества помогают человеку в разных жизненных ситуациях держаться с достоинством?
Зло, унижающее человеческое достоинство, - это лень, непорядочность, бесстыдство, нечестность, зависть, равнодушие. В своей книге "Как воспитать настоящего человека" В.Сухомлинский назвал 9 недостойных вещей, которые должен помнить человек. Давайте прочитаем их.
Чтение вслух учащимися.
Работа в паре.
Сейчас мы будем работать над Кодексом чести порядочного человека. Работая в группах, на листах, должно быть записано по одной заповеди.

VII. Итог урока.
Хочу закончить высказыванием великого английского поета В.Шекспира: "Моя честь – моя жизнь: оба растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец".
VIII. Оценивание учащихся.
IХ. Домашнее задание.


15