Занятие с элементами тренинга для подростков Я среди людей


Занятие с элементами тренинга для подростков
«Я среди людей»
Общение - неотъемлемая часть человеческого в человеке. Потребность в общении есть у всех людей, ее неудовлетворение приводит к переживанию одиночества, неуверенности, низкой самооценке и т. д.
Цель: сплочение коллектива, развитие навыков эффективного взаимодействия.
Задачи:
Формирование способности эффективной передачи информации
(установление контакта, навыки передачи невербальной и вербальной информации, работа с коммуникативными барьерами, роль обратной связи).
Развитие способности слушать и понимать другого человека.
Совершенствование навыков эффективного взаимодействия.
Разминка «Запоминание имен»
Цель: раскрепощение участников.
Все участники становятся в круг. Придумывается ситуация. Например, все вместе идут в поход и каждый должен взять с собой вещь, название которой начинается на ту же букву, что и его имя и по очереди это сообщает. Первый человек говорит: «Меня зовут Вова, и я беру с собой валенки». Второй говорит: «Меня зовут Миша, я беру с собой Васю с валенками и магнитофон». И так каждый следующий участник проговаривает имена предыдущих. Можно придумать другую ситуацию и запустить цепочку в обратном порядке (т.к. имена последних запоминаются, естественно, меньше).
1. Игра «Грибы»
Цель: отработка навыков невербальной коммуникации.
По сигналу ведущего, называющего определенное число (не более числа участников группы) должно встать столько человек, сколько названо. Договариваться друг с другом нельзя.
2. Упражнение «Эффективный контакт»
Цель: навык установления контакта, вербальной коммуникации.
Тайно каждому сообщается цифра и цвет (красный или черный). Таким образом, образуется две команды. Либо просто цифра – построение в шеренгу одной командой. Задача выстроиться по порядку в шеренгу от меньшей цифры к большей.  Соблюдать условие – общаться только с глазу на глаз не больше 2-х человек.
3. Упражнение «Час редактора»
Цель: формирование представлений о вербальной и невербальной информации в общении.
Предлагается текст и нужно дополнить его. В обсуждении выясняется разное понимание одной и той же информации.
Что же нам,  друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей! (оригинал текста Ш. Амонашвили о школьной оценке).
4. Упражнение «На спине»
Цель: совершенствование навыка невербальной коммуникации.
Одному участнику вешают карточку на спину с каким-либо словом отвлеченного содержания «патриотизм», «свет», «зима», «выходной». Задача группы по очереди показать без слов, что написано у него на спине. Задача хозяина карточки догадаться какое слово.
5. Упражнение «Фотографии»
Цель: формирование навыков конструктивного общения.
Работа в малых группах(2-3человека). Группа получает фотографию и краткую характеристику (возраст, род занятий, семейное положение, социальный статус, успехи). Описать характер человека. «Секрет» упражнения – одинаковая фотография с разными описаниями.
6. Упражнение «Собираемся в поход»
Цель: выработка навыков эффективной подачи информации.
Предлагается двум, трем участникам выйти за дверь. Задача оставшихся купить в магазине все необходимое снаряжение и еду, но только на букву «С». Задача продавцов – догадаться, по какому принципу покупаются товары. Покупатели могут отвечать только «да» или «нет». Задача продавцов вежливо продать товар.  Обсуждение.
7. Игра «Испорченный телефон»
Цель: исследование информационных барьеров в общении.
Ведущий предлагает сообщение с фразой и вручает листок бумаги. Первый участник должен записать это сообщение на листе бумаги, соблюдая правило - ни одно слово ведущего не должно повториться. Та же мысль другими словами. Время на обдумывание крайне мало. Затем первый участник передает листок следующему участнику, с той же целью заворачивая предыдущий ответ «гармошкой». Сравнение первого текста с последним. Обсуждение барьеров (барьер своего словаря, барьер внимания, барьер памяти, барьер словаря собеседника).
8.Упражнение «Шарики»
Цель: сплочение команды.
Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас, магнитофон, веселые музыкальные фрагменты.
Ход работы:
1. Участники выбирают себе шары, надувают их. Вся группа встает в круг и разворачивается «в затылок» друг к другу. Шары помещаются между участниками так, чтобы они держались без рук. Для этого подростки должны встать достаточно близко друг к другу. По сигналу ведущего (под веселую музыку), начинается движение по кругу. Двигаться нужно так, чтобы удержать телами шары. Помогать руками нельзя. Ведущий может в начале игры оговорить с подростками разный темп разминки. Допустим, будет пять скоростей движения. Тогда, при сигнале первая скорость, подростки двигаются очень медленно, а при сигнале – пятая, очень быстро. Скорости движения можно чередовать. Следующим шагом будет – всему кругу развернуться для движения в другую сторону так, чтобы не потерять шары. Затем разминка повторяется при движении в другую сторону.
2. Откладываем все шары и оставляем только один. Его будет необходимо передавать по кругу, но не руками, а головой, коленками, локтями, подбородками и т.д. По сигналу ведущего подростки начинают разминку. Чтобы усложнить разминку предложите одновременное движение по кругу двух шаров с разных сторон круга и разными частями тела. Например, справа от ведущего шар будет передаваться головой, а слева – коленками.
9. Игра «Двое с одним мелком»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
* Что ты нарисовал, работая в паре?
* Сложно ли вам было рисовать молча?
* Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
* Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
10. Игра «Выбери партнера»
Дети стоят в кругу. «Сейчас вы должны будите разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером стала Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Упражнение повторяется несколько раз, психолог должен при этом следить, чтобы дети менялись парами.
11. Упражнение «Испорченный телефон»
Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: „У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.
Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.
12. Упражнение «Иван Иванович»
Ведущий объявляет, что для этого упражнения ему понадобятся несколько добровольцев (5-7), в зависимости от количества участников тренинга. Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.
«Свадьба на острове Ява»
«Весьма своеобразно проходит королевская свадьба на индонезийском острове Ява, где сохранились еще древние аристократические обычаи. Сначала жених дарит невесте слиток золота весом 99 граммов, роскошное издание Корана и молельный набор, поскольку на Яве распространен ислам. При этом религиозные верования островитян замысловатым образом переплелись с народными обычаями. Затем, под традиционную музыку, новобрачные бросают друг в друга листья бетеля, что символизирует любовь. Потом жених наступает на свежее куриное яйцо, а невеста в тазике омывает ему испачканную ногу. Это символизирует привязанность и верность. После этого пара начинает ползать по помещению на коленях, выпрашивая у сидящих в креслах близких родственников прощение. Завершается церемония тем, что жених и невеста кормят друг друга из рук».
Приложение 1
Что же нам,  друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!
Приложение 2
«свет»
«зима»
«выходной»
У тебя нет настроения? Испорти его другим. Почему это у них есть, а у тебя нет.
Что же нам,  друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!
Что же нам,  друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!
Что же нам,  друзья мои, делать с …? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших…, их…, всю…? Делаем это ради …? А может быть, для того, чтобы свалить на них…? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!
3063240290830
-8953529210
-1561465332105