Статья по теме дети — инвалиды


Дети- инвалиды
Дети-инвалиды – самая незащищенная категория населения, так как самостоятельно реализовать свои права они не могут. В большей степени это за них делают родители или опекуны, которые зачастую о многих правах детей-инвалидов просто даже не подо - зревают. И одно из них – это право на реабилитацию. Но для успешного осуществления реабилитационных мероприятий у вас должен быть некий индивидуаль - ный, (т.е. характерный только для вашего ребенка) план по их осуществлению. Таким планом является ИНДИ ВИДУА Л Ь Н А Я ПРОГ РАММА РЕАБИЛИТ АЦИИ .
После того, как Ваш ребенок перешел в категорию «ребенок-инвалид», Вам необходимо потребовать от специалистов составления индивидуальной програм - мы реабилитации (ИПР) вашего ребенка, в которой указываются мероприятия, способствующие развитию ребенка, корректирующие эмоционально-волевые нарушения, укрепляющие (восстанавливающие) его здоровье, а также режим проведения таких мероприя тий, и все это согласно индивидуальным потребностям и возможностям вашего ребенка. ИПР позволяет получать регулярную, порой доро - гостоящую помощь различных специалистов за счет бюджетов разных уровней, будь-то: работа психолога, дефектолога, логопеда, юриста; обеспечить сеансы музыкотерапии, иппотерапии, посещение бассей - на и получение технических средств реабилитации и многое другое. В соответствии с Программой, психолого-медико-педагогическая комиссия ( П М ПК) поможет определить ребенка в профильное дошколь - ное образовательное учреждение или муниципальное образовательное учреждение – школу для получения образования. Так что же это такое – ИНДИ ВИДУА Л Ь Н А Я ПР О - Г РАММА РЕАБИЛИТ АЦИИ ?
В статье 11 Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» дано определение индивидуальной программе реабилитации инвалида. ИПР – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и по - рядок реализации медицинских, профессиональ - ных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполне - нию определенных видов деятельности.
Таким образом, индивидуальная программа реа билитации инвалида – требование Закона. И в соот - ветствии с Законом этот документ (ИПР) «является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами мест - ного самоуправления, а также организациями неза - висимо от организационно-правовых форм и форм собственности». И это значит, что государственные организации и учреждения, и должностные лица не имеют права отказаться от её исполнения. В 2004 году утверждена единая форма 1 индивиду - альной программы реабилитации инвалида, которая действует на всей территории России. В Положении о признании лица инвалидом сказано, что ИПР должна быть разработана специалистами, проводившими медико-социальную экспертизу, в 30-дневный срок после установления инвалидности и утверждена руководителем соответствующего бюро. При этом в ИПР должны быть включены все мероприятия, способствующие развитию ребенка, корректирующие эмоционально-волевые нарушения, укрепляющие здоровье, а также режим проведения та - ких мероприятий, согласно индивидуальным потребностям, технические и иные средства реабилитации, а также реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни. Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это основной документ, регламентирующий механизм реализации мероприятий по реабилитации инвалида,
Индивидуальная программа реабилитации инвалида имеет единую форму и состоит из четырех разделов и заключения о выполнении мероприятий программы:
I. Программа медицинской реабилитации;
II . Программа социальной реабилитации;
III . Программа профессиональной реабилитации;
IV . Программа психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет);
ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ о выполнении индивидуальной программы реабилитации (заполняется по окончании срока выполнения ИПР).
В начале документа подробно излагаются индивидуальные сведения об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения: • об образовательном уровне (общем и профессиональном); • о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была); • о причине инвалидности; • группе инвалидности; • степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Итак, давайте рассмотрим все разделы программы подробнее. МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ (первый раз - дел) осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека и включает мероприятия, в кото - рых нуждается инвалид, согласно заключению, по: 1. восстановительной терапии, куда вносится запись о конкретных видах восстановительной терапии, с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому); 2. реконструктивной хирургии, где должны быть указаны конкретные виды реконструктивной хирургии; 3. протезно-ортопедической помощи – о ре - комендациях и видах протезирования, ортези - рования; 4. обеспечению техническими средствами медицинской реабилитации – о перечне тех - нических средств медицинской реабилитации; 5. санаторно-курортному лечению и должны содержать информацию о рекомендованном санаторно-курортном лечении с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения, срока санаторного лечения, в которых нуждается инвалид, в соответствии с заключе - нием лечебного учреждения; 6. медико-социальному патронажу семьи, имеющей инвалида, нуждается ли он в таком патронаже или не нуждается.
В разделе «СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» предусматриваются следующие мероприятия: 1. информирование и консультирование по во просам реабилитации – потребность инвалида или его семьи в подобном консультировании; 2. оказание юридической помощи – нуждается или нет, о чем производится соответствующая запись; 3. социально-психологический и социально- культурный патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида – нуждаются ли они в таком патронаже или не нуждаются; 4. адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности – в этот подраздел вносится запись о конкретных видах адаптационного обучения (обучение на выкам персонального ухода, технике и методическим приемам самообслуживания, обучение пользованию техническими средствами реабилитации, обучение передвижению, организации быта и др.), в которых нуждается инвалид для осуществления бытовой и общественной деятельности, согласно заключению ФГУ МС Э ;
5. перечень технических средств реабилитации для бытовой и общественной деятельности, в которых нуждается инвалид для осуществления.
ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ № 1 (10) 2008 61 Права ребенка бытовой и общественной деятельности; 6. психологическая реабилитация – здесь перечисляются виды психологической реабилитации (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование и др.), в которых испытывает потребность инвалид; 7. социокультурная реабилитация содержит запись о нуждаемости в информировании и консультировании по вопросам социокультур - ной реабилитации, оказании содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, о показанных к занятиям видах искусства; 8. реабилитация средствами физической культуры и спорта – производится запись о нуждаемости в информировании и консульти - ровании по вопросам физической культуры и спорта, обучению навыкам занятий физкульту - рой и спортом, оказании содействия во взаи - модействии со спортивными организациями, рекомендациях о показанных к занятиям видах физической культуры и спорта. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ инвалида – это процесс и система восстановления конкуренто - способности инвалида на рынке труда. Этот раздел про - граммы рассчитан на лиц в возрасте 14 лет и старше, и включает в себя следующие мероприятия и услуги: 1. рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда; 2. профессиональная ориентация; 3. профессиональное обучение (переобучение); 4. содействие в трудоустройстве; 5. технические средства реабилитации для про - фессионального обучения (переобучения) или труда. П рограмма раздела ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИ ЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ для детей до 18 лет включает следующие мероприятия: 1. получение дошкольного воспитания и обучения – указывается конкретный тип (вид) дошкольного образовательного учреждения, в котором рекомендуется дошкольное воспитание и обучение ребенка-инвалида; 2. получение общего образования – делается запись об уровне образования (начальное, среднее) с указанием типа образовательного учреждения (обычное общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразова - тельного учреждения, специальное (коррекци - онное) общеобразовательное и др.) и формы об - учения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение и др.), в получении которого нуждается ребенок-инвалид; 3. психолого-педагогическая коррекционная работа – в этот подраздел вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребенок-инвалид (коррек - ция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обуче - нию, социально-бытовых навыков и др.); 4. технические средства реабилитации для обучения – здесь перечисляются технические средства реабилитации, необходимые ребенку- инвалиду для обучения; 5. социально-педагогический патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида – содержит инфор - мацию о потребности семьи в патронаже. ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ о выполнении индивидуальной программы реабилитации (заполняется по оконча - нии срока выполнения ИПР) и содержит: • оценку результатов медицинской реабили - тации: достигнута ли компенсация утраченных функций (полная, частичная), восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); • оценку результатов профессиональной реабилитации: получена ли новая профес - сия, повышена квалификация, уровень общего (профессионального) образования, подобрано подходящее рабочее место или создано специ - альное рабочее место, обеспечена занятость (полная, неполная); • оценку результатов социальной реаби - литации: достигнута способность к самооб - служиванию (полная, частичная), достигнута возможность самостоятельного проживания, обеспечена интеграция в семью и общество; • оценку результатов психолого- педагогической реабилитации: восстанов - лена (компенсирована) мотивация к обучению, к игровой (трудовой) деятельности, восста - новлена (компенсирована) функция общения и контроля за своим поведением, реализована ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ 62 № 1 (10) 2008 возможность получения начального, среднего, высшего профессионального образования, получения профессии, или положительные ре - зультаты отсутствуют. Самыми важными являются разделы, включаю - щие реабилитационные мероприятия по медицин - ской, социальной, профессиональной и психолого- педагогической реабилитации. Каждый раздел со - стоит из двух частей. В первой указаны конкретные мероприятия, услуги и технические средства, необхо - димые инвалиду для реабилитации. Во второй части – сведения об исполнителях, формах реабилитации, сроках выполнения мероприятий, достигнутых резуль - татах или причинах их неисполнения