Занятие в старшей группе Лунтик в стране насекомых


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 г. Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
________________________________________________________
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе
Тема «Лунтик в стране насекомых»

Воспитатель:
Меденикова Татьяна Петровна
МБДОУ д/с №16, г. Кропоткина,
Муниципального образования
Кавказский район
2016 год.
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно -образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема: «Лунтик в стране насекомых»
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».
Програмное содержание:
Образовательные задачи: : • расширять и закреплять знания детей о насекомых;
• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
• продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида.
Развивающие задачи:
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
• развивать образность речи;
• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
• развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций, игрушек;
• чтение природоведческой литературы;
• заучивание стихов о насекомых;
• просмотр мультфильма «Лунтик»
Словарная работа:
• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (тело насекомого сегментировано, муравьиная кислота, палочник, богомол) .Материалы и оборудование:
1. Демонстрационный материал:
• предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;• предметные картинки с изображением пробуждения природы;
• дидактическая игра «Четвертый лишний»;
• письмо от Лунтика.
2. Раздаточный материал:
• листы бумаги по одному на каждого ребенка, цветные карандаши по одному карандашу разных цветов на каждого ребенка.
3. Мультимедийная презентация «Эти удивительные насекомые»
Ход деятельности
1. Вводная часть.
Дети сидят на полу образовав круг. Звучит музыка, в которой слышны звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут)
- Ребята, по вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей) .- Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей) .- Как начинает пробуждаться природа после зимнего сна? (ответы детей) .- С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.
- Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).
-А как бы вы назвали место, где живут все насекомые? (ответы детей) . -Сегодня, ребята, в наш детский сад пришло письмо. Оно было адресовано старшей группе «Ягодка» от Лунтика. Он пишет, что приглашает вас в гости, чтобы познакомить со своими друзьями.
- А вы помните, кто друзья Лунтика? (ответы детей, основанные на просмотре мультфильма)
- Молодцы, ребята, всех вспомнили.
2. Основная часть.
- А сначала Лунтик предлагает вам отгадать загадки про своих друзей . (Воспитатель достает загадки из конверта)
(ребенок, который отгадывает загадку, находит соответствующую картинку и прикрепляет ее на доску)
*Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора… (Пчела)
(Картинка 1)

- Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё?
-Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).
*Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает. (Стрекоза)
(Картинка 2)

- Рассмотрите стрекозу.
- Какие части тела есть у неё?
- Чем она питается? ( питается комарами и личинками насекомых) .- А вы знаете, что стрекоза может напасть на мальков рыбы?
*На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
(Картинка 3)

- А какие части тела есть у бабочки?
- Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов) .*Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
(Картинка 4)

- Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги) .- Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (ответы детей) .- Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда.
*Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
(Картинка 5)

-Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?
*Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (ответы детей)
-Правильно, муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми).
- Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)
*Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может (Божья коровка)
(Картинка 6)

-Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё?
-Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .Физминутка: «Бабочка»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
Задень, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела. (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
- Ребята, но это не все насекомые. Лунтик прислал вам еще и фотографии других насекомых, чтобы вы могли с ними познакомиться.
(Предлагается просмотр презентации, демонстрирующей разнообразие мира насекомых. (Обратить внимание на паука у него 8 ног в отличие от других насекомых.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:
• заяц, волк, лиса, муха (насекомое) ;

• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое) ;

• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное) ;

• паук, комар, орел, шмель (птица)


• палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица)
- Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что же у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног).
- Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
-А сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится. Потом в письме отправим ваши рисунки Лунтику и его друзьям.
3. Заключительная часть.
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось?
- А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей) .-А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно слушали . Лунтик прислал вам подарки (детям вручаются сувениры – бабочки из бумаги)
-А сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их Лунтику, чтобы он передал их своим друзьям насекомым .