Вышивка крестиком и бисером

«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания»
В. А. Сухомлинский.

Пояснительная записка
Важной составляющей воспитательной системы в коррекционной школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Вышивка - один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у детей большой интерес. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.
Программа курса “Мир рукоделия” предназначена для учащихся среднего звена коррекционной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет им проявить свои творческие способности, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Цель работы кружка - воспитание трудовых, эстетических, гражданских и патриотических качеств личности учащихся, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование у учащихся гуманистически ориентированного мировоззрения.
Основные задачи:
формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
привитие им интереса и любви к декоративно-прикладному искусству,
содействие в профессиональной ориентации.
Новизна программы заключается в представлении мастер-класса, выполненного по индивидуально разработанной композиции.
Формы проведения занятий:
Демонстрация изделий.
Занятия с элементами лекций.
Практические занятия.
Наглядность:
Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.
Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
Изделия, изготовленные воспитателем и кружковцами: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
Уметь вышивать на пяльцах и без них.
Начинать и заканчивать работу без узлов.
Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
Переводить рисунок на ткань.
Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
Виды ручной вышивки.
Виды вышивки бисером.
Историю и традиции вышивки.
Способы нанесения рисунка на ткань.
Способы закрепления нитей.
Способы выдергивания нитей.
Способы зашивок.
Способы применение мережек, креста, свободных швов.
Программа способствует
повышению интереса к культурным традициям родного края;
развитию познавательной и творческой активности детей;
формированию нравственных ценностей;
повышению культуры общения детей;
укреплению веры детей в свои способности.
Прогнозируемые результаты
Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, вышивкой бисером, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента:
знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний,
уметь - владение конкретными навыками практической деятельности,
применять - компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Способы оценивания результативности учащихся:
Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
Выполнение заданий.
Материальное обеспечение:
нитки мулине, шерстяные;
бисер;
иглы № 24, 25, 27;
наперсток;
линейка;
ножницы;
ткань для вышивки;
канва для вышивки крестом АИДА;
пяльцы,
клей ПВА;
дополнительные материалы и аксессуары (рамки, багеты, калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши).
Программа кружка по художественной вышивки предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями основных центров вышивального искусства, беседы о народных художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия).
На занятиях кружка дети приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны.
Кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти знания кружковцы получают посредством анализа произведений прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях.
Практическая работа по вышивке включает знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных видов орнамента, составление узоров из готовых элементов и самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приемами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения задания.
Выполнение изделия не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Кружковцев необходимо научить не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, по и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. В создании тематического вышитого произведения значительную роль играет выбор темы, сюжета. Это могут быть темы литературных произведений, народного фольклора, а также темы, отражающие современные события. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей. Во всех случаях изделия должны отличаться не только качеством технического исполнения, но и художественностью. Так, неудачно выбранный узор или цветовое сочетание обесценивают любую вышивку, как бы хорошо она ни была выполнена в техническом отношении, а плохое качество исполнения делает невыразительным любой рисунок.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы вышивка не сводилась лишь к выполнению технических образцов, чтобы кружковцы изготовляли полезные вещи, которые найдут применение.
Программа кружков ручной вышивки разработана для детей 13-16 лет, с учетом возрастных особенностей предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
Программа кружка рассчитана на 68 часов в учебный год.
 Тематический план курса
 
 

п\п
 
Тема
 

Часы

Теория

Практика


1
Понятие декоративно – прикладного искусства.
4
1
3

2
Приспособления материалы, инструменты для рукоделия.
2
1
1

3
Технология выполнения свободных швов
12
1
11

4
Технология выполнения счетных швов
12
1
11

5
Гобеленовый шов
4

4

6
Другие виды вышивок, их использование.
4
1
3

7
Композиция, цветовой круг, орнамент
8
1
7

8
Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом и бисером.
6

6

9
Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов
16
2
14

Всего: 68 8 60
 
Содержание учебного материала
 
1. Вводное занятие
Понятие декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с видами творчества и его направлениями.
Из истории русской вышивки.
Из истории западноевропейской вышивки.
Вышивка в одежде.
 
2. Инструменты и приспособления для вышивания:
Нитки, бисер, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, ткань для вышивки бисером, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.
 
3. Технология выполнения свободных швов
Шов “вперед иголку”.
Шов “строчка”.
Шов “за иголку”.
“Стебельчатый” шов.
“Тамбурный шов” и его варианты.
“Тамбурный шов” и его варианты.
 
4. Технология выполнения счетных швов
Шов “роспись”.
Шов “козлик”.
Шов “косичка”.
Счетная гладь.
Зигзаг (словацкий шов)гобеленовый шов.
Крест с горизонтальными стежками на изнанке.
Крест с вертикальными стежками на изнанке.
Крест простой – редкий.
Кресты в два ряда.
Крест двусторонний.
Двойной или болгарский крест.
Стоячий крест.
крест.
 
5. Гобеленовый шов
Технология выполнения гобеленового шва
 
6. Другие виды вышивок, их использование
Белая гладь.
Цветная гладь.
Вышивка ришелье.
 
7. Композиция, цветовой круг, орнамент
Составление композиции.
Орнамент, цветовой круг.
Колорит.
 
8. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета.
 
9. Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов
Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков.
Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков.
Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.
Вертикальный ряд.
Выполнение крестиков в 1 прием.
Выполнение горизонтального ряда крестиков.
Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.
Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.
Диагональное расположение крестов.
Обводка вышитых мотивов.
Закрепление нитки.
Оформление края изделия.
Стирка и глажение вышитых изделий.
Оформление вышивки в рамку.
Изготовление декоративной рамки.
 Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.
Календарно-тематическое планирование занятий курса
“Ручная художественная вышивка”

п/п
Тема занятия
Часы
Теория
Практика
 

1
Понятие декоративно – прикладного искусства
– Знакомство с видами творчества и его направлениями.
– Из истории русской вышивки.
– Из истории западноевропейской вышивки.
4
 
1
 
 
1
1
1

2
Инструменты и приспособления для вышивания
– Нитки, бисер, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.
– Увеличение и уменьшение рисунка
2
1
 
1

3
Технология выполнения свободных швов
– Шов "вперед иголку"
– Шов "строчка"
– Шов "за иголку"
– "Стебельчатый" шов
– “Тамбурный шов” и его варианты
12
1
 
2
2
2
2
3

4
Технология выполнения счетных швов
– Шов "роспись". Шов "козлик"
– Шов "косичка"Счетная гладь
– Крест с горизонтальными стежками на изнанке.
– Крест с вертикальными стежками на изнанке
– Кресты в наклонном ряду
– Кресты в два ряда
– Двойной или "болгарский" крест. Стоячий крест
12
1
 
2
2
 
 
2
2
3

5
Гобеленовый шов
– Технология выполнения гобеленового шва
4
 
2
2

6
Другие виды вышивок, их использование
– Белая гладь. Цветная гладь.
– Вышивка ришелье.
4
1
 
3

7
Композиция, цветовой круг, орнамент
– Составление композиции
– Орнамент, цветовой круг
– Колорит
8
1
 
3
2
2

8
Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом
– Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.
6
 
2
 
4

9
Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов
– Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков
– Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков
– Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх
-Вертикальный ряд
– Выполнение крестиков в 1 прием
– Выполнение горизонтального ряда крестиков.
– Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.
– Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.
– Диагональное расположение крестов
– Обводка вышитых мотивов
– Закрепление нитки
– Оформление края изделия
– Стирка и глажение вышитых изделий
– Оформление вышивки в рамку
– Изготовление декоративной рамки
16
2
 
2
 
2
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 

 
 
2


3

  
 
Используемая литература:
Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.
Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.
Мара Антоначчо. Вышиваем крестом.2009.
Наниашвили И.Н. Вышивка бисером. Шаг за шагом. Харьков: Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга", 2007, - 64с.
Наниашвили И.Н., Соцкова А.Г. Волшебная вышивка бисером и нитками. Вышиваем цветы и букеты. Харьков: Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга", 2012, - 36с.
Наниашвили И.Н., Соцкова А.Г. Волшебная вышивка бисером и нитками. Вышиваем картины и пейзажи. Харьков: Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга", 2011, - 64с.
Сотникова Н.А. Вышивка 100 видами крестика. М.: Эксмо, 2008 - 64с.: ил. - (Азбука рукоделия)
Соцкова А.Г. Вышиваем детские мотивы. Харьков: Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга", 2012, - 33с.
Компьютерная программа «Вышивка крестом».














Организация и методика работы кружка
Разрешая различные практические вопросы организации, методики проведения работы кружка, руководитель следует тем же основным дидактическим принципам коррекционной педагогики, которыми руководствуется и учитель, организуя и проводя урок.
Для занятий кружка установлены определённые дни и часы, согласованные со школьным расписанием.
Начинать практическую работу в кружке надо с выполнения небольших индивидуальных заданий, т.к. это позволяет легче и полнее определить интересы и степень практической подготовки каждого ученика.
По мере накопления детьми необходимых знаний, достаточно устойчивых трудовых навыков и умений, можно практиковать различные работы на свободные темы.
Практическая работа членов кружка направляется руководителем т.о., чтобы дети в весьма доступной форме ощущали органическую связь теории и практики, науки - с жизнью.
Постоянно и на большом количестве фактов следует показывать учащимся, как знание теории, высокая успеваемость помогают им быстрее и правильнее решать конкретные практические задачи и как в свою очередь практическая работа в кружке обогащает их всё новыми, нужными и полезными знаниями, умениями и навыками, помогает лучше учиться.
Для занятий вышивкой необходимо светлое, удобное помещение. Большое значение придается его художественному оформлению. При размещении рабочих столов надо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху. Кроме рабочих столиков, в кабинете необходим большой стол для раскроя, а также гладильная доска и утюг. Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей, технического рисунка, а также для организованного просмотра групповых работ.
Ткани для вышивки рекомендуется выбирать с полотняным переплетением нитей, такие, как редина, лен, лен с лавсаном, суровое полотно; можно использовать также шерсть, сукно.
Выполнение изделий связано с работой иглой, ножницами, электроутюгом, поэтому на первых же занятиях руководитель должен сообщить учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следить за их выполнением.
Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок, готовые изделия, а также лекала и чертежи изделий. Эти наглядные пособия может выполнить руководитель кружка с помощью кружковцев.
В кружках особое внимание должно уделяться общественно полезному труду. Каждый кружковец выполняет задания для нужд школы, своего или других кружков. Это могут быть сувениры, методический наглядный материал, например образцы швов, вышитые изделия и т. д.
Правильно поставленное трудовое воспитание способствует развитию у ребят творческой активности, объединению их в дружный коллектив. В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определенный возраст детей, они не должны быть особенно объемными и трудоемкими. Коллективной работой могут быть крупные изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера, уголка игр, учебного помещения - тематические панно, гостевые полотенца, а также чайные салфетки, скатерти, занавеси, сумки, передники. Крупные изделия выполняют группы кружковцев в 5-10 и более человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого. Сочетание во многих изделиях разнообразных приемов вышивки по степени сложности технического исполнения дает возможность участия в коллективной работе почти всех членов кружка.
Подведение итогов годовой работы кружков проводится на отчетной выставке, на которую представляются лучшие работы кружковцев. При отборе и оценке детских работ нужно учитывать возраст кружковца, содержание, трудоемкость, качество, художественную ценность вышивки. Одна из форм воспитания общественной активности кружковцев - подготовка инструкторов. Ими могут стать учащиеся, проявившие особый интерес к занятиям и способности, обладающие хорошими навыками в вышивке и активно участвующие в работе кружка. Готовясь к руководству кружком, они получают практику по ведению занятий в младшей группе, могут провести занятие по одной из тем программы. Эти ребята являются активными помощниками руководителя кружка.
15