Внеклассное мероприятие для учащихся младших классов Концерт-презентация Карнавал животных


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа им. К. Н. Игумнова»
Лебедянского муниципального района Липецкой области РФ

Внеклассное мероприятие
для учащихся 1-2 классов
Концерт-презентация
«Карнавал животных»
Преподаватель Н. Е. Ряховская
Лебедянь, 2015
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-2 классов Концерт-презентация «Карнавал животных»
Цель мероприятия: познакомить учащихся с творчеством К. Сен-Санса.
Задачи мероприятия:
познакомить уч-ся с «Карнавалом животных» К. Сен-Санса,
развивать музыкальную отзывчивость и образное восприятие музыки «Карнавала».
воспитывать любовь к классической музыке.
Ход мероприятия
Слайд 1
Звучит музыка Поля Мориа «В мире животных».
-Здравствуйте, ребята! Кто узнал эту музыку? Какую передачу открывает это музыкальное произведение? Это музыка к телепередаче «В мире животных». Сегодня нас ждут неожиданные и интересные встречи с миром животных. Мы с вами отправимся на карнавал. А кто знает, что такое карнавал? (Учащиеся читают стихотворения про карнавал)
Карнавал, карнавал –
Это встречи друзей.
Карнавал, карнавал –
С ним всегда веселей!
- Что такое карнавал?   
Это песни, это пляски,  
Это вечный поиск маски, 
В отражении зеркал.
Что такое карнавал?  
Это краски, это лето,       
Это тени, силуэты,              
Это сказочный наш бал!
Что нам дарит карнавал?      
Дарит радость и веселье,                    
Чтоб в хорошем настроенье                  
Все и каждый пребывал!
А отправимся мы сегодня на необычный карнавал – «Карнавал животных». Это «зоологическая сюита, которую написал французский композитор Камиль Сен-Санс. В 2015 году исполняется 180 лет со дня рождения этого композитора, органиста, дирижёра, пианиста, критика и педагога.
Слайд 2
«На долю Сен-Санса, — писал Ромен Роллан, — выпала весьма редкая честь — увидеть себя в положении классика ещё при жизни». А начиналась его жизнь не хуже, чем у Моцарта. Родившись в 1835 году в семье, связанной с искусством (отец писал стихи, мать была художницей), Камиль стал заниматься музыкой с двух лет, в шесть уже сочинял. Прежде чем Камилю исполнилось три года, у него обнаружился абсолютный слух. В возрасте двух с половиной лет Камиль уже прошёл под наблюдением бабушки первоначальный курс игры на фортепиано. Детская музыка с примитивным аккомпанементом левой руки ребенку не нравилась: "Бас не поёт" - говорил он пренебрежительно. Едва ознакомившись с миром музыки, Камиль стал сочинять, а вскоре и записывать сочиненное. Самая ранняя из сохранившихся записей носит дату 22 марта 1839 года.
Будучи ещё ребенком, Камиль давал периодические концерты для маленьких зрителей в возрасте от пяти лет, пока ему не исполнилось десять лет, и тогда состоялся его официальный публичный дебют, в зале Плейель, с программой, которая включала Фортепианный концерт Моцарта (K450) и Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена . Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи).
Далее Сен-Санс, «проникнутый Бахом и Генделем», с истинно французской легкостью и изяществом освоил премудрости музыкальной и других наук. В 1848 г. (в 13лет) Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений. Знаменитый пианист, органист (по мнению Листа, крупнейший в мире), дирижер, композитор, освоивший все возможные стили и жанры (от мессы до комической оперы), автор книг по философии, литературе, живописи, театру, член Французского астрономического общества, критик, поэт, педагог (среди его учеников — Габриель Форе) — это все он, Камиль Сен-Санс, ему интересно попробовать все. «Муки творчества» — это не о нем. Он за все берется «с одинаковым здравым смыслом и неоспоримой легкостью» и утверждает: «Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки».
Слайд 3
Даже серьезные библейские сюжеты в его музыке приобретают изящество, опера «Самсон и Далила» тому подтверждение: завораживающая красотой музыка по сей день не сходит с оперных подмостков.
Слайд 4
«Карнавал животных» (фр. Le carnaval des animaux) — сюита («зоологическая фантазия») для камерного ансамбля из 14 номеров.
«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который должен был дать виолончелист Шарль Лебук. Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года.
Интересно, что эта «зоологическая фантазия» не всегда упоминается в серьезных учебниках по музыке, да и сам Сен-Санс не горел желанием её издавать, кроме разве что «Лебедя». Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено в салоне прославленной певицы Полины Виардо в присутствии Ференца Листа.
«Карнавал животных» — произведение наполненное юмором, иногда переходящим в сатиру — в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.
Музыка «Карнавала» получила большую известность и часто исполняется в концертах. Отдельные номера «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.
Изначально композитор задумывал исполнение «Карнавала» небольшим камерным ансамблем (два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, стеклянная гармоника (в наше время её партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте), ксилофон), однако впоследствии его нередко играли даже оркестром, увеличивая количество струнных инструментов.
Слайд 5
1. Открывает «Большую зоологическую фантазию» «Королевский марш льва» — торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглашая окрестности грозным рычанием («рычит» фортепиано)!
На марш настройтесь, белки, совы! –
Дает команду дирижер.
Прославят карнавал веселый
Большой оркестр и птичий хор!
Вот грозный лев выходит грозно
«Король! – в партере говорят –
Его боятся даже звезды:
Они слабей при нем горят!»
Слайд 6
Слайд 7
2. «Куры и петухи». Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена.
Это кто кудахчет там?
Это кто несется там?
Кто устроил тарарам?
Это куры с петухом.
Он – в мундире, с хохолком,
Смотрит зорко, далеко!
До чего петух хорош!
На кого же он похож?
Ой, хорош! Ой, похож!
Кто же, кто же, кто же он?
Может сам Наполеон?
«Браво, бис!» - со всех сторон.
Слайд 8
Слайд 9
3. «Антилопы» («Дикие ослы»).
Ну и топот! Ну и рев!
Это музыка ослов!
Скачут, топают, орут,
Видно, их характер крут!
Уши как свои спасем,
Если музыкант осел?
Слайд 10
Слайд 11
4. А вот «Черепахи». Как вы думаете, в каком темпе эта пьеса?
Конечно, в очень медленном. Причем за основу взята мелодия… канкана из оперы «Орфей в аду» Жака Оффенбаха, только в несколько раз медленнее.
Едва ли доводилось вам
Смотреть на медленный канкан,
Где вместо пляски огневой
Плетется танец, сам не свой…
Друзья! Порадует ли нас
Такой канкан: два шага в час?
А черепашкам жарко. «Ох!» –
После балета – долгий вздох!
Слайд 12
Слайд 13
5. А в пьесе «Слоны» тяжеловесно звучит «Вальс сильфов» Гектора Берлиоза. Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому контрабасу, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.
А вот слониха-африканка
Всех черепашек превзошла:
Зачем ей марши и канканы? –
Вальсок притопывать пошла!
Ах, если бы для карнавала
Не лес столетний выбран был,
То и, наверно, до финала
Не каждый зритель бы дожил!
Слайд 14
Слайд 15
7. «Пианисты» — камешек в огород некоторых музыкантов, упирающих на зубрежку гамм, без всякой «человеческой» мысли.
Никого ты не заставишь
Тут сыграть еще ловчей:
Белки прыгают меж клавиш,
Звуки льются, как ручей.
Бойко, звонко, прытко, быстро!
Нет, никто бы так не смог,
Только белки-пианисты
В восемь лап, а может нот!
Слайд 16
Слайд 17
8. И наконец, «Лебедь». Единственная часть, лишенная иронии. Это
был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении более ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки. Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.
Помнишь, лебедь знаменитый –
Тело серебром облито –
К нам спешил на карнавал,
В лунных волнах выплывал?
Мне поныне это снится:
Серебра сиянье длится,
Птица-лебедь между вод
С видом царственным плывет.
Слайд 18
Слайд 19
9. «Финал» .Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.
А сейчас подойдите к столу, выберите тот персонаж из «Карнавала животных», какой вам наиболее запомнился и разукрасьте его портрет во время звучания финального номера из «Карнавала животных».
Слайд 20
Камиль Сен-Санс творил легко, наверное, потому, что он всегда был «слишком ребенок», как писал о нем Шарль Гуно. При всей своей учености он мечтал создавать музыку, «проникающую в душу и разливающуюся там по всем закоулкам», и ему это удавалось. А закончу нашу встречу словами Ромена Роллана: «В современном искусстве, нервном и беспокойном, его музыка поражает своей безмятежностью, своими спокойными гармониями… своей кристальной чистотой… Он вносит в нашу тревожную жизнь немножко света и мягкости былых дней».
Слайд 21