Формирование духовно — нравственной личности, как средство достижения воспитанности детей младшего школьного возраста.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение - средняяобщеобразовательная школа с. Новосёловка Екатериновского района
Саратовской области
Доклад по самообразованию:
«Формирование духовно- нравственной личности –
как средство достижения воспитанности детей
младшего школьного возраста»
Учитель начальных классов:
Фролова С. Г.
2016-2017 уч год
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное – составляет главную задачу воспитания». В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечить формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно- нравственными нормами. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природе, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, но главное, что эти качества должны закладываться уже сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Если взглянуть на детские рисунки, то там всегда нарисовано солнце, синее-синее небо, густая зелёная трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Принимая первый класс 1 сентября, я провожу мероприятие, на котором в гости к детям приходят добрые герои сказок, которые знакомят детей с хорошими делами и поступками. Дети знакомятся с такими понятиями, как «щедрость», «красота», «вежливость», «милосердие», «доброта» и т. д. . Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит воспитателю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. При чтении сказок, опираюсь на специфику сказочного жанра, целенаправленно должна формировать у учащихся оптимальный объём умений, концентрирующих внимание детей на главном в «сказочном мире», умение выделять при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Много интересного о прошлом дети узнают от старых людей. Многому полезному в жизни первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям и учат детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане я провожу немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Сплочению детей мне помогают воспитательные мероприятия, такие как «Давайте жить дружно», «День именинника», а так же коллективные познавательные мероприятия, в которых принимают участие и родители. Ведущим направлением внеклассной деятельности является духовное воспитание, причём при разработке планов содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребёнка. Так уже в начальных классах я знакомлю детей с детской Библией, историей православия на Руси, с десятью заповедями закона Божьего, которые составляют конституцию христианина и гражданина в целом. Ведь православие это не система, а жизнь в любви. А нашим детям так её порой не хватает. Ведь не секрет, родители сейчас занимаются устройством личной жизни, бросая детей на попечение бабушек и дедушек. Дети тем самым лишаются родительской ласки, любви и заботы. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Беседы, праздники, посвящённые «Дню Победы», утренники, рисунки детей о героях войны и исторических героях в целом. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. В. А. Сухомлинский писал: «Руководить нравственным воспитанием – это значит создать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком – то печётся и беспокоится, кому – то отдаёт своё сердце». Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.