Занятие по общеразвивающей программе Чудеса из войлока: Осенние картины и настроения в поэзии Бунина


МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова г. Липецка
Осенние картины и настроения в поэзии И.А. Бунина
(занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Чудеса из войлока»)
Автор: педагог дополнительного образования
Кузнецова Юлия Викторовна
Липецк, 2017
Цель: формирование представления об осенней тематике в творчестве И.А. Бунина, через средства декоративно - прикладного и художественного творчества.
Обучающие:
- знакомство с творчеством Бунина.
- приобщить детей к чтению русской художественной прозы.
- продолжить формирование навыков работы с войлоком.
- закрепление навыков работы с материалами и инструментами.
Воспитательные:
- привить навык самостоятельного чтения.
- воспитать навыки работы в коллективе, оказание помощи товарищу.
- создать благоприятную психологическую среду для взаимодействия воспитанников.
Развивающие:
- создать условия для воспитания чувства любви к природе, интереса к поэзии, духовности; совершенствовать умение выражать свои мысли и слушать других.
- развитие творческой деятельности воспитанников в процессе занятия.
- развитие интереса к овладению более сложным декоративно-прикладным работам.
В процессе занятия у детей формируются следующие УУД:
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков
- синтез;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно – следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
- умение договариваться, находить общее решение;
- взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания;
- рефлексия своих действий, как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
Личностные:
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность);
- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
- формирование моральной самооценки;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- контроль;
- оценка.
Материально-техническое обеспечение.
Образец поделки, войлок, рамки со стеклом, мультимедийная установка, шляпа, с нарезанными, кленовыми и дубовыми листочками по количеству детей, словарь настроений. Музыкальное сопровождение: музыка из цикла: «Вдохновение»: «Изумительная благодать» (панфлейта, в сопровождении оркестра), романс на стихи Бунина «Осень листья тёмной краской метит» в исп. Кане Михаил Азриельевич. Звуки шелеста листвы. Презентация: Видеоряд о биографии писателя, стихотворение «Листопад», видеоряд осенних картин известных художников: картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова “Золотая осень”, М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», С.Ю. Жуковский «Нахмурилось », рисунок дерева А3, осенние листочки из бумаги.
План занятия.
Организационный момент 1 мин.
Тема занятия, цель и задачи 2 мин.
Основная часть 90 мин.
1) Теоретическая часть 30 мин.
2) Планирование практической работы 15 мин.
3) Практическая работа 45 мин.
а) Решение в цвете неба 15 мин.
б) Работа над цветом и фактурой земли 15 мин.
в) Проработка мелких деталей 15 мин.
Контрольный этап 3 мин.
Рефлексия 4 мин.
Ход занятия
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность воспитанника Оборудование, реквизит.
Организационный момент
Объявление темы занятия, определение для детей цели и задач.
Основной этап.
Теоретическая часть.
Физкультминутка
1) Планирование практической работы.
2) Практическая работа.
А) Решение в цвете неба.
Б) Работа над цветом и фактурой земли.
В) Проработка мелких деталей.
Контрольный этап.
Рефлексия.
- Здравствуй - не просто слово,В нём свет и тепло само,Оно - общения основа,От которого пахнет весной!"Привет!"... Как много в этом слове.И добродушие, и свет...Не слово-вежливость, основаОно общения... Привет!
- Прочитайте на доске эпиграф нашего занятия.
«Унылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса»
А.С. Пушкин
- Какие прекрасные слова А.С. Пушкина! О каком времени года идёт речь?
Конечно, речь идёт об осени. – По каким признакам вы узнаёте это время года?
- Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – осени. Мы с вами узнаем как Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, первый лауреат нобелевской премии в области литературы, описывает осень в своём произведении, как воспевают её художники. А также каждый из вас создаст свой неповторимый осенний пейзаж.
- Это чудесное время года привлекало внимание русских поэтов и писателей. Наше сегодняшнее занятие посвящено творчеству замечательного поэта  И. А. Бунина.
И. А. Бунин родился 10 октября 1870 г. в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство, с четырехлетнего возраста, Бунин провел в деревне Орловской губернии.В десять лет Бунина отдали в Елецкую гимназию. Более четырех лет Иван жил по чужим домам и очень тосковал по дому. В гимназии учился без всякого интереса. С каждым годом учебные дела шли все хуже и хуже, и родители его забрали из гимназии домой. Единственное, что вынес Ваня Бунин из гимназии – это были его собственные стихи. Он стал их писать втайне от всех, они естественно, сначала были очень слабы, зато его детские чувства находили выход.
Прошло время, и стихи Бунина стали выражать не только искренность чувств, но и передавать красоту русской природы и любовь поэта к родному краю.
В 1901 году вышел его сборник стихотворений под названием "Листопад", который высоко оценили классики русской литературы: Блок, Пушкин, Куприн и присудили одно из главных мест в русской литературе.
В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего, за автобиографический роман "Жизнь Арсеньева".
В 1936 году (в возрасте 66 лет) Бунин отправился в путешествие в Германию и другие страны, а также для свидания с издателями и переводчиками. Но в Германии его арестовали, и до окончания Великой Отечественной войны Бунин прожил в Германии в бедности. В письмах и дневниках Бунин говорит о своей тоске по Родине и желании возвратиться в Москву. После войны, в 1945 году он навсегда pаспpощался с Германией и переехал в Париж.  
Но вернуться на родину он не смог. В бедности, старости и болезнях - решиться на такой шаг было не просто. И в 1953 году Ивана Алексеевича Бунина не стало. Похоронен великий русский писатель под Парижем во Франции.
- А какая же она бунинская осень….
«Ветер осенний в лесах подымается…»
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.
Только замрет, припадет и послушает,—
Снова взмахнет, а за ним
Лес загудит, затрепещет,— и сыплются
Листья дождем золотым…
«Осыпаются астры в садах…»
Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!..
«Осень. Чащи леса»
Осень. Чащи леса. Мох сухих болот. Озеро белесо. Бледен небосвод. Отцвели кувшинки, и шафран отцвел. Выбиты тропинки, лес и пуст, и гол. Только ты красива, хоть давно суха, в кочках у залива старая ольха. Женственно глядишься в воду в полусне - и засеребришься прежде всех к весне.
Вот какие замечательные стихи писал поэт Иван Алексеевич Бунин, и это лишь некоторые из них. Мы узнали, какой бывает осень по настроению, а сколько удивительных оттенков цвета она имеет.
Осень – любимое время года многих известных русских художников. Обратите внимание на репродукции с известных картин.
- Почему они так называются?
- Какая из картин вам нравится больше, почему?
- Что из увиденного художником вы наблюдали сами?
- С какими чувствами художники писали свои картины? Поможет ответить на эти вопросы “Словарь настроений”
- Праздничное, торжественное, радостное, весёлое, шутливое, смешное, светлое, прекрасное, сказочное, бодрое, приподнятое, уютное, мечтательное, задумчивое, таинственное, противоречивое, непонятное, сонное, ленивое, равнодушное, беспокойное, тревожное, печальное, грустное, неуютное, хмурое, мрачное, сердитое, угрюмое.капризное, привередливое, хвастливое, насмешливое.
- Ребята, вы, наверное, устали, давайте встанем и разомнёмся.
- Ветер тихо клен качает,
Влево вправо наклоняет,
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает,
И листочки обрывает,
Листья жёлтые летят,
Опять в природе листопад.
И какое завораживающее зрелище — осенний листопад! Вот срывается с дерева первый лист и начинает свое робкое путешествие на землю. К нему присоединяются другие — и вот уже за листвой не видно неба. Мир вокруг замирает: природа танцует свой прощальный танец перед долгим зимним сном.
«Лес, точно терем расписной…» Этой строчкой про лес, представленный поэтом как сказочный терем, начинается стихотворение «Листопад» - одно из удивительных чудес русской лирики. Бунин написал его летом, ему было 30 лет. Гостил он тогда дома у брата в деревне Огневка Тульской области.
Иван Бунин написал немало прекрасных стихов, но до конца жизни дорожил  стихотворением «Листопад»
Это большое произведение посвящено не просто одному моменту осени, а всей осенней поре: с самых первых осенних дней до последнего упавшего на побелевшую землю листочка.
- Я предлагаю послушать это замечательное стихотворение, представить осенние картины и подумать на какие две части можно разделить это произведение.
- Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стеной.Стоит над светлою поляной.
- С чем Бунин сравнивает лес? ( С расписным теремом) - Какие краски использует поэт для описания осеннего леса? (Лиловый, золотой, багряный.)
- Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца. И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.
- Давайте подумаем, чем, по мнению поэта, пахнет осенний лес? (Дубом и сосной)- С кем сравнивает Бунин осень? (С тихою вдовою)- Посмотрите, как пишет слово «Осень» Бунин? (С большой буквы, он ее одушевляет)- Итак мы с вами увидели самое начало осени, ее приход. Прошло время , и что мы видим?
…Вот стало холодно и белоСреди полян, среди сквознойОсенней чащи помертвелой,И жутко Осени однойВ пустынной тишине ночной.
- Что изменилось в природе? (стало холодно и бело)- Какой стала лесная чаща? (Помертвелой)- Как себя чувствует Осень? (Ей жутко)- Посмотрим, как изменился лес со временем:
Лес, точно терем без призора,Весь потемнел и полинял,Сентябрь, кружась по чащам бора,С него листами крышу снялИ вход сырой листвой усыпал;А там зазимок ночью выпалИ таять стал, все умертвив…
- Как вы думаете, какой осенний месяц описывает поэт?- Каким стал лес? (Терем без призора, лес потемнел, полинял)
- На сколько частей вы бы разделили стихотворение? (На две, 1 часть – ранняя осень, 2 часть – поздняя осень)- Какие картины вы себе представили, слушая первую часть? (лес, золотые, красные, зеленые листочки, птицы летят на юг)- Какие картины вы себе представили, слушая вторую часть? (лес почти голый, кое - где висит листочек, на земле легкий снежок, в небе преобладают серые краски, пасмурно, тишина передается за счет отсутствия живой души, например птиц)И настроение каждая часть передаёт своё. А что бы лучше понять настроение осени мы с вами поиграем.
Мимическая игра «Осень» 
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень. Наше настроение: показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
 Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ- ко раскрываются, при опускании — почти закрываются. Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!» 
- Сейчас мы разделимся на 2 группы. Вытяните из шляпы листочки: учащиеся, которые вытянули кленовый листочек – иллюстрируют 1 часть стихотворения, дубовый – 2 часть.  Каждой группе сейчас нужно будет нарисовать шерстью осенний пейзаж к одной из частей стихотворения.
- Нужно создать композицию. Сначала изображаем линию горизонта, затем то о чем говорится в стихотворении: лес, отдельно стоящие деревья на переднем плане. Какое небо в начале стихотворения, предположите (ясное, голубое,  кое-где перистые облака). Это можно передать, используя голубую и белую шерсть. - Какое небо становится потом? (пасмурное, можно выложить тонкий слой голубой шерсти и «подкрасить», используя серую и белую шерсть)Обратите внимание на картину. Как она называется (Левитан «Золотая осень»).Где небо насыщеннее? Ближе к линии горизонта или выше?Как понимаете» насыщеннее»? (Ярче)
- На листе сначала необходимо выложить слой голубой шерсти, аккуратно проработаем небо можно «прорисовать» облака (белая шерсть). Сделать небо пасмурным (серая шерсть).
- С помощью чего можно передать лес вдалеке в первой части? (Мелко нарезаем жёлтую, зелёную, красную шерсть и аккуратно раскладываем на картине)- А когда автор говорит:
«Лес словно терем без призора,Весь потемнел и полинял…»
(можно использовать коричневую шерсть, как стволы деревьев, а на близ расположенных деревьях, кое – где можно добавить листочек - жёлтая, зелёная шерсть.- Будем работать над цветом земли. Он зависит от того, какую осень вы будете изображать.- Посмотрите на картины художников. Какие оттенки цвета они используют для изображения «Золотой осени»? (желтый, коричневый, зеленый: один цвет плавно переходит в другой)- Подберите оттенки для изображения земли ранней осени? Поздней осени? (больше высохшей, пожелтевшей травы) - Посмотрите на работу художников. Некоторые моменты можно взять у них. Вблизи кое-где травку мы видим четче.
Будем работать над изображением деревьев и других основных предметов. Четко листочки мы не видим. Сначала нарезаем мелко шерсть разных оттенков: красного, жёлтого, зелёного, оранжевого, охристого и пинцетом располагаем на деревьях. Цвет и количество листьев зависит от того какую осень : раннюю или позднюю вы изображаете. (ранняя – присутствуют оттенки зеленого, красного,  оранжевого, желтого, охристого; поздняя – красно-коричневого, охристо-коричневого.)
- Посмотрите ещё раз на свои пейзажи, поправьте детали, и оформите картины в рамки.
- Посмотрите, какие интересные работы получились. Давайте проанализируем работы друг друга.
- Какие цвета шерсти вы использовали, рисуя осень?- Как удалось передать настроение осени? - С каким стихотворением на занятии мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
Мы с вами вместе прошлись по осеннему лесу, вместе с поэтом Иваном Алексеевичем Буниным прожили всю осеннюю пору, посмотрели, как осень изображают художники? Что вам особенно понравилось сегодня на занятии?
-Я считаю, что наше занятие прошло с пользой, но мне бы хотелось знать, как именно вы оцениваете нашу совместную работу.
Перед вами осенние листья, вырезанные из бумаги, на доске нарисовано дерево. Если вам понравилось наше занятие, вы научились чему-то новому, интересному – то, выбрав листочек, вы приклеиваете его на крону дерева. Если занятие было для вас не интересным – то вашему листочку место у подножия дерева.
Посмотрите, какое пышное и густое дерево у нас получилось!
Спасибо всем участникам путешествия, до новых встреч
Слушают педагога.
Рассматривают портрет писателя.
Ответы детей
.

Рассказывает ребёнок, заранее подготовивший доклад о биографии писателя.
Дети читают наизусть стихи об осени.
Ответы детей
Дети используя словарь настроений отвечают на вопрос.
Дети делают движения: ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.
2 наклона вперёд, потереть ладошки.
Наклоны туловища вправо и влево, кружатся на месте, махая руками.
Дети внимательно слушают стихотворение «Листопад».
Ответы детей
Ответы детей.
Дети играют в игру «Осень»
.
Дети вытягивают из шляпы листочки и внимательно слушают.
.
Ответы детей.
Дети выполняют задание, если они затрудняются, педагог помогает.
Дети устраивают выставку работ.
Ответы детей.
Дети приклеивают листочки.
Дети любуются красивым деревом.
На экране портрет И. А. Бунина.
На экране презентация о писателе.
На экране презентация осенних картин.
Картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова “Золотая осень”, М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», С.Ю. Жуковский «Нахмурилось »
На экране
Картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова “Золотая осень”;
Звуки шелеста листвы.
Видеоряд анимированная картина листопада
 
Демонстрируется видео- презентация: чтец читает стихотворение «Листопад»
Видеоряд анимированная картина листопада
На экране
картина
«Золотая осень» И. Левитан.
Звучит  музыка из цикла: «Вдохновение», «Изумительная благодать» (флейта Пана, в сопровождении оркестра).
На экране картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова “Золотая осень”,
М.В. Нестеров«Осенний пейзаж», С.Ю. Жуковский«Нахмурилось».
Звучит романс на стихи Бунина «Осень листья тёмной краской метит» исп. Кане Михаил Азриельевич.
         
Литература.
1.Бердникова О. А. Концепция творческой личности в прозе И. А. Бунина. Автореф. дис. на соиск. канд. филол. наук. Специальность 10.01.01. «Русск. лит. » Воронеж, 2000. - 24 с.
2. Бунин И.А. Рассказы. – М., Правда, 1983.
3. Бонами Т. М. Творчество И. А. Бунина в контексте русской культуры. — . М. , 2003.-129 с.
4. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М., Эксмо, 2008.
5. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц – М., Эксмо, 2009.
6. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании.
Интернет - источники
1.https://ru.wikipedia.org/wiki - википедия. И.А. Бунин.
2. http://allforchildren.ru/poetry/author43-bunin.php - всё для детей. И.А. Бунин.
3. http://festival.1september.ru/articles/419203/ - фестиваль педагогических идей.
4. http://4stupeni.ru/stady/konspekt_3_lit/504-bunin-listopad.html - сайт учителей начальной школы «4 ступени».
5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/11/08 - социальная сеть работников образования