Открыто занятие Разработка тематических физкультминуток


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»

Разработка тематических физкультминуток
Составитель: Наливайко И.Н.
п. Гвардейское, 2016
Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. Что же это такое - физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.
Яблоня в моем садуГнется низко на ветру.Наклонилась вправо, влево –Покачаться захотела.Ветки вниз и вверх качнулаИ вперед их протянула.А как стихнет ветерок,Моя яблонька заснетФизкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему. 
Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:• Упражнения для снятия общего и локального утомления; • Упражнения для кистей рук;• Гимнастика для глаз;• Упражнения, корректирующие осанку;• Дыхательная гимнастика.• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.1.Упражнения для снятия общего или локального утомления 
На реке живет енот,Чешет лапкой он живот.Своим хвостиком виляет,Кверху лапки поднимает.Шустро он по кочкам скачетИ запас под корень прячет.Он среди воды живет,Добродушный наш енотДля того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей). 
Неуклюжий шел пингвинПосреди холодных льдин.И по ледяной дорожкеПрыгал он на правой ножке.А теперь подскок на левой –И присел, согнув колени.Встал, присел –И пять прыжков:Очень климат уж суров!2.Упражнения для кистей рук Так проворны наши руки –Нет им времени для скуки.Руки вверх, вперед, назад –С ними можно полетатьПри работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты. 3.Гимнастика для глазТихо в воздухе кружит.Он все ниже, ниже, ниже,Все к земле он ближе, ближе.Только дунет ветерок –Лист поднимется с дорог.Будет дуть осенний ветер,Будет лист кружить на светеОфтальмолог В. Ф. Базарнов рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.Воробьишка потянулся,Распрямился, встрепенулся.Головой кивнул три раза,Подмигнул нам черным глазом,Лапки в стороны развелИ по жердочке пошел.Прогулялся и присел,Свою песенку запел:Чик-чирик-чирик-чирикУпражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверхУпражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.Утром встал гусак на лапки,Приготовился к зарядке.Посмотрел он вправо, влево,Повороты сделал смело.Пощипал немного пух –И с разбегу в воду плюх!Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8.
4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанкиНарушение осанки у школьников влечет за собой нарушение здоровья.Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений.• несоответствие размеров мебели росту ребёнка, • недостаточное освещение.Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:1. «Колка дров». И. п.: ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.
2.«Обезьянки» - прыжки на двух ногах.Мы сегодня обезьянки,По-английски – просто манки.Покривляемся немножкоИ похлопаем в ладошки.Головой кивнем друг другуИ опять бежим по кругу3. «Часы» - наклоны туловища вправо – лево и др.
Тик да тик – часы стучат,Целый день вперед спешат.Три часа на них сейчас,А потом и шесть как раз.Снова тикают часы –Девять раз пробьют они.У часов тяжелый труд:Всё они идут, идут…5.Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
Я с утра сегодня встал,С полки шар воздушный взял.Начал дуть я и смотреть –Стал мой шарик вдруг толстеть.Я все дую – шар все толще,Дую – толще, дую – толще.Вдруг услышал я хлопок –Лопнул шарик, мой дружок1.Чудо – ветер. Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т.д.. Дует, дует ветерок,Полетит сейчас пушок.
2.Ныряние. задержка дыхания.
6. Использование музыки и танца для физкультминутокС древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. 
Танцы полезны, потому что:• укрепляют сердечно-сосудистую систему,• поддерживают мышцы в тонусе, • развивают дыхательную систему. Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.