Лекция Использование электронных образовательных ресурсов в деятельности педагога


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
учитель английского языка ГУО «Гимназия № 5 г. Барановичи»
Банкевич Ольга Александровна
ЧТО ТАКОЕ ЭОР?
Электронные ресурсы -
материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) -
информационные ресурсы, предназначенные для хранения и обработки информации в компьютерных системах (информационные ресурсы, представленные в цифровом формате)
Виды ЭОР для обучения языку:
специализированные учебные ресурсы для обучения языку (ЭСО);
электронные словари;
аутентичные материалы на изучаемом языке;
средства электронной коммуникации.
Специализированные электронные ресурсы для обучения языку:
Электронные копии печатных изданий или созданные с помощью компьютера задания для последующего использования в печатном виде.
Интерактивные учебные ресурсы ориентированы на различные этапы изучения материала:
презентацию,
семантизацию,
тренировку,
контроль.
Электронные словари:
толковые одноязычные,
переводные (двуязычные и многоязычные),
терминологические: по различным отраслям знания и человеческой деятельности (бизнес, наука, техника, медицина, образование, средства массовой информации, полиграфия и т.д.),
лингвистические (словари синонимов, сокращений, сочетаемости и т.п.),
учебные.
Аутентичные материалы:
материалы, созданные носителями языка для носителей языка для неучебных целей:
функциональные, выполняющие инструктирующую, поясняющую, рекламирующую функцию (указатели, дорожные знаки, вывески, схемы, диаграммы, рисунки, театральные программки и пр.);
информативные, выполняющие информационную функцию и содержащие постоянно обновляющие сведения (статьи, интервью, опрос мнений, письму читателей в печатные издания, актуальная сенсационная информация, объявления, разъяснения к статистике, рекламе, комментарий, репортаж и пр.).
Средства электронной коммуникации:
Средства синхронной коммуникации (чат, программы мгновенного обмена сообщений, видеоконференции).
Средства асинхронной коммуникации (электронная почта, дискуссионные группы, форумы, электронные доски объявлений, блоги).
Специализированные средства коммуникации (системы управления учебными курсами, виртуальные среды обучения, специализированные форумы).
Типология ЭОР:
Электронные средства обучения (ЭСО) (электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, программы тестирования и т.п.)
Инструментальные и прикладные программы (программы, позволяющие преподавателю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов) 
Информационные ресурсы Интернета
ЧТО ТАКОЕ ЭСО?
Электронные средства обучения (ЭСО) -
средства, работающие с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемые непосредственно в обучении и воспитании обучающихся
Электронный учебник -
мультимедийное издание, записанное на компакт-диске, структура которого представляет собой «ветвящиеся файлы-страницы», снабженные гиперссылками, иллюстрациями и анимацией к текстам, многовариантными заданиями для проверки знаний в интерактивном режиме для всех уровней сложности данного материала
Типология ЭСО: структурно-функциональный критерий
Тип ЭСО Основная функция
Презентационные введение нового обучающего материала
Информационно-справочные экспликация и семантизация вводимого материала
Тренировочные отработка навыков использования введенного нового материала
Контролирующие проверка усвоения введенного материала
Компьютерные программы для обучения языку:
Программы для изучения различных аспектов языка: фонетики, лексики, грамматики, орфографии
Программы, позволяющие формировать умения и навыки в различных видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении, аудировании
Программы, предназначенные для развития языковой, речевой и коммуникативной компетенции учащихся
Лингвострановедческие программы
Игровые программы
Примеры ЭСО МО РБ

Дистанционное обучение
Дистанционная форма получения образования -
вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.
Дистанционные образовательные технологии -
это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.
Примеры эсо на платформе СДО Moodle

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: Иностранные языки III-XI классы. 2012 год
Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык III-XI классы от 29.05.2009 № 32
Концепция учебного предмета «Иностранный язык» от 29.05.2009 № 675
Электронные средства обучения: Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в общеобразовательном процессе в 2015-2016 уч. году
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам от 29.05.2009 № 674
Санитарные нормы и правила от 27.11.2012 года
Инструментальные и прикладные ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭСО:
Инструментальная тестомодулирующая среда Hot Potatoes
Программа для визуального программирования с созданием меню автозагрузки AutoPlay Media Studio 8
Сервисы технологии WEB 2.0:
для создания блогов (Blogger) и интеллект-карт (iMindMap, Bubbl);
для создания веб-квестов (EasyQuizzy);
для создания трехмерных мультимедийных презентаций, слайдшоу, а также фото-, видеосервисы (Google, Prezi, PhotoPeach, MovieMaker, SmileBox, PhotoShow, PiZap, Voki, ZohoShow)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:
отдельные документы и отдельные массивы документов, содержащихся в информационных системах, зафиксированные на каком-либо носителе для хранения и использования
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ в сфере ОБРАЗОВАНИЯ (45)
Министерство образования
Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла
БГУ (Белорусский государственный университет)
Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка
Белорусский государственный медицинский университет
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы
Белорусский национальный технический университет
Белорусский государственный экономический университет