Формирование гражданской компетентности и морально-нравственных качеств обучающихся.


Формирование гражданской компетентности и морально-нравственных качеств обучающихся.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество на протяжении многих веков. Изучением нравственности занимались такие великие мыслители античности как Платон, Сократ, Аристотель, в области советской и современной педагогики можно выделить такие известные фамилии как Ушинский, Макаренко, Е.П. Белозерцев, Никандров, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванов, В.Д. Шадриков, и др.Важным принципом государственной политики Российской Федерации в области образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей и нравственности (статья 2 Закон РФ «Об образовании»). В Национальной доктрине образования РФ указано, то, что система образования призвана обеспечить воспитание граждан обладающих высокой нравственностью, а Концепция модернизации российского образования утверждает что, развитому обществу нужны нравственные люди.Модернизация российского образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества.
Если же мы обратимся к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине, которые к сожалению на сегодняшний день почти утрачены, и перед современном обществе стоит задача их восстановления.В связи с этим необходимо заострить внимание на определении таких понятий, как гражданская компетентность, а так же мораль и нравственность.
Компетенция или компетентность в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. В современной педагогической науке встречается ряд достаточно близких по своему содержанию терминов – «гражданская компетентность», «гражданская компетенция», «компетенции гражданственности».Согласно «Концепции модернизации российского образования под гражданской компетенцией принято понимать готовность к применению знаний о праве, политике, обществе, государстве, политико-правовых умений и навыков при исполнении различных гражданских ролей. Она направлена на грамотное поведение гражданина в различных политических, правовых и общественных ситуациях. Гражданская компетенция – это совокупность готовности и способности, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике .Под «компетенциями гражданственности» принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн).В связи с этим проблема развития гражданской компетентности школьников- это важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать выпускникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». По его словам, духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности».
С годами понимание нравственности изменилось.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственного становления человека, формирования у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Так же К.Д.Ушинский, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом».
В связи с этим в своей работе мы ставим перед собой следующие цели и задачи:
-способствовать формированию у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
- создавать условия для формирования патриотических чувств: любовь к Родине, к земле, где вырос и родился;
-побуждать к формированию потребностей и мотивов нравственного поведения;
- обогатить эмоциональный мир детей;
-вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм;
-помочь в осознании значимости воспитания в себе нравственных качеств для формирования будущей личности.
формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
б) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей родины;
в) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного к этим ценностям поведения;
При этом педагог должен использовать следующие методы воспитательной деятельности:
- диагностический; - дифференцированный; - координационно-коррекционный - метод планирования; - организаторский;
-метод актуализации значимых целей; - коммуникативный;- формирующий и стимулирующий; - контрольно-аналитический и оценочный;
Для успешной работы педагогу необходимо поднять на качественный уровень воспитательную работу; использовать широкий диапазон адаптированных психологических методов и форм работы; создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта и защищенности.
Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности учащихся:
Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.
Ценностно-ориентировочная – моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.
Эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.
Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания.
На занятиях учителем ставятся задачи воспитывать:
уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;
сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность;
понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
негативное отношение к вредным привычкам;
чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;
чувство патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства
понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
создавать:
ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;
условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;
развивать:
значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
представления о семейных ценностях;
а также:
дать учащимся возможность проявить свои нравственно- духовные ценности на практике;
создать условия для нравственного самовоспитания учащихся;
приобщать учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.
Используются адаптированные психологические методы: групповая дискуссия, анализ жизненных ситуаций и задач, создание проблемных ситуаций с последующей рефлексией, элементы наблюдения, ролевые игры, драматизация, тестирования, тренинги.
По моему мнению, сочетание данных методов работы позволит ребенку заинтересованно работать на занятиях, а учителю –отслеживать эффективность формируемых нравственных качеств.
Цель нравственного воспитания в школе состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка.
«Человек может обойтись без многого - но не без человека!»