Виды работ с различными тестами на уроках литературного чтения


Виды работ с различными текстами на уроках чтения.
Василевская Ольга Ивановна,
МБОУ г. Мценска «Лицей№5»,
учитель начальных классов
Известно из работ психологов из практики нач. обучения, что у учащихся начальных классов особое восприятие художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у ученика в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера, и он способен воспринимать читаемое «чувствами», активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.
Какие же условия необходимы, чтобы учащиеся полноценно восприняли художественное произведение?
Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения.
Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).
3.Обязательным условием является присутствие анализа художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.
4.Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.
В отличие от художественной литературы, воздействующей на читателя путем восприятия и оценки художественного образа, существует научно-познавательная литература, которая имеет четко определенную предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тем.
Научно-познавательная литература не только описывает явления и его признаки, излагает суть исторического события, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями, дает им научное обоснование, иногда учит практическому применению предмета.
Методика чтения рассказов
Рассказ является ярким примером художественного произведения. Поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приемы работы,
Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя.
Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со 2-го класса читать про себя с выполнением простого задания.
Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжет; развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.
В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.
Методика чтения сказок
Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку.
Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога и т.д.
В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечается две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка).
По литературоведческой традиции сказки делятся на три группы:
- сказки о животных,
- волшебные сказки,
- бытовые сказки.
Сказки о животных отличаются от других тем, что в них действуют животные. Методика анализа таких сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа и т.п. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни (Может ли такое случиться в отношениях между людьми?) Этого вполне достаточно, чтобы сказка для учащихся осталась сказкой, но и обогатила их знаниями определенных явлений жизни.
Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т.п.).
Методика чтения басен
Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Учитываются существенные признаки басни, как наличие морали нравоучения) и аллегории (иносказания
Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни и, наконец, рассматривается мораль.
Если главная мысль и мораль басни просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения, то более целесообразно сразу же после первичного восприятия басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?». После этого дети сами читают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов.
Если сущность морали сложна для учащихся (например, в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица»), то при первом чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение. Затем работа включает в себя следующие компоненты:
— анализ произведения;
— выяснение главной мысли;
— раскрытие аллегории;
— анализ морали.
При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.
Методика чтения стихотворений
Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.
Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, то есть системы событий в их развитии. В центре, эпических стихотворений — образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное условие обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.
Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах.
При подготовке к чтению стихов о природе учитель определяет, прежде всего место и время проведения экскурсии, тщательно отбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам, а также фильмы, просмотр которых обогатит жизненные впечатления школьников. Особенно внимательно отбирается биографический материал о писателе, т.к. дети должны понять причины возникновения тех чувств и переживаний автора, которые изображены в данном лирическом стихотворении.
Прослушивание музыки является очень эффективным приемом подготовки, т.к. создает настрой, адекватный авторскому, и способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения.
Использование произведений живописи перед чтением стихотворения о природе не всегда целесообразно, т.к. может затруднить его восприятие, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения стихотворения используется лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу, что встречается довольно редко.
' Процесс работы над пейзажным стихотворением имеет ту же схему, что и любое художественное произведение: первичный синтез, анализ и через него к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Но предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.
После чтения стихотворения детьми на этапе анализа учитель предлагает рассказать, какие картины вы «видели» читая отдельные части, строчки. Учащиеся рисуют словесную картину, созданную их воображением на основе слов автора. Детям предлагаются задания, побуждающие к повторному чтению текста, лексико-стилистическому анализу каждой из его частей, картин. В процессе анализа стихотворения школьники учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображенному. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста.
Чтение научно-познавательной литературы
В научно-познавательной статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к его восприятию. На этапе подготовки решаются параллельно две задачи:
—возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;
—дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.
Основными приемами подготовительной работы являются рассказ учителя, беседа, показ кинофильма, экскурсия.
Первичное чтение научно-популярной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.
При работе над такими статьями используются такие приемы работы, как:
—деление текста на части;
— чтение по частям;
— выделение основной мысли в каждой части;
—рассматривание доказательства;
—сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;
— установление вывода в ответ на проблему.
Какой же планируемый результат работы с текстом при применении различных методик? Это применение учащимися универсальных умений, обеспечивающих развитие читательских, литературоведческих и коммуникативных компетенций при работе как с авторским, так и с учебным текстами.
Уроки чтения - научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.
В заключении, хотелось бы напомнить чтение – оказывает благотворное влияние на развитие и воспитание личности ребенка, его духовной, творческой, эмоциональной сферы, формирование его нравственных идеалов – вот почему важно уже в начальной школе заложить основы культуры чтения.