Статья на тему Выявление и развитие индивидуальных стратегий учеников, на уроках истории при работе с тестами

Выявление и развитие индивидуальных стратегий учеников, на уроках истории при работе с тестами.
Д.Г. Галустян
учитель истории, обществознания и МХК
ГБОУ «Школа № 1998 «Лукоморье»

Сейчас много и охотно пишут о нецелесообразности ЕГЭ, “тесты ориентируют на примитивные решения и стандартные, единообразные, упрощенные ответы», только ленивый не ругает ЕГЭ, но ЕГЭ это данность и нашим ученикам необходимо к нему готовиться. Как выжать из подготовки к тестам по возможности больше пользы и выявить особенности индивидуальных стратегий учеников в работе над этим типом заданий, ряд уроков курса истории в 8 классе был посвящён этим проблемам. После очередного провального написания теста по теме «Внутренняя политика Александра II. Отмена крепостного права в России», ученикам было предложено проанализировать причины неудачи. Версий было много, но главная, не успели подготовиться и хорошенько выучить материал и в учебнике нет, того о чем спрашивают в тесте. На уроке была поставлена цель научиться решать тестовые задания не имея готовых, вызубренных на них ответов. Для этого необходимо было выработать универсальную стратегию, опираясь на удачные индивидуальные стратегии учеников. Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Ученики получили повторно по одному вопросу из теста на который они правильно ответили и на который ответили неправильно, им было предложено подумать и пошагово воспроизвести как они пришли к тому или иному ответу.
В ходе анализа личных стратегий были выявлены несколько групп учеников с похожими стратегиями:
ученики которым необходимо визуализировать вопрос теста, у таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Само по себе тестирование исключительно сложно для них, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты.
При подготовке к тестированию, чтобы учебный материал лучше усваивался, этим детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Например, такой вопрос как:
Укажите производство в России, на котором чаще всего применялся детский труд:
1) спичечное; 2) ткацкое; 3) кондитерское; 4) литейное.
Многие вполне успешные дети не справились, в «учебнике об этом ничего не написано», те же кто визуализировали вопрос рассуждали так: я представил ткацкий станок он большой и требует силы, литейное производство это где очень жарко, ребёнок не выдержит, кондитерское – он всё съест, я не знаю как делали спички, но в 19 веке, наверное не автоматы, у ребёнка пальцы маленькие и ему не трудно справиться со спичкой, а платить ему можно мало.
Стратегия решения самих тестов тоже своеобразная, в начале они решают более сложные задания (задания типа С), не простейшие тестовые заданиях (заданиях типа А), а те, где требуется развернутый ответ. Им это проще, а потом переходят к тестам множественного выбора (к заданиям типа В). При сдаче ЕГЭ ребятам предстоит выполнить экзаменационную работу по истории за 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий. Часть 1 состоит из 32 заданий (А1-А32). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный. Часть 2 состоит из 11 заданий (В1-В11), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). Часть 3 состоит из 7 заданий с развернутым ответом (С1-С7).
Отдельно следует выделить учеников, испытывающих трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Им трудно составить план или конспект, некоторые из них составляли план уже после того, как работа написана, именно у них много исправлений в ответах, они очень зависимы от мнениями других. При работе с тестами у таких детей удачными оказались те стратегии где они в задании выделяли главное основное, на что стоит обращать внимание в первую очередь. «В начале работы ознакомился с тестом в целом: просмотрел имеющиеся задания, бегло прочёл их содержание. Сориентировался. Тест показался не сложным, успокоился, начал решать задания типа В, так как задания А показались лёгкими, но за них дают меньше баллов, пока легко думается решаю, что могу из задания Б, потом подумал над заданием из группы А, некоторые совсем не знал, ответил наугад, оставшееся время потратил на последнее задание С.» Таким ученикам помогает составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на контрольной им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.
Вопрос из теста: К прогрессивным чертам крестьянской реформы относится:___
1) освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю;
2) сохранение помещичьего землевладения;
3) отрезки;
4) чересполосица.

Индивидуальная стратегия (ученица 8 класса Епифанова Ю.):
1.Проанализировала вопрос и ответы, перефразировала своими словами.(что хорошего было в освобождении крестьян)
2. выделила основное слово в вопросе (прогрессивный)
3.Прогрессивные черты это значит капиталистические, в отличии от феодальных.
4.Прочла ещё раз первый ответ, слова «право, сделки, покупать» похожи на капитализм, возможно это правильный ответ.
5.Проверяю другие ответы: «сохранение помещичьего землевладения»- явно феодализм, «отрезки и чересполосица» - задерживала выход крестьян из общины, а значит, не может быть прогрессивной чертой.
6.Ещё раз подставила мысленно первый ответ к вопросу «освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю – относится к прогрессивным чертам крестьянской реформы» звучит как правильное.
7. Записала ответ.

Вопрос из теста: Факторы, ускорившие проведение реформы в 1861 г. (лишнее зачеркните):
1) рост крестьянских выступлений;
2) «трезвенное» движение против винных откупов;
3) революционная агитация разночинцев;
4) создание комитетов «по крестьянскому делу».
Индивидуальная стратегия (ученика 8 класса Струтынского В.):
1. Вчитался в вопрос, ключевое слово факторы (какие-то факты).
2.Рост крестьянских выступлений не мог не тревожить Александра II , ведь производительность труда снизилась, выступления крестьян могли вылиться в большой бунт который сложно было бы остановить.
3.Винные откупы не могли влиять на крестьянскую реформу Государство боролось с пьянством помимо крестьянской реформы ("Винные откупы"- система взимания казной дохода от реализации алкогольных напитков, в учебнике не упоминается, представление о понятии не сформировано, письменный анализ ответов на тест позволяет выявить какие понятия «западают»)
4.Агитация разночинцев ускорила проведение реформы, т.к. агитаторы объясняли народу, зачем нужна революция, и как правильно её провести.
5.Создание комитетов «по крестьянскому делу», ускоряло реформу, в этом комитете рассматривались дела связанные с крестьянами. Мировые посредники улаживали споры между крестьянами и помещиками.
6.Подумал что три ответа, 1,3,4 явно правильные, прочёл ещё раз задание, увидел что надо найти неправильный ответ.
7. Подставил неправильный ответ, почувствовал, что ответ несерьезный, очень странный. Значит надо писать его, как неправильный. Работа окончена.
Для многих детей само написание теста сопряжено с определенным эмоциональным напряжением, даже слово тест, портит им настроение, если за ранее предупредить, что тест тренировочный и отметка в журнал выставляться не будет, они успокаиваются и пишут его гораздо лучше. Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, пристально наблюдают за реакциями учителя их легко сбить провокационным вопросом. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли, при выполнении индивидуального задания обычно просят «посмотреть, правильно ли они сделали». Из их индивидуальной успешной стратегии мы взяли в универсальную первым пунктом « перед началом работы вспомнить, что я хорошо готовился к тесту, у меня всё получится, я знаю не хуже товарища и спрашивать у него не буду».
ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Часто при высоком уровне общей эрудиции и вполне достаточном объеме знаний дети могут нерационально использовать отведенное время, при том, что на написание теста даётся 3 часа, некоторые ученики болезненно относятся к необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться, застреваю на нем и в целом решают тест плохо.
В дальнейшем был проведен анализ их решения по модели Т.О.Т.Е. На основе удачных стратегий были составлены две памятки: одна как готовиться к тесту по определенной теме и как решать тестовые задания, не требующие фактических знаний (дат, имён, географических названий мест и тд.).,тесты на усвоение сути исторических понятий.
Памятка как готовиться к тесту по определенной теме:
1.Прочитать в оглавлении учебника, какие параграфы вошли в данную тему, обратить внимание на самые трудные или на те которые плохо выучил в своё время.
2.Повторить весь материал по тетрадке, где он проработан в виде схем - шпаргалок. (опорные конспекты)
3. Выявить временные рамки данного периода истории и его особенности.
4.Выписать ключевые исторические понятия, убедиться в том, что их понимаешь и выучить их.
5.Вспомнить с какими периодами истории перекликается данная тема.
6. Выписать основные события этого периода, выявить их причинно следственную связь (если такая существует).
7. Выписать имена исторических личностей и вспомнить с чем или с кем они связанны.
8. Не глядя в записи попробовать повторить все по пунктам памятки.

Стратегия как хорошо решить тест
(составлена при поддержке учеников 8-х классов)
1.перед началом работы вспомнить, что я хорошо готовился к тесту, у меня всё получится, я знаю не хуже товарища и спрашивать у него не буду.
2.Внимательно оформить бланк ответа (понять, что всё заполнено в каждой позиции)
3. Вдумчиво прочитать вопрос, попробовать перефразировать для себя простыми словами, 4.Выделить исторические понятия или понять знания каких исторических понятий проверяет задание.
5. Прочесть варианты ответов, отбросить не подходящие, выбрать наиболее соответствующий проверяемому историческому событию или понятию.
Анализ личных стратегий позволяет выявить, где при неправильном логическом рассуждении ученика произошел сбой, не просто у нас есть неправильный ответ, а учитель видит причину заблуждения. Ученик на уроке представлял свою стратегию решения задания всему классу происходил обмен стратегиями между учениками, повторение ключевых понятий темы, свои стратегии представляли не только успешные ученики. Не механическое переписывание теста, что иногда практикуется, а живой разбор заданий, позволил научит ребят лучше готовиться к такого рода заданиям, что отразилось на следующей проверочной работе.



Анализ теста "Отмена крепостного права в России"

№ вопроса








1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего

8 "А"
47%
33%
53%
60%
33%
47%
0%
6%
47%
33%
54%

8 "Б"
33%
60%
47%
53%
40%
47%
6%
0%
13%
66%
55%

8"В"
60%
53%
40%
47%
26%
47%
40%
13%
26%
33%
57%



Анализ теста Порефоменная Россия. Либеральные реформы 60-70 годов XIXв."

№ вопроса








1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего

8 "А"
47%
53%
40%
47%
40%
13%
26%
33%
53%
13%
37%

8 "Б"
62%
68%
84%
56%
84%
60%
36%
72%
47%
85%
65%

8"В"
70%
78%
93%
68%
82%
63%
41%
89%
75%
39%
70%




Таблица: Сравнение результатов первого и второго теста

Как видно из таблицы результаты в двух 8-х классах 8»Б» и 8 «В» классе улучшились, при том, что тест №2 был объективно сложнее. В 8 «А» классе где проводились традиционные уроки, показатель упал с 54% до37%.
В подготовке учеников в равной мере важны знания базового хронологического, фактического, понятийного материалов и умения работать с исторической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему важно уделять внимание развитию этих стратегий на всех этапах подготовки, начиная с 5-6 класса Особое место в реализации требований образовательного стандарта и подготовке учащихся к сдаче экзамена в разных формах, включая ЕГЭ, должны занимать уроки обобщающего повторения по темам, разделам курса, что особенно эффективно проводить в форме анализа индивидуальных стратегий. Прямое использование заданий экзаменационной работы, с последующим анализом как успешных, так и не успешных стратегий, на текущих уроках может носить, обучающий характер.
Выявление и развитие индивидуальных стратегий учащихся, способствует совершенствованию всего процесса обучения истории, организации эффективной работы по развитию комплекса познавательных умений учащихся и усвоению знаний, требуемых образовательными стандартами (в том числе с привлечением заданий, представленных в экзаменационных работах). При этом информация об уровне подготовки учеников, при анализе индивидуальных стратегий, дает учителю возможность определить наиболее значимые направления работы.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Диаграмма 2Диаграмма 3Диаграмма 415