Разработка урока по биологии для 8 класса: Дыхание. Строение и функции органов дыхания человека



Разработка урока
по теме: «Дыхание. Строение и функции органов дыхания
человека» (8 класс)

Выполнила: Исаева Любовь
Николаевна
Учитель биологии
МБОУ «СОШ №14»
Г. Выборга

Выборг, 2016
Тема урока: «Дыхание. Строение и функции органов дыхания человека».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательные: Раскрыть сущность процесса дыхания; изучить особенности строения органов дыхания и их функции; выяснить механизм голосообразования.
Развивающие: Продолжить формирование основ гигиены; развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
Оборудование: плакат «Органы дыхания человека», компьютер, презентация «Дыхательная система человека», учебник.
Ход урока:
Организационный момент
«Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что у всех сегодня хорошее настроение, и мы интересно и познавательно проведем наш урок».
Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
А) Загадки об органах дыхательной системы человека:
В ней – глубокая нора,
В той норе – два длинных хода:
Попросту воздуховода.
Ты ответь на мой вопрос:
«Что за важный орган?.....» (Нос)
В трубке короткой – много хрящей,
Сверху лежит щитовидка на ней,
Внутри расположены связки и складки,
Нашего многоголосья загадки. (Гортань)
Трубка короткая после гортани,
В стенки ее хрящики вставлены,
Хрящики хитрые, полуколечками
Трубочку держат открытою вечно. (Трахея)
Они от трахеи начало берут,
Их два, и в их стенках колечки живут,
А далее в легких ветвятся они
На мелкие веточки, ты посмотри,
Конечный отдел их зовут альвеолой,
Две трубочки эти назвать ты попробуй. (Бронхи)
В аценус слились все альвеолы,
Далее выстроить дольки помогут,
Дольки составить сегменты должны,
Которые в органах этих важны. (Легкие)
Учитель: «Все молодцы, хорошо поработали, а теперь давайте попробуем составить синквейны по теме»
Б) Составление синквейнов (Составление синквейнов в начале урока дают учителю понять, что дети уже знают по данной теме и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую надо донести до детей для правильного усвоения ими учебного материала). Синквейны развивают у учащихся образное мышление.
Примеры синквейнов, составленных учащимися:
Гортань
Небольшая, сложная
Дышать, говорить, жить
Соединяет трахею и глотку
Голосовой аппарат
Носовая полость
Длинная, воздухоносная
Дышать, очищать, увлажнять
Проводит воздух в носоглотку
Отдел дыхательной системы
Трахея
Небольшая, непарная
Проводит, выводит, раздваивается
Проводит воздух в легкие
Дыхательная трубка
Легкие
Парные, альвеолярные
Поступает, проникает, обогащает
Участвуют в газообмене
Органы дыхания
Учитель: «Спасибо. Все молодцы! А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, чтобы уже конкретно перейти к теме нашего сегодняшнего урока»
В) Фронтальный опрос:
1) Для чего организму необходим кислород? (Ответ: Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для жизни организма).
2) Что такое «Дыхание»? (Ответ: Дыхание – это процесс поступления в организм кислорода и выделения углекислого газа).
3) Почему люди вынуждены дышать постоянно? (Ответ: В организме нет запасов кислорода).
4) Почему люди не испытывают желания дышать? (Ответ: Дыхание не контролируется сознанием).
5) Что руководит всей дыхательной системой? (Ответ: Нервы спинного и головного мозга управляют органами дыхания).
6) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Ответ: Митохондрии – энергетические «станции» клеток).
7) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Ответ: Дыхание – это часть обмена веществ, при котором происходит газообмен между организмом и окружающей средой).
8) Какое значение имеют органы дыхания человека? (Ответ: Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют углекислый газ).
9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Ответ: Кровь выполняет транспортную функцию).
Учитель: «Очень хорошо. Вот теперь приступаем к изучению нового материала». Учитель записывает тему урока на доске.
Изучение нового материала:
Тема урока: «Дыхание. Строение и функции органов дыхания человека».
Учитель формулирует цель урока:
Раскрыть сущность процесса дыхания;
Изучить особенности строения и функции органов дыхания;
Выяснить механизм голосообразования.
Учитель: «Дыхание – это важный физиологический процесс, необходимый для всех живых организмов.
Проведем практическое наблюдение: Сделаем спокойный вдох и задержим дыхание. Через сколько времени вы испытываете нехватку воздуха?
Сколько дней человек может прожить без пищи? (до 30 дней) Без воды? (до 8 дней) А без воздуха? (до 5 минут)
Почему любой человек не может обходиться без воздуха? (Воздух содержит кислород, а длительное кислородное голодание может привести к смерти).
Дыхание – это процесс газообмена между организмом и окружающей средой.
Составим схему: «Этапы процесса дыхания». (ученики записывают схему в тетрадь)».
Этапы процесса дыхания:
Обмен газов между окружающей средой и легкими
Обмен газов между легкими и кровью
Транспорт газов кровью
Газообмен в тканях
Учитель: «Дыхательная система выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между ними существует глубокая взаимосвязь».
2. Далее учитель обращает внимание учащихся к презентации: «Дыхательная система человека».
Учитель: «Рассмотрим дыхательные пути человека и составим схему:
Дыхательные пути: носовая полость---носоглотка---гортань---трахея---бронхи.
Органы газообмена: легкие.
Дыхательные пути подразделяются на: верхние (носовая полость, носоглотка, глотка) и нижние (гортань, трахея, бронхи)».
По ходу объяснения учителя, учащиеся записывают информацию в тетрадь.
Учитель: «Теперь рассмотрим особенности строения и функции каждого органа дыхательной системы». (Учитель ведет рассказ, используя презентацию) (См. презентацию)
По итогам изучения и используя дополнительно учебник, учитель предлагает учащимся заполнить таблицу: «Строение и функции органов дыхания». (См. презентацию)
3.Учитель: «И, наконец, выясним механизм голосообразования.
Мы уже знаем, что органом голосообразования является гортань. В ней находятся две пары связок, но в голосообразовании участвует лишь одна – нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек свободно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся еще дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых и зависит высота голоса.
Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются резонаторами – околоносовыми пазухами – воздухоносными полостями, которые находятся в костях черепа. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса.
Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работу перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называют артикуляцией».
В заключении данной темы учитель указывает учащимся на вопросы гигиены и заболеваний органов дыхания. (См. презентацию)
Закрепление изученного материала:
Учитель (возвращаясь к презентации): «Для закрепления изученного материала предлагаю вам разгадать кроссворд и потом проверить себя: как вы усвоили новую тему». (Ученики разгадывают кроссворд и проверяют свои результаты, оценивая свою работу). (См. презентацию)
Рефлексия
Учитель: «Вы все сегодня молодцы! Работали быстро и качественно. Спасибо. В заключении предлагаю вам подвести итог, ответив на следующие вопросы:
Я знал …….
Я узнал ……
Я хотел бы узнать ……»
Учитель спрашивает версии учащихся и оценивает работу на уроке, выставляя оценки.
Домашнее задание
Домашнее задание: параграфы 26-27, вопросы после параграфов на с. 174-175 и 177. Подготовить доклады по теме: «Заболевания органов дыхания».
Учитель: «Всем Спасибо. До свидания».

Информационные источники
Колесов Д.В. Биология: Человек. 8 кл.: учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа», 2015. – 416 с.: ил.
Trepsy.net
Pedsovet.su
Nsportal.ru