И вне доски есть правила… (О субкультуре шахматистов и как она влияет на взаимоотношения между шахматистами


«И вне доски есть правила…»
(о субкультуре шахматистов и как она влияет на взаимоотношения между шахматистами)
После продолжительного спада в развитии шахмат в РФ в 90-е годы, сейчас наблюдается рост популярности этого вида спорта. Открываются отделения шахмат в ДЮСШ, школьные секции, наладился процесс издания шахматных книг, журналов, компьютерных программ по шахматам. Некоторые регионы включают шахматы в программу обучения для 1-2 классов, а кое-где и для 1-4 классов. Тысячи детей приобщаются к шахматам. И многих родителей, да и тренеров тоже, волнует вопрос: кем будут их дети после многолетних занятий шахматами, какое место в обществе они займут, какими будут их особенности развития? Особенно остро такие вопросы ставятся в районах удалённых от шахматных центров, где не хватает необходимой методической литературы, представляющий цельный курс шахматного совершенствования юных шахматистов.
Какой бы уровень преподавания шахмат не был и какого бы спортивного мастерства не достигли юные шахматисты, все они приобщаются к шахматной культуре, как часть общей культуры. Общая культура общества многогранна. Урбанизация общества привела к неоднородности и расслоению культурного пространства. Внутри материнской культуры стали появляться различные, подсистемы имеющие свои особые знаковые и символические характеристики. Это привело к появлению понятия «субкультура». Распространение термин получил в 1960-70 годах в контексте изучения молодежных движений. Всем широко известно сообщество футбольных фанатов, сообщество хоккеистов, альпинистов и т.д. В СССР проводились исследовательские работы по изучению многих субкультур. Так, Е.С. Ефимова описывала субкультуру тюрьмы; Т.Б. Шелонская- субкультуру хиппи; Е.В. Кулешов - субкультуру солдат срочной службы. Было много и других исследований.
При описании и исследовании любой субкультуры представление данных вызывает серьёзную проблему, даже более трудную, чем их сбор, поскольку любое описание символической системы неизбежно опирается на некую модель - список норм, что-то вроде кодекса, который отличает поведение членов сообщества от поведения всех остальных людей. Исследования подтвердили, что расслоение общей культуры идёт на множество субкультур. В свою очередь в каждой субкультуре идёт расслоение на вертикали. И это определяет взаимоотношения людей как внутри своего сообщества, так и в обществе в целом. Формируются и отношения общества к представителям той или иной субкультуры и к каждому человеку отдельно в зависимости от уровня развития (физического, интеллектуального и психического).
В нач. 21 века Екатерина Егорова провела научно-исследовательскую работу, доказывающую существования субкультуры шахматистов в современном обществе. Целью её работы было показать наличие признаков субкультуры – знаковых, социальных и поведенческих. Объект исследования – российское шахматное сообщество.
Методика проведения исследования включала:
- анализ исследований в этой области, выбор концептуальной рамки;
- анкетирование представителей шахматного сообщества;
- устные опросы шахматистов;
- наблюдения за шахматистами;
- сбор и анализ источников фольклорных текстов, продуцируемых субкультурой ( например, тексты, присылаемые шахматистами в шахматные журналы).
Материалы, представленные в работе Е. Егоровой, были собраны в Москве и Санкт-Петербурге.
Во время игры шахматист находится одновременно в двух пространственно-временных реалиях. Окружающая реальность представлена пространством турнирного помещения, предметным миром и людьми (др. шахматисты, судьи, тренера, зрители). Находиться в ней ограничено временем проведения соревнования. Другой реальностью является сама шахматная партия, имеющая свои особые пространственно-временные характеристики. Внимание шахматиста концентрируется на партии.
Во время игры игрок отождествляет свою судьбу с судьбой шахматного короля, который является ключевой фигурой партии. Тем самым, шахматист включается в борьбу не только как творец, но и как непосредственный участник событий развивающихся на доске. Каждая партия - своеобразная «микрожизнь», во время которой шахматист переживает, радуется, надеется, мечтает. Он вдыхает свою психическую энергию в пространство игры, и оно (пространство) в его сознании оживает. Шахматные фигуры «оживают» и начинают взаимодействовать между собой и противостоять «ожившим» фигурам противника. Шахматная доска превращается в сильнейшую конструкцию, где разрабатываются схемы передвижения фигур, разрабатываются схемы атак и схемы защит от атак противника, здесь кипят такие страсти, которые ведомы только шахматистам.
В сообществе шахматистов широко распространены «собственно знаки» - вещи, специально задуманные и сделанные ради их знаковой функции. Например, специальные шахматные значки, а так же разрядные значки и спортивные медали, отличающиеся от значков и медалей по другим видам спорта, шарфы и спортивные шапочки со специальной шахматной атрибутикой, а так же пакеты, спортивные сумки, часы с шахматной атрибутикой. Наличие особой символики, расцениваемой как «своя» есть безусловный знак существования социального образования с характерной субкультурой.
К социальным признакам относится способность к самовоспроизводству и к самоорганизации.
Самовоспроизводство заключается в том, что школьные шахматные секции, шахматные отделения ДЮСШ, шахматные клубы ежегодно проводят набор в группы начальной подготовки. Многие из детей признают шахматы «своей игрой» и надолго, а то и навсегда остаются в «шахматном королевстве» и их общая культура пополняется субкультурой шахматной.
Место шахматиста в сообществе определяется степенью его мастерства (классом). Представление о классе шахматиста формируется из его звания и индивидуального коэффициента Эло. Причастность к определенному слою сообщества во многом определяет модель поведения в «межклассовом» общении. Наличие некой иерархии в сообществе шахматистов отражается в следующей байке-сплетне: «Как всякий великий человек, Каспаров сам выбираем, с кем здороваться, а кого не удостаивать и кивком головы. На одном приеме Гарри не подал руки своему старому другу, кстати, известному гроссмейстеру. А на вопрос присутствующих, какая кошка пробежала между ними, чемпион разъяснил: у него слишком низкий рейтинг».
Шахматисты свое сообщество называют «шахматный мир». В этом сообществе наблюдается вертикальное расслоение с «феодальным» оттенком. На иерархическую организацию членов сообщества оказывает влияние иерархия шахматных фигур. Так, главой «королевства» считается «шахматный король», он же действующий чемпион мира. Титул «шахматной королевы» получает действующая чемпионка мира среди женщин. Далее можно выделить элиту, средний слой и нижнюю ступень сообщества.
«Шахматным королем» традиционно называют чемпиона мира по классическим шахматам. Элитой сообщества считаются «король» и «супергроссы» (первая 20 гроссмейстеров по рейтингу Эло). Элита обладает весомым авторитетом в сообществе.
Средний слой сообщества представлен остальными гроссмейстерами и сильнейшими мастерами.
Нижнюю ступень сообщества занимают «любители» - шахматисты, не имеющие высокой квалификации, не выступающие в «серьезных» соревнованиях, но регулярно играющие в турнирах любительского уровня. Среди любителей выделяют собственно «любителей» и «фраеров» («пижонов») – непрофессионалов, но имеющих претензии на класс.
Информационные потоки в сообществе текут сверху вниз. От элиты обычно исходят афоризмы, о «великих шахматистах» слагаются байки. Партии, сыгранные элитными шахматистами, изучаются в сообществе. «Элитными» шахматистами разрабатывается шахматная теория, придумываются новинки, на основе которых шахматисты формируют свой дебютный репертуар.
В ходе работы был сделан вывод, что большая группа шахматистов, сталкиваясь с необходимостью тратить много энергии на партию, создают различные модели поведения, помогающие концентрировать силы на борьбу, не зацикливаясь на результатах предыдущих партий. Другие шахматисты, чтобы снизить психические нагрузки, верят в «судьбу партии» и в существования шахматной кармы, а так же верят в действие во время игры различных «мистических» и «потусторонних» сил. С размышлениями типа «от судьбы не уйдешь» или «так было угодно высшим силам» легче переносить «обидные», нелепые поражения.
Очень многие шахматисты идут на игру одной и той же дорогой, если она несет удачу и меняют маршрут, если проигрывают. Такая же тенденция наблюдается и в отношении одежды. Считается, что если «хорошо идешь» - не следует менять одежду, а если проиграл – смени. У некоторых шахматистов есть талисман – хранитель удачи, который они непременно берут с собой на игру. Таким образом, шахматист ощущает себя увереннее перед игрой, а во время игры ему проще пойти на риск и «словить форт».
Большинство шахматистов очень трепетно относятся к шахматному этикету. Еще в конце 19-го века в «шахматном журнале» была опубликована статья «Правила приличий в шахматной игре», в которой есть такие пункты:
- с выигранной позицией не стоит носиться, как курица с яйцом;
- объяснять свой проигрыш нерасположением к игре, а тем более заявлять, что вероятно по этой причине проиграл, по меньшей мере, не делекатно;
- настоящий шахматист лучше других понимает истину слов: век живи - век учись.
В общем, шахматный этикет табуирует любые действия, которые могут отвлекать соперника от игры. Особенно неприличным считается «лупить» по часам (т.е. бить ладонью, а не пережимать кнопку пальцем), ронять фигуры и поправлять их во время хода соперника, демонстративно играть на время, в надежде «срубить флаг». Чем выше уровень турнира и уровень мастерства его участников, тем более тонким становится этикет. Так, на профессиональном уровне имеется этикет ведения игры. Например, презираются «сухари» или «сушилы» - игроки, стремящиеся с первых ходов упростить позицию (т.е. разменять как можно больше фигур) и свести ее к ничьей. Человек, играющий в таком стиле, производит впечатление труса. А в шахматном мире ценится лозунг: «Пусть будет мир в подлунном мире, но в мире шахмат – вечный бой».
Острота и насыщенность эмоций, переживаемых спортсменом во время игры, создает благоприятную почву для психически неуравновешенного поведения. Нарушение шахматного этикета может стать «последней каплей» и привести к непредсказуемым последствиям. Один шахматист рассказывает: «Играю с каким-то фраером в блиц. Он по часам лупит со всего размаха. А я человек нервный, так прямо ему и сказал: «парень, еще раз ударишь по часам, я тебе в морду дам! Подействовало».
Из всего сказанного Е. Егорова сделала выводы.
1. Современное шахматное сообщество представляет собой развитию коммуникативную систему, самовоспроизводящуюся во времени и потому имеющую историческую память и традиции.
2. В сообществе есть типичные признаки субкультур:
- знаковые: символика, атрибутика, общность ментальности и идеологии;
- социальные: наличие развитой системы воспитания будущих поколений шахматиств, наличие иерархии в сообществе, наличие типичных межличностных связей;
- поведенческие: режим, этикет, модели поведения;
3. Шахматная игра содержит в себе массив символики, в которой закодирована информация о социальной структуре субкультуре.
4. Фольклор шахматистов транслирует субкультуру шахматного мира.
Наличие этих признаков позволяет говорить о сообществе шахматистов, как о подсистеме культуры, имеющей свои особые символические характеристики.
Теперь о своих наблюдениях и соображениях. И на уровне поселка, района, республики есть свои чемпионы – шахматные короли и королевы. Есть и элита. Это, скажем, шахматисты входящие в десятку. Средний класс на уровне Республики – шахматисты II- I разрядов. Нижний класс составляет шахматисты III разряда и юношеских разрядов. Это те шахматисты, которые играют только в местных турнирах, т.е. «не выездные» и между всеми шахматистами есть свои правила общения, примерно одинаковые и для районов и для уровня Республики.
В нашем шахматном клубе королевой шахмат всеми признается Сулейманова Рената, как шахматистка добившаяся самых высоких результатов (2 – краткая чемпионка России среди сельских шахматистов.) А вот короля нет, т.к. нет ярко выраженного лидера. «Элиту» составляют шахматисты, имеющие международный рейтинг Эло. Их у нас 5 человек. Средний класс – это шахматисты – разрядники без рейтинга. Низкий класс составляют шахматисты без разряда, но игравшие в местных турнирах. А вот новички не признаются старшими шахматистами, шахматистами их сообщества. И это очень четко просматривается, если наблюдать за ними. Например, в шахматном клубе они «кучкуются» между собой по уровню игры. В турнирах на выезде находят себе друзей опять таки соответствующих их уровню игры. Во время анализа типовых позиций или анализа сыгранной партии, вариант предложенный шахматистом более высоким по иерархии сомнению не подлежит. Его (предложенный вариант) может оспорить только шахматист «стоящий по иерархии» выше.
Исключительно все шахматисты не равнодушны к шахматной символике и атрибутике. Особенно в почете разрядные значки и значки с шахматной символикой и предметы с шахматной атрибутикой. Пример, Литфуллина Илона (ей было 8 лет) на первенстве России среди сельских шахматистов заняла 3 место и получила приз ручные часы с символикой федерации шахмата России. Она постоянно носила эти часы и в школе и в шахматном клубе. Даже когда села батарейка, часы были у нее на руке. Таким образом, Илона подчеркивала свою принадлежность к сообществу шахматистов.
Большинство «выездных» шахматистов верят в «свои» приметы. Например, Кадыров Ислам считает, что утром с постели надо вставать с правой ноги, тогда день пройдет удачно. На спартакиаде школьников РТ в марте 2015 г. мы жили в гостинице «Кварт». Кровать Ислама стояла так, что вставать с правой ноги было неудобно. Но Ислам все равно вставал с правой ноги и игра у него шла. И вот перед четвертым туром он встал с левой ноги, конечно, случайно. Расстроился, очень переживал об этом и партию проиграл. И случайно или нет, судите сами, но Ислам проиграл еще одну партию и тоже в это утро он встал с левой ноги.
Сулейманова Рената на этой же спартакиаде РТ всегда ходила на игру по левой стороне улицы и играла успешно. И однажды она встретила бавлинцев, которые шли по правой стороне улицы и те позвали Ренату к себе «поболтать по дороге». Рената перешла улицу, дошла до шахматного клуба и всю дорогу ее тердела мысль, что нарушила традицию и…. проиграла партию. Она решила доказать себе, что она не суеверна и на следующую игру умышлено пошла по правой стороне улицы, при этом опять переживала, правильно ли она делает. И снова проиграла. После этого Рената ходила только по левой стороне улицы и выиграла оставшиеся партии.
Ягудин Динар, кроме шахмат, занимался борьбой Дзю-до. Для него зарядка-святое дело. Это тоже было на той же спартакиаде РТ. Шахматисты равнодушны к утренней зарядке, вставали с постели не торопясь, чем раздражали Динара. Динар делал легкую утреннюю зарядку и прекрасно играл или выиграл, или ничья. А потом расслабился, как и все, утром не стал делать зарядку, т.е. нарушил свой привычный режим, почувствовал себя «не в своей тарелке» и конечно в этот день проиграл.
Авзалова Регина всегда надевала на игру одну и ту же одежду и играла в ней до первого поражения. Проиграв, меняла часть одежды и опять ей везло в игре. Случайно это или нет?
Как тренер, я думаю, что во всем описанном выше нет случайности и нет никакого абсурда. Я считаю, что вне шахматной доски, каждый шахматист имеет прав на «свои причуды». Это успокаивает, снимает нервное напряжение и не заметно, но благоприятно сказывается на самонастрой шахматиста на игру и игра «идет». Стоит только нарушить свои «традиции» как шахматист начинает сомниваться не приведет ли это к нежелаемым последствиям, нервничает, не может самонастроиться на игру и плохо ведет игру, получая отрицательный результат.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что юные шахматисты п. Джалиль имеют свою субкультуру, такую же как субкультуру, обследуемых шахматистов Москвы и Петербурга. Их поведение за доской и вне доски, а так же выработанные привычки и традициии соответствуют сообществу шахматистов России.