Конспект НОД по художественной литературе Заюшкина избушка


Тема: Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» инновационные технологии на занятиях по художественной литературе.
Программное содержание: активизация речевой деятельности через сказку разнообразными способами и методами. Учить рассказывать и понимать сказки, сохраняя некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи. Вовлечь детей в действия, игру. Учить строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки. Развивать абстрактно - логическое мышление, умение оперировать символами и знаками обогащать и активизировать словарь, воздействуя на все органы чувств. Создать условия для диалога. Развивать творческие, актерские способности. Воспитывать умение отличать хорошие и плохие поступки, быть внимательным, добрым, смелым.
Материал и оборудование: настольный театр, музыка, магнитофон, круги разного цвета для игры «Сочини сказки», три волшебных дорожки, эмблемы на столы, эмблемы для детей, иллюстрации зайцев с разным настроением, иллюстрации на словарную работу, голос лисы, книга - сказка, фишки красные для игры «Стоп, ошибка», ободки для драматизации отрывка сказки, конверты с пазлами о животных, листы с кругами, цветные мелки.Словарная работа: лубяная избушка, посечи, коса, клочки по закоулочкам.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.
- Вы все за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.
Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в сказочное путешествие. Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти
Потому что сказка - птица,
Чуть спугнешь и не найти.
- Это волшебные дорожки, они покажут вам путь, но они разные. У вас есть эмблемы, каждый пойдет по своей дорожке.
По волшебному пути
В сказку можем мы войти
Музыка сейчас раздастся,
В сказку нам попасть удастся.
(Звучит музыка, дети по «волшебным дорожкам» проходят и садятся на стульчики.)
2. В сказку.
В какую сказку попали не знаем? Отгадайте загадку:
Зимой беленький, а летом серенький,
Никто его не обижает, а он всех боится, (заяц)
- Мы попали в сказку, где живёт заяц. Посмотрите на картинки и скажите, какое настроение у зайки?
(Рассматривают иллюстрации и определяют настроение зайцев.)
- Хотите узнать, почему зайчик грустный? Об этом рассказывается в русской народной сказке «Заюшкина избушка»
- Кто сочинил эту сказку? (народ)
- Во всех русских народных сказках есть начало и конец. Как начинаются сказки? (жили - были; в некотором царстве, в некотором государстве.)
- А как заканчиваются? (стали жить поживать, да добра наживать; и я там был: мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают; тут и сказке конец, а кто слушал молодец.)
- В сказке встретятся такие слова: как вы понимаете слова: лубяная избушка, коса, посечи, клочки по закоулочкам (иллюстрации).
3. Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила, Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.
- Это еще присказка, а сказка дальше пойдет!
(Показ настольного театра сказки «Заюшкина избушка»)
4. Беседа по сказке:
- Почему лиса выгнала зайчика?
- Хорошо ли поступила лиса с зайчиком?
- Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка, обманщица).
- А какой зайчик? (Добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).
- Кто обещал помочь зайцу?
- Почему не помогли зайцу медведь, собака? (Они струсили, убежали).
- Кто оказался настоящим героем, не испугался лисы?
- Какой петушок? (Смелый, храбрый, хороший, красивый).
- А вы хотели бы помочь зайчику?
5. Физминутка:
Тогда выходите на полянку и вставайте все вокруг! Рассказали мы вам сказку, как зайчишку спас петух!
- Хорошо ли лиса с зайцем в сказке поступила?
- Нет! Лиса коварная, зайца обхитрила! (руки на поясе, крутят голов).
- А лиса какая?
- Хитрая воровка! (грозят пальцем).
- А еще какая?
- Коварная плутовка! (руки на поясе, топают).
- А какой зайчишка?
- Добрый, беззащитный (обнимают себя 2 раза),
Слабый и доверчивый (показывают ушки с наклоном),
И большой трусишка! (присели, руками закрыли глаза).
- Почему собаки зайцу не смогли помочь?
И медведь лохматый не прогнал лисичку прочь.
- И собаки и медведь просто испугались (идут по кругу).
- Кто же зайчику помог?
- Смелый, храбрый петушок! (показывают петушка).
6. Поможем зайке прогнать лису?
Голос лисы: Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Ишь удумали, меня лису из дома гнать, не пойду, пока мои задания не выполните!
(Дети садятся за столы).
- Послушайте, ребята, что лиса сделала со сказкой. Сколько в ней ошибок! Я буду читать, а вы услышите ошибку, покажите красную карточку.
(Повторное чтение сказки с ошибками).
7. Задания от лисы. Лису зайка в дом пустил, много слез потом пролил. Кто зайчишке бы помог? Покажи его дружок.
Первый стол: моделирование из цветных кругов (цвет соотносится с окрасом животного), рассказать и объяснить, как поможет.
Второй стол: моделирование на бумаге. Листы с кругами, дети дорисовывают голову животного с характерными приметами, рассказывают, кто это и как поможет.
Третий стол: Сложить картинки животных назвать и рассказать, как поможет.
8. Драматизация отрывка сказки.
- Давайте поможем петушку прогнать лису. (Дети показывают последний отрывок, как петушок выгоняет лису из заюшкиной избушки).
Голос лисы: Хорошо, хорошо, вы победили. Ухожу я!
9. Рефлексия: Молодцы!
- Что необычного было в нашей сказке?
- Что победило в сказке добро или зло?
- С кем бы вам хотелось подружиться из этой сказки? Почему? Тут и сказке конец, а кто работал молодец!