Реферат на тему Повышение мотивации учащихся -залог успешного развития личности


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc310627814 \h 2Глава I. Проблема познавательного интереса –актуальная проблема психологии и педагогики. PAGEREF _Toc310627815 \h 51.1Интерес и его виды. PAGEREF _Toc310627816 \h 71.2Познавальный интерес как мотив учебной деятельности. PAGEREF _Toc310627817 \h 81.3 Динамика познавательных интересов детей. PAGEREF _Toc310627818 \h 121.4 Источники формирование познавательных интересов на уроке математики. PAGEREF _Toc310627819 \h 13Глава II Приемы, способствующие возбуждению у учащихся познавательного интереса. PAGEREF _Toc310627820 \h 142.1 Приемы создания проблемной ситуации в обучении математике. PAGEREF _Toc310627821 \h 152.2 Занимательность - необходимое средство возбуждения и поддержания внимания. PAGEREF _Toc310627822 \h 152.3 Организация различных форм работы на уроке как способ формирования познавательного интереса. PAGEREF _Toc310627823 \h 16Глава III. Внеклассная работа-способ формирования устойчивого отношения к любимому предмету. PAGEREF _Toc310627824 \h 183.1 Основные задачи внеклассной работы по математике: PAGEREF _Toc310627825 \h 183.2.Виды внеклассной работы по математике: PAGEREF _Toc310627826 \h 203.3.Формы проведения внеклассной работы по математике с учащимися: PAGEREF _Toc310627827 \h 23Глава IV Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения. PAGEREF _Toc310627828 \h 244.1 Цели и принципы предпрофильной подготовки. PAGEREF _Toc310627829 \h 254.2 Задачи предпрофильной подготовки. PAGEREF _Toc310627830 \h 264.3 Организация информационной работы по предпрофильной подготовке. PAGEREF _Toc310627831 \h 27Заключение. PAGEREF _Toc310627832 \h 29Литература PAGEREF _Toc310627833 \h 31
Введение.Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой. Проблема формирования познавательного интереса учащихся становится наиболее актуальной также в связи с развитием профильного обучения. Концепция профильного обучения определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.
Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.
Вполне объяснимо поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Формирование познавательных интересов связано с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся.
Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и навыков, но и о нацеленности обучения на развитие школьника, на создание такой внутренней среды, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания тех морально-трудовых качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы гармонично развитой личности. Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании познавательных интересов школьников. Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся на уроках математики. Задачи исследования: проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики. Определить критерии сформированности познавательных интересов. В своей работе я исхожу из гипотезы, что эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках математики достигается через использование творческих заданий.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается познавательный интерес учащихся к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим мною ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Актуальность этой проблемы, побудила меня к необходимости более детального изучения данной темы.

Глава I. Проблема познавательного интереса –актуальная проблема психологии и педагогики.Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить(К.Д. Ушинский)
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания мы часто ставим ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса искусственно задерживается развитие познавательной активности ученика, наносится ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам». Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Чтобы ответить на эти вопросы обратилась к изучению проблемы формирования познавательного интереса к учению как способа развития креативных способностей личности.
Отсюда цель: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Исходя из цели, определила следующие задачи:
изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;
проанализировать Программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;
апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;
В ходе работы использовать следующие методы исследования познавательных интересов:
анкетирование;
сочинения;
интервью;
наблюдение, педагогический эксперимент;
проанализировать результативность проведенного исследования.
Объектом исследования выбрала процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики. Выдвинула гипотезу: если буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развития личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения. Проблема познавательного интереса —актуальная проблема психологии и педагогики
1.1Интерес и его виды.Интерес – это сложное и значимое для личности образование, имеющее множество различных трактовок;
Интерес – это избирательная направленность человека, его внимания, мыслей помыслов (С.Л. Рубинштейн);
Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон).
Я считаю наиболее конкретным определением, определение данное В.А. Крутецким: «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним».
Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. С помощью интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, подчеркнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на воспитание его познавательных интересов.
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина).Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания. Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин «учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы.
Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.
1.2Познавальный интерес как мотив учебной деятельности.Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.
Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.
Одна из основных причин неуспеваемости учащихся по математике , я считаю, слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало учащихся считают математику сухой, скучной наукой. И поэтому не менее важным занятием, чем передача знаний определённых вопросов программы, является увлечение ученика вопросами математики, необходимыми для дела, которому он решил посвятить свою жизнь. Для правильного обучения учащихся нужно воспитывать у них творческие способности и при этом всячески избегать насилия над природными склонностями учащихся, развивать в них самостоятельность мышления, необходимую для совершенствования восприятия окружающего мира.
Традиционная система обучения в школе, которая до недавнего времени была доминирующей, построена в основном по принципу «слушай меня, повторяй за мной, делай, как я». Это в значительной мере относилось и к математике. При изучении математики ученикам обычно сообщались уже оформленные понятия, уже сформированные истины, уже готовые доказательства, а затем предлагались задачи, для решения которых достаточно лишь применить известные факты. Без ответа оставался извечный вопрос любопытствующего: «А всё-таки, почему же именно так?" Следствиями такого обучения явились пассивность учащихся, леность ума, зубрежка, перегрузки, непрочные знания. В последнее время всё чаще в школьной практике стали применять элементы развивающего обучения, согласно которому учитель не должен преподносить ученикам истину, а учить её находить.
Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Основная роль в воспитании интереса принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся. В зависимости от того, как организованна познавательная деятельность, решается судьба интереса. Наиболее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса условия возникают тогда, когда учитель не «преподносит», не излагает материал в готовом виде, а организует самостоятельную деятельность учащихся. Как же должна быть организованна эта деятельность? Что для этого необходимо? Для всех уроков, вызывающих интерес, общими с психологической точки зрения являются следующие моменты: возникновение противоречия между известными прежде закономерностями и сообщаемыми новыми фактами, вживание учащихся в поставленную задачу или вопрос или рождение у них своего вопроса, пробуждение потребности и желания его решить, понять противоречивые факты с точки зрения изучаемых закономерностей. Учащиеся входят в ситуацию поиска ответа на вопрос или решения задачи, стремятся к раскрытию научной загадки. В зависимости от возраста учащихся и подготовленности их к активной мыслительной деятельности допускается та или иная степень самостоятельности поиска. Чем младше школьники, тем более выявленным вовне и практически оформленным оказывается поиск, чем старше - тем больше он может происходить в плане теоретического рассуждения, хотя и здесь участники поиска постоянно возвращаются к опытной проверке решения. Весь пройденный при этом путь поиска, радость достижения не только учат, но и воспитывают учащихся.
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться. Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение. Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование 110 учащихся с целью определения мотива изучения школьниками математики и влияние мотива на эффективность обучения. Некоторые результаты опроса представлены в диаграмме.(слайд..)
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, таки моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другим предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще. Таким образом, важной задачей на мой взгляд является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.
1.3 Динамика познавательных интересов детей.Формирование познавательных интересов начинается задолго до школы, в семье, их возникновение связывают с появлением у детей таких вопросов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес выступает первоначально в форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием старших у ребенка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу, но и делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счетом и т.п.
В начальной школе познавательные интересы углубляются. Формируется сознание жизненной значимости учения. С течением времени познавательные интересы дифференцируются: одним больше нравится математика, другим чтение и т.п. Большой интерес проявляется у детей к процессу труда, особенно если он совершается в коллективе.
При переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тревожный и парадоксальный факт: интерес к учению от класса к классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружающего мира продолжает развиваться, становится более сложным по содержанию. Учение и другие виды познания вступают в конфликт, так как новые интересы школьников недостаточно удовлетворяется в школе. Разбросанность и неустойчивость интересов подростков объясняется и тем, что они «нащупывают» свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробуют себя в разных областях.
Когда интересы и склонности подростков, наконец-то, определяются, то у них начинаются формироваться и ярко проявляться способности. К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии.
В старшем школьном возрасте развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению определяют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся овладевают своими познавательными процессами, подчиняют их организацию определенным задачам жизни и деятельности.
1.4 Источники формирование познавательных интересов на уроке математики.Обучение - это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков. Д. Пойа. В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в сложной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения. Сформировать у учеников эти качества помогает математика, так как на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Об огромной общечеловеческой роли этой науки говорят слова писателя В. Каверина: «Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», а также слова выдающегося ученого М.В. Ломоносова: «Математика ум в порядок приводит».О значении математики для человечества говорит и тот факт, что «Начала» Евклида это книги, которые по числу изданий уступают лишь Библии.
Однако в качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается неприятием математики. В этом, утверждают ученые, нет ничего неестественного, неожиданного или ужасного, существуют же (почти в каждом классе!)дети с отсутствием музыкального слуха, с не расположенностью к иностранным языкам и т.д. Но это отнюдь не дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, просто таковы их личные способности и специфика психики, просто способности многих реализуются в какой-то иной сфере, которую необходимо кропотливо искать.
Понимая важность математики для развития детей, прилагаю большие усилия для того, чтобы заинтересовать школьников своим предметом.
Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, выделила в нем два источника познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении. Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источниками интереса.
Глава II Приемы, способствующие возбуждению у учащихся познавательного интереса.Анализируя материалы интересных уроков можно выделить ряд приёмов, способствующих возбуждению у учащихся познавательного интереса. Учитель привлекает противоречивые факты, которые возбуждают у учащихся вопросы и стремление найти их решение; а затем он организует поиск решения вопроса и осуществляет его совместно с учащимися. Такой урок может начаться с постановки опыта, результаты которого требуют нахождения причин. Актуализируя имеющиеся у школьников знания и сообщая новые мы можем привлечь учащихся к установлению этих причин. При этом учитель может отсылать учащихся к источникам для добывания недостающих сведений и самостоятельного объяснения явлений. Для того чтобы вопрос не только ставился учителем, но и возникал у самих учащихся, учитель должен стараться столкнуть прежние представления учащихся с новыми для них фактами.
2.1 Приемы создания проблемной ситуации в обучении математике.Основные методические приемы создания проблемной ситуации в обучении математике:
1. Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения.
2. Использование с той же целью задач межпредметного, прикладного, профессионального и т.п. характера.
3. Использование исторического или занимательного материала (фактов биографии математиков, математических фокусов и т.п.).
4. Организация практической работы исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к эмпирическим выводам, требующим теоретического обоснования.
5. Исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, использую различные приёмы активизации учащихся на уроке.
2.2 Занимательность - необходимое средство возбуждения и поддержания внимания.Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание. Одна из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако считаю, что однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. Поэтому имею в запасе арсенал различных приёмов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся. Например, предлагаю учащимся решать примеры, оформленные в виде блок-схем; строить алгоритмы; примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты.
2.3 Организация различных форм работы на уроке как способ формирования познавательного интереса.Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Придумывание, а точнее, составление математических задач, составление математических кроссвордов, написание сказок (героями которых являются числа или геометрические фигуры), математические сочинения (они могут быть посвящены раскрытию связи изучаемых математических понятий с окружающим миром, практикой; раскрытию какого-либо понятия, освещению роли определенных идей), доклады и рефераты, проекты, рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики.
Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости, организационный момент в зависимости от поставленных целей осуществляю в виде математической разминки(приложение 1) На уроке, где закрепляется и повторяется материал, ученики, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают, поэтому применяю различные нестандартные разработки уроков, в частности: «урок-сказка», «урок-путешествие», «урок-исследование», «урок-КВН» и т.п.Такого рода уроки вызывают дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением.
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения. Здесь на помощь приходит компьютер. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля. Для наглядного подтверждения вышесказанного, прилагаю разработку урока «Великолепная семерка»(приложение 1).
Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем математическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и процессе внеклассной работы. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по математике, в математических викторинах, в выпуске математических газет и т.п. Происходит и обратное влияние: участие в различных математических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес к самой математике.
Будет ли интерес к предмету расти или падать до неприязни к нему, во многом зависит от учителя и классного коллектива. К арсеналу, помогающему учителю формировать устойчивый интерес к предмету, можно отнести содержание изучаемого материала, умелое сочетание форм и методов работы на уроке, моральный климат в отношениях как учителя с учащимися данного класса, так и между учащимися внутри классного коллектива.
Учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающих из них, особенно быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций, разнообразных математических соревнований. Для снятия негативного влияния на организм проводятся пятиминутные физкультминутки по снятию утомляемости.
Каждый отдельный интересный урок вызывает лишь эпизодический, временный интерес - интерес-переживание. Вызвав однажды или несколько такое переживание, учитель ещё далеко не закончил воспитание познавательного интереса. Большая роль в формировании устойчивого познавательно интереса принадлежит внеклассной и внешкольной работе.
Глава III. Внеклассная работа-способ формирования устойчивого отношения к любимому предмету.Активная внеклассная работа формирует, как правило, устойчивое познавательное отношение к любимому предмету.
Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.
3.1 Основные задачи внеклассной работы по математике:Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
Способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;
Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она отличается от классной работы тем, что строится на принципе добровольности. Государственных программ по внеклассной работе нет.
Несмотря на свою необязательность для школы, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет, так как часы на основной курс математики сокращаются. Учитель может на внеклассных занятиях по математике в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке, В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Наряду с учащимися безразличными к математике, имеются и ученики увлекающиеся этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получают на уроке. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, порешать более трудные задачи. Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении.
Внеурочные занятия с учащимися с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.
Внеклассная работа создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативности, воли, смекалки). Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.
3.2.Виды внеклассной работы по математике:Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала;
Работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности;
Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
На практике при организации внеклассной работы с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес, подготавливаю их к таким конкурсам как «Кенгуру», «Ученик года»(приложение 2); школьным и городским олимпиадам, научно-практической конференции.
В третьем случае моя задача заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся математикой. К примеру через «математические вечера», «математические игры», «КВН», Школьная математическая печать. (приложение 1)и т.д.
Систематической внеклассной работой по математике должно быть охвачено большинство школьников, в ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют еще к математике, не выявили своих способностей и наклонностей. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики перед всеми учащимися, используя для этой цели все возможности, в том числе и особенности внеклассных занятий.
В связи с указанными выше видами внеклассной работы по математике можно выделить в ней следующие цели:
Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно - исследовательского характера;
Воспитание высокой культуры математического мышления;
Развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;
Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса.
Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удаётся сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида.
Мы- учителя математики, которые работаем творчески, с огоньком, большое значение в своей работе отводим формированию познавательных интересов в процессе обучения, поиску методов, форм, средств, приемов, побуждающих учащихся к активной мыслительной деятельности. Добиться, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, полюбили думать, преодолевать трудности,— сложная, но очень нужная и важная сторона обучения математике. Возникновение интереса к математике у большинства учащихся зависит в большей степени от методики его преподнесения, оттого, насколько тонко и умело будет построена учебная работа.
В процессе учебной деятельности большую роль играет уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, речи; а так же способностей учащихся. Их развитие и совершенствование повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Для этого необходимо включать ребёнка в доступную его возрасту деятельность. Деятельность должна вызывать у школьника сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие; она должна быть по возможности творческой; ученик должен преследовать цели, всегда немного превосходящие его возможности, то есть идёт активное развитие познавательного интереса, учащихся. Этому содействуют различные формы внеклассной работы по математике. При проведении внеклассной работы по математике регулярно используются системы специальных задач и заданий, которые направлены на развитие познавательных возможностей и способностей, на расширение математического кругозора школьников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности, позволяют детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. При проведении внеклассной работы по математике учитель опирается на знания, которые уже есть у ученика, ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное.
3.3.Формы проведения внеклассной работы по математике с учащимися: Математический кружок;
Школьный математический вечер;
Математическая олимпиада;
Математическая игра;
Школьная математическая печать;
Математические рефераты и сочинения;
Математическая конференция;
Внеклассное чтение математической литературы и др.
Очевидно, формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований:
Они должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Это важно, так как внеклассная работа строится на добровольных началах и обычно проводиться после уроков. Поэтому чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеклассной работе необходимо проводить ее в необычной форме.
Формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразны. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность.
Формы проведения внеклассных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Внеклассная работа должна привлекать и проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных школьников, но для учеников, не проявляющих интереса к предмету. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеклассной работы, рассчитанной на то чтобы заинтересовать и увлечь учащихся, такие ученики станут больше уделять внимания математике.
Формы должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей, для которых проводиться внеклассное мероприятие.
Нарушение этих основных требований может привести к тому, что внеклассные занятия по математике будет посещать небольшое количество учеников или вообще перестанут посещать. Учащиеся занимаются математикой только на уроках, где у них нет возможности испытать и осознать притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, полюбить предмет. Поэтому при организации внеклассной работы важно не только задумываться над ее содержанием, но и обязательно над методикой проведения, формой.
Формируя познавательный интерес к предмету, в целом к учебе, каждый учитель развивает личность ученика. Тем самым мы закладывает основу к принятию важного, самостоятельного решения в жизни, а именно к выбору профессии.
Глава IV Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения.Одной из наиболее важных проблем современного образования является профильная подготовка учащихся, связанная с переходом к профильному образованию и последующим вступлением в самостоятельную профессиональную подготовку.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Если исходить из того, что основная цель школы – это полноценное развитие личности ребенка, то все содержание образования должно выступать средством достижения этой цели. Школа должна сформировать у учащихся целостное представление о мире, научить учиться, общаться, найти свое место в обществе. Но порой эти новые задачи не могут быть решены в полной мере. Например, часто ученик не может сделать правильный выбор дальнейшего образования и профессии, имеет мало знаний о рынке труда и не способен успешно адаптироваться в обществе после окончания школы. У многих учеников не сформирована потребность в саморазвитии. Эти и многие другие проблемы подводят к введению профильного обучения.
4.1 Цели и принципы предпрофильной подготовки.Какие же цели ставятся перед пред профильной подготовкой и профильным обучением?
Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение по выбору будущего профиля в 10 и 11 классах.
Предпрофильная подготовка является подсистемой профильного обучения и выполняет подготовительную функцию. Она нужна для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения. Цели определяют принципы, в соответствии с которыми строится процесс обучения девятиклассников.
Основные принципы предпрофильной подготовки:
Вариативность элективных курсов;
Свобода выбора;
Индивидуализация учебного процесса (это обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам);
Активность школьников;
Открытость;
Системность.
Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее наиболее полно учитывать интересы и потребности учеников.
Переход к профильному обучению преследует следующие цели:
Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их потребностями;
Расширить возможности специализации учащихся;
Обеспечивать преемственность между общим и профессиональным образованием.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.
Реализация предпрофильной подготовки осуществляется на основе специально разработанного плана.
4.2 Задачи предпрофильной подготовки.В нашей школе работает годичная команда- это психологи, педагоги, работающие совместно по предпрофильной подготовке в течение учебного года. Очень важным является интеграция действий администрации, психологов, социальных педагогов и учителей- предметников. И эта команда ставит следующие задачи:
Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
Развитие широкого спектора познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
Формирование способности принимать адекватное решение в выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Для реализации указанных задач необходима подготовка учащихся к обоснованному выбору профиля обучения в процессе всего периода обучения в основной школе и усиления ее в 8-9 классах. С этой целью, организовывая предпрофильную подготовку были использованы часы индивидуальных занятий. Наши педагоги разработали курсы по выбору, ряд из них были авторскими, а некоторые носили адаптивный характер. Например мной была разработана программа курса по выбору по теме «История математики как науки»(приложение 1).А на уроках, еще раньше, как только детей принимаю в 5 класс, начинаю работать в этом направлении. Одним из таких уроков можно назвать урок под названием «Вездесущая математика»(приложение 1)
4.3 Организация информационной работы по предпрофильной подготовке.Соответственно мы планируем, что к 9 классу ученик нашей школы должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение. Такую информацию наши ученики черпают из классных профориентационных часов, которые проводят классные руководители с приглашением специалистов, экскурсии на различные предприятия нашего города. Являясь классным руководителем я организовала такие классные часы, как «Гимн профессии -повар»в форме встречи с мастером производственного обучения,»Встреча с профессией», в форме экскурсии в городскую противопожарную часть.
Предпрофильная подготовка в нашей школе начинается с работы с восьмиклассниками. В рамках плана работы предпрофильной подготовки я еще раньше начинаю знакомить своих детей миром профессии. Например могу поделиться с разработкой урока под названием «Вездесущая математика»
Реализуя профильное обучение в общеобразовательной школе, мы имеем возможность реализовать личностно-ориентированный подход.
Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. На этом возрастном этапе юный человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и нести ответственность за него. Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? Согласно статистике 30% студентов бросают учебу, не окончив ВУЗ, 60% выпускников ВУЗов и 70%, окончивших профессиональные учебные заведения, не работают по специальности.

Заключение.1.Итак, мы рассмотрели понятие познавательного интереса, актуальность темы, условия и способы его формирования при обучении математике. В связи с этим можно сделать следующие выводи:
Формирование правильной активности школьников, совершенствование их познавательной деятельности является актуальной проблемой современной школы. Разработка проблемы познавательного интереса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодого поколения к активной жизнедеятельности.
2. Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
Познавательный интерес к математике формируется и развивается в процессе учения. Главная цель учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом. А успешно осуществлять данную цель можно не только на уроках, но и во внеклассной работе по математике.
В процессе учебной деятельности большую роль играет уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, речи; а так же способностей учащихся. Их развитие и совершенствование повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Для этого необходимо включать ребёнка в доступную его возрасту деятельность. Этому содействуют различные формы внеклассной работы по математике.
3.Внеклассная работа по математике решает некоторые задачи. А именно повышает уровень математического мышления, углубляет теоретические знания, развивает практические навыки учащихся, а главное способствует возникновению познавательного интереса у школьников к математике.
4. Современное российское общество актуализирует необходимость комплексного подхода к решению проблемы формирования познавательного интереса школьников как основы предпрофильной подготовки, требует активного совершенствования системы школьного образования и поисков новых форм и методов воспитательно-образовательного процесса. На мой взгляд, задача формирования познавательного интереса учащихся должна быть включена в воспитательно-образовательный процесс как необходимый самостоятельный структурный компонент.
Из этого следует необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений педагогических условий целенаправленного формирования познавательного интереса старших подростков при переходе школ к предпрофильной подготовке.
Итак, будучи средством обучения, интерес обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы занятий, содействовать успешному приобретению умений и навыков. Являясь мотивом учения, познавательный интерес способствует тому, встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса учения и как следствие выявление приоритетного направления в учебной деятельности. . Применение хотя бы некоторых приемов, позволит сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по математике, творческую и познавательную активность учащихся.Тем самым каждый выпускник, будет готов принять осознанное решение, связанное с профессиональной деятельностью, на основе сформировавшихся интересов к какому-либо предмету
ЛитератураЧтобы учение стало интересным и успешным //Педагогика. 2000. №4, с.30-33.
Педагогика /Под редакцией П.И. Педкасистого.-М., 1996.
Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.
Методический журнал для учителей математики. Изд: Издательский дом «1 сентября».№ 14 2011 год
Еженедельная учебно-методическая газета Математика//Изд: Издательский дом «1 сентября»,№24. 2002 год.
Еженедельная учебно-методическая газета Математика//Изд: Издательский дом «1 сентября»,№2. 2002 год.
Приложение:
1.В электронном варианте.
Слайд-шоу.
Конспекты уроков.
2.Грамоты, сертификаты и т.д.