Сценарий открытого урока по предмету «Ритмика и танец», «Освоение композиций и отдельных видов движений»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ПЕНЖИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ «Ритмика и танец»
«Освоение композиций и отдельных видов движений».
Преподаватель МКОУ ДОД Н.В. Ковальчук
С. Каменское
2016г.
Содержание
1. Тема. Цели и задачи урока.
2. Пояснительная записка.
3. Содержание урока.
4. Выводы и анализ урока.
5. Список литературы.
Тема. Цели и задачи.
Тема урока:
«Освоение композиций и отдельных видов движений».
Цель урока:
Равномерное развитие всей мышечной системы, совершенствование двигательных навыков, выработка пластичности, точности координации движений, формирование правильной осанки.
Задачи урока:
Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.
-обучающие – В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.
-развивающие – Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.
-воспитательные – Уроки ритмики развивают у детей внимание, сосредоточенность, укрепляет волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывают слаженность действий всего коллектива.
Пояснительная записка.
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.
Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.
Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, упражнениях с предметами и без предметов, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях – танцах, играх.
В работу по ритмике входят следующие темы: воспитание восприятия характера музыки, темп, динамика, метроритм, строение музыкального произведения.
Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном примере.
На первых этапах работы дети интуитивно воспринимают и передают в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в разных игровых и творческих упражнениях.
Например, ощущая сильную долю, дети отмечают её хлопками, наклонами корпуса, броском мяча и т. д. (что в дальнейшем поможет им в определении размера), выполняя простейшие ритмические рисунки, они не имеют понятия о длительности.
Педагогу следует с большой ответственностью подходить к подбору музыкальных произведений и их исполнению. Произведения должны быть высокохудожественны, разнообразны, ясны по форме и содержанию, доступны для эмоционального восприятия ребёнком и удобны для выполнения движений.

Содержание урока.
Урок начинается с поклона и заканчивается поклоном. В начале урока дети идут по кругу. При ходьбе следует координировать движения рук и ног, не допускать шаркающей походки, сохранять правильную осанку. Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве.
Вид ходьбы, так же как и интенсивность шага (энергичный, спокойный, легкий), определяется характером, темпом, динамикой музыки. Освоение движений идет параллельно с решением музыкальных задач. Чередование различных видов ходьбы: шаг с носка, с высоким подъемом ног, подскоками, галопом, бегом и т. д. подчеркивают смену динамики и переход от одной части произведения к другой.
Сильный удар всей стопой в пол называется притопом. Являясь составной частью дроби, они входят почти в любое дробное движение. Притопы могут быть и самостоятельным элементом в пляске. Они начинают и заканчивают движение, исполняются лихо, четко, с задором, но могут бить и мягкими, как бы задумчивыми. Все притопы исполняются как на сильную, так и на слабую долю такта; могут исполняться самостоятельно и в комбинациях с другими танцевальными элементами.
Метроритм является основным разделом ритмики. На примере музыкального произведения «Тимоня» воспроизвели ритмический рисунок (хлопая и топая).
Дроби – один из самых распространенных элементов русского народного танца. Русские дроби очень разнообразны по ритму, манере исполнения, по ритмическому рисунку. Красота дробей – в легкости их исполнения. Удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках и могут быть одинарными (выполняются поочередно то правой, то левой ногой), двойными (два удара одной ногой). Удары исполняются на каждую четверть, на каждую восьмую, на каждую шестнадцатую. Все зависит от технического мастерства исполнителя.
Хлопушки – это один из самых распространенных элементов русского народного танца, состоит из различного количества и разнообразных сочетаний хлопков и ударов. Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар – ладонью по голенищу сапога, бедру или подошве. При выполнении хлопушек как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь напряженной, локти отведены от корпуса; после удара или хлопка руки быстро и широко разводятся в стороны, локти не прикасаются к корпусу.
Танцевальная комбинация – это соединение одних элементов с другими в различных сочетаниях и различном порядке и исполнение их на определенную законченную музыкальную фразу. Комбинация должна быть органично связана с мелодией, раскрыть ее характер, иметь четкое хореографическое развитие и свое определенное завершение. Танцевальная комбинация может состоять из различного количества элементов, но их должно быть не менее двух:
- шаги вперед-назад,
- припадание,
-гармошка,
-ковырялочка.
Танец органически связан с музыкой. Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании детей. Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях. Музыка должна быть доступной и понятной детям по содержанию и форме. Движения, которые дети исполняют в сопровождении музыки, должны быть средством выразительности.

Выводы и анализ урока.
Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями. Эти первые музыкально-двигательные впечатления и навыки детей служат залогом успеха всей дальнейшей работы.
Движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны содержанием и формой. Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя.
Работая над совершенствованием ходьбы, бега, подскоков, осваивая элементы танцев, у детей нарабатываются технические навыки: умение начинать двигаться с началом музыки, умение придавать движению нужную динамическую выразительность, умение заканчивать движение точно с окончанием музыкального произведения. Каждое упражнение построено на определенной музыке, характер которой определяет особенности движения.
Движения помогают освоить ходьбу на полу - пальцах, укрепляют мышцы стопы, развивают умение держать равновесие, а также выполнять построения и перестроения группы на круги, линии, колонны, звездочки, воротца и т. д.
Отчетливый полечный ритм музыки, звучащий все живее и веселее, помогает детям почувствовать ритм и характер танца и научится передавать его в движении. Шаг польки – является сочетанием легкого пружинящего бега и подскока, танцуется на носках легко и изящно.
Основная задача танцев, плясок дать детям повеселиться под простую, радостную музыку. Главное, чтобы дети почувствовали и передали общий характер русской пляски, ту манеру и осанку (выходку), с которой исполняются все ходы и плясовые движения; задор и веселье соединяются в этой пляске с достоинством, сдержанностью и скромностью. Голова несколько приподнята; корпус держится прямо.
Музыка с определенным темпом, метром и ритмическим рисунком выражает и подчеркивает характерные особенности движений, помогает их исполнению. Тесная связь двух видов искусства – музыки и танца – подтверждается историей векового развития мировой культуры.
Список литературы.
1. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей»
Г. Франио.
2. «Методическое пособие по ритмике»
Г. Франио.
3. «Ритмика в детской музыкальной школе»
Г. Франио.