Текст. Признаки текста.

Конспект учебного занятия по русскому языку 10 класс
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка в 10 классе по теме «Текст. Признаки текста».
Цель урока: обобщение знаний о тексте, его признаках, закономерностях построения текста.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
связывать предложения в тексте смысловой связью;
выдерживать в тексте композиционное единство: начало, основную часть и заключение;
соединять предложения и части текста с помощью грамматической связи: цепной параллельной.
Личностные УУД:
испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
осознавать закономерности построения текстов разных типов речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .
Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи.
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД;
находить ответы на вопросы ;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты КИМов ЕГЭ, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
выразительно читать и пересказывать текст;
работать в паре, группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.
Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков. На изучение темы «Текст как речевое произведение» в рабочей программе по русскому языку в 10 классе выделено 12 часов (По программе под редакцией А.В. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
Вид урока – комбинированный урок.
Оборудование: раздаточный материал (рабочие листы), компьютер, проектор, слайды, презентация.

Ход урока
Актуализация знаний. Комплексное повторение ранее изученного.
1)Терминологический диктант
Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание (анафора)
Одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций (параллелизм)
Резкое противопоставление понятий, образов, мыслей (антитеза)
Фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании (оксюморон)
Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее (градация)
Изменение обычного порядка слов (инверсия)
Особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности (парцелляция)
Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося (эллипсис)
Яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным (эпитет)
Образное словоупотребление, основанное на преувеличении (гипербола)
2)Орфоэпическая разминка. Спишите слова, расставьте в них ударение.
Августовский, агрономия, алкоголь, апостроф, верба, диспансер, каталог, вероисповедание, закупорить, запломбировать, ломоть, исчерпать, водопровод, дремота, сливовый, зубчатый.
Проверка: два учащихся (консультанты) проверяют у двух учащихся, учитель проверяет ещё одного учащегося, остальные проверяют по слайдам.
Комментирование оценок.
3) Синтаксическая разминка. Запишите предложение, объясните постановку запятых, составьте схему, укажите тип СП.
Чаще думай о других, и, даже если тебе сейчас нелегко, ты не забывай о том, что кому-то может потребоваться твоё участие.
2. Формулировка темы и целей урока.
Задание. Прочитайте предложения.
Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.
- К какой единице синтаксиса относится данная запись? (Это текст)
- Какова тема урока? (Текст. Признаки текста. Закономерности построения текста)
- Каковы цели урока? (повторить сведения о тексте и его строении; совершенствовать навыки построения текста)
- Докажите, что данная запись – это текст. (работа в парах)
3.Актуализация знаний о тексте
Фронтальный опрос.
- Что такое текст?
( Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.)
- Каковы основные признаки текста?
(Основные признаки текста:
тематическое и композиционное единство его частей
наличие грамматической связи между частями
смысловая цельность
относительная законченность)
- Какие вы знаете типы связи между предложениями и частями текста?
(Главное в цепной связи - повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. Особенности: одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами, иногда повторением первого слова предложений.)
2. Практическая работа.
1) Индивидуальная работа с карточкой 2 варианта (групповая работа)
1 вариант
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
(1) ... (2) В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате. (3) Точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (4) На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (5) Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (6) ... желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Учёные фиксировали данные своих наблюдений.
Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии.
Представление о прямолинейных световых лучах используется в инструментальной оптике для конструирования оптических приборов.
Закон преломления света был экспериментально установлен голландским учёным В. Снеллиусом в 1621 году.
А7. Какое из приведённых ниже слов (словосочетаний) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Однако
Вопреки этому
Так или иначе
Лишь
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений.
Мы пользуемся законом (предложение 6)
Можно убедиться (предложение 2)
само понятие возникло (предложение 5)
свет распространяется в телах (предложение 3)
А9. Укажите верную характеристику четвёртого предложения текста.
сложное бессоюзное
сложносочинённое
сложноподчинённое
простое осложнённое
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СФОРМУЛИРОВАН в предложении 4
наречие
деепричастие
прилагательное
причастие
2 вариант
Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.
А 7 Какое место в этом тексте должно занимать пропущенное предложение?

Хотя есть и общечеловеческие свойства в любой речевой культуре.

(1)Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру. (2)Поэтому то, что свойственно речевой культуре одного народа, может быть совсем не свойственно речевой культуре другого народа. (3)Так, например, у каждого народа обязательно есть представления о правильности речи, её эталоне. (4)В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. (5)... можно говорить о русской, английской, китайской и других речевых культурах как общечеловеческом феномене.
1) После 1-го предложения
2) После 2-го предложения
3) После 3-го предложения
4) После 4-го предложения

А 8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в предложении 5?

1) Наоборот,
2) Более того,
3) С другой стороны,
4) Поэтому

А 9. Какие слова являются грамматической основой в предложении 1?
1) народ выработал
2) выработал культуру
3) за века существования выработал
4) каждый народ выработал

А 10. Укажите верную характеристику предложения 3.
1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) простое, не осложнённое
4) простое, осложнённое вводными словами и однородными членами предложения

А 11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ХОТЯ из предложения 4.
1) причастие
2) частица
3) наречие
4) союз
А 12. Укажите значение слова ЭТАЛОН в предложении 3.
1) самое точное измерение 2) форма правления
3) точный образец 4) единица меры

Проверка. Выступление групп, комментарий к выполнению заданий.
2) Коллективная работа выполнение упр. 26 (Учебник учебник-практикум «Русский язык для старших классов» авторы А.В. Дейкина, Т.М. Пахнова)
3. Рефлексия.
В каждой группе подводятся итоги урока, учащиеся продолжают предложения (на слайде):
- Сегодня на уроке я запомнил такие признаки текста...
- Научился определять способы связи предложений в тексте... (цепная и параллельная)
Приобрёл практические умения работы с текстом такие как...
Вопросы для обсуждения ко всем учащихся:
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
Домашнее задание: творческая работа: составить текст с разными видами связи по теме «Богатство русского языка» 1 вариант предложения, связанные цепной связью, 2 вариант предложения, связанные параллельной связью.

Список использованной литературы.
1.Учебник-практикум «Русский язык для старших классов» авторы А.В. Дейкина, Т.М. Пахнова (М.: Вербум-М, 2006)
2. Пахнова Т.М., Трефилова Н.В. Уроки русского языка на основе учебника-практикума для старших классов. Методические материалы. 10 класс
3. В.В.Бабайцева. Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа.2008.
4. Н.А.Сенина. Подготовка к ЕГЭ. Легион, 2011.
Приложение

Карточки-задания (индивидуальные)
Карточка 1
Прочитайте текст и выполните задания.

Звезды ещё только начали выцветать (2) Сам воздух казался подсвеченным и стеклянистым. (3) Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4) За следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и черная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь. (5) тропинка уже сузилась и постепенно исчезла среди толчеи валунов (6) Он опустился на траву и вдохнул яркий воздух. (7) Запыхавшийся пес улегся в его ногах.
1. В каком значении в тексте употреблено слово ЯРКИЙ (воздух)?
а) сияющий всеми красками, красочный
б) солнечный, так как поднялось солнце
в) редкий по чистоте и свежести
г) теплый
2. К какому стилю относится текст?
А) публицистический
Б) научный
В) разговорный
Г) художественный
3. Каков тип речи?
А) описание
Б) рассуждение
В) повествование
Г) повествование с элементами описания
4. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?
А) указательное местоимение
Б) лексический повтор
В) синоним
Г) указательное местоимение и лексический повтор
5. Какое из языковых средств выразительности используется в 1, 3, 4-м предложениях?
А) антитеза
Б) метафора
В) эпитет
Г) олицетворение.
Карточка 2
Прочитайте текст и выполните задания.

С чего начать разговор о России? (2) Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (3) Россия велика. (4) На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю, школьный учитель говорил: «Солнцу, и тому нужно десять часов, чтобы от Беренгова пролива дойти до Москвы». (6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.
1. Сколько микротем в тексте?
А) 1 б) 2 в) 3 г) 4

2. К какому стилю речи относится текст?
А) публицистический
Б) научный
В) разговорный
Г) деловой

3. Каков тип речи?
А) описание
Б) рассуждение
В) повествование
Г) повествование с элементами рассуждения

4. С каким предложением связано 6-е предложение текста?
А) с 5-м б) со всеми предыдущими предложениями в) с 1-м г) с3-м

5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?
А) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы
Б) ряды однородных членов, метафора, гипербола
В) контекстные синонимы, антитеза, синекдоха
Г) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов
Заголовок 215