Урок-практикум Тема: Текст. Основные признаки текста.


Урок-практикум
Тема: Текст. Основные признаки текста.
Образовательная цель:
-Подготовка к ЕНТ
-Систематизировать, углубить знания по теории текста.
-Навыки монологической и диалогической речи, умение вести дискуссию
Воспитательная цель:
-Воспитывать полилингвальную личность, обладающую высоким чувством патриотизма, гражданственности.
Методы: репродуктивный (обсуждение с элементами самостоятельной работы, беседа);
Проблемно-поисковый, практический. «Самая высшая ценность
Свободного Казахстана-его
Независимость»
Н.А.НазарбаевХод урока.
1.Организационный момент.
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Постараемся не только подготовиться к ЕНТ, но и определить свою жизненную позицию по очень важным для себя вопросам. Я думаю, что вы как граждане Казахстана гордитесь тем, что живёте в правовой независимой стране. Эпиграфом к уроку послужат слова Нурсултана Абишевича Назарбаева, озвученные в одном из своих выступлений «Самая высшая ценность свободного Казахстана-его независимость!» Ребята, от вас я хочу активного участия на уроке. Желаю успеха! Предметом нашего разговора будет независимость нашего Казахстана.
Итак, давайте определим тему урока.
2. Актуализация.
Учитель:
Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом.
-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (в тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.
Предприятия, где ткут ткани, называются текстильными. Может быть это не случайно?
Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.)
Учитель:
Текст от латинского Текстум-ткань; связь, соединение. Текст-это ни что иное, как словесная ткань. Связанная в единое целое общей мыслью.
Итак, какова тема урока? (записывают число и тему урока).
Повторение теории)
-Что такое текст?
(Текст-это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой связаны по смыслу и грамматически.
-Назовите основные признаки текста.
(Тематическое и композиционное единство всех её частей; Наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); Главное в цепной связи-повтор ключевого слова. Смысловая цельность, относительная законченность. Замена его синонимом, синонимичным оборотом. Местоимением, повтор того или иного члена предложения.
При параллельной связи предложения не сцепливаются одно с другим. А сопоставляются, при этом возможны сопоставление или противопоставление.
Особенность этого вида связи- одинаковый порядок слов.
Слово учителя.
-Какому историческому событию исполняется 25 лет? (Обращение к эпиграфу).
3. Работа с эпиграфом. Приём «Ассоциации». Напишите слово «Независимость» в центре листа. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Напишите всё, что придёт в голову. (1-3минуты).
(На доске записываем все слова, затем предлагаем выделить только 5 наиболее важных, затем лишь 3 слова. Делаем вывод, что независимость-право государства на самостоятельность в решении политических и экономических вопросов.
Независимость
1.Право государства на самостоятельность в решении политических и экономических вопросов.
2.Свобода.
3.Развитие своей истории.
4.Развитие языка и культуры.
5.Свои символы государства.
6.Свои деньги.
7.Мир
8.Самостоятельность.
9.Суверенитет.
10.Родина.
Слово учителя:
Сегодня мы будем работать с текстом «Слово о Независимости». Работа была напечатана в газете «Казахстанская правда» 16 декабря 2014 года. Это наша лингвистическая тема.
Работа над очерком «Слово о Независимости». (Проецирование текста на экране). Чтение текста учителем.
4. Работа в группах. (Предлагается выбор букв. А-аналитики, З-знатоки, У-умники)
План анализа текста записан на слайде.
Группа «Аналитики»
Задания:
План анализа текста.
1.Определить вид текста.
2.Тема текста.
3.Основная мысль текста.
4.Стиль текста.
6.Тип речи.
7.Значение заголовка.
8.Чему учит вас автор?
9.Цель текста.
10.Жанр текста.
11Композиция текста.
12.Прблема.
13.Лексика.
Защита работы. (Обсуждение).
(Текст-рассуждение, автор размышляет, анализирует, выражает свои суждения, делает выводы. Это текст-монолог.
Исторический выбор народа жить в свободной, суверенной стране. В тексте говорится о том, что достиг Казахстан за 25 лет.
Стиль текста публицистический. Статья в газету.
Рассуждение. В тексте есть составляющие этого типа речи: тезис, доказательство, вывод.
Заголовок говорит об особенном пути развития страны.
Автор учит нас быть достойными завещания предков. Текст предлагает задуматься о себе, определить свои задачи в настоящем и будущем, т.е. формирует мировоззрение, высокие гражданские качества.
Автор формирует мнение, в его словах звучит призыв(предложение).
В жанровом отношении-это очерк.
По композиции-это текст-рассуждение.
Проблема ( нравственная, культурная).
Лексика: (экспрессивность, эмоциональность. Речь автора взволнована). Текст отличается логичностью, образностью, эмоциональностью. Широко используется общественно-политическая лексика, а также лексика, обозначающая понятия морали, этики, слова, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека.
Аналитическая работа по орфографии и пунктуации. (Практическая работа)
Группа «Умники». «Синтаксис».
Задание1 Виды связи слов в словосочетаниях. 1.Выписать из текста словосочетания, развивающие тему патриотизма. (Слово о независимости, независимое государство, всеобщий труд, труд школьников).
2.Укажите вид связи в словосочетаниях. Рассказать правило.
Задание2
Произвести синтаксический разбор предложений.
Независимость- непоколебимая решимость каждого гражданина до последней капли крови защищать Казахстан.
Независимость- это всеобщий труд школьников и студентов.
Независимость-это Великое единство нашего народа. (Рассказывают правило о постановки тире в предложениях).
Задание3 На основе материала текста составьте СПП с придаточным определительным, с придаточным изъяснительным, с придаточным обстоятельственным. (Составление схем у доски).
Группа «Знатоки»
«Фонетика». «Орфография».
Задание1 Найдите в тексте 2-3 слова, произношение и правописание которых не совпадает. Выполнить фонетический разбор слов. (Счастливый, объединяет).
Задание2 Найдите в тексте 2-3 слова с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне слова»
(Выписать и объяснить).
Задание3 Выполните морфемный разбор слов (независимость, выстрадана, поколениями).
(Защита руководителем группы, проведённой работы).
5. Подведение итогов урока. Наш урок подходит к завершению.
Рефлексия.
а) Составление синквейна со словом независимость. «Аналитики»
Независимость
Национальная, народная
Растёт, развивается, живёт
Свободная от внешних сил верховенства
Суверенитет
«Знатоки» б) Словесное рисование. «Что я получаю, живя в нашем государстве?»
(Я горжусь, что живу в Казахстане. Я живу в государстве, где шанырак сплотил много разных культур, национальностей. Пусть мы разные. Но мы единый народ Казахстана. Живя в моём государстве, я строю планы на будущее, мечтаю кем-нибудь стать в жизни, чтобы приносить пользу государству, приумножить богатства нашей Родины).
«Умники» в) Как ты оцениваешь свою работу? Что дал тебе этот урок? Какие вы для себя сделали выводы, работая с текстом «Слово о Независимости».
6. Домашнее задание.
1.Написать эссе: «Какой смысл вы вкладываете в слово Независимость».
Подводя итог сегодняшнего урока, мне на память приходят слова, сказанные нашим Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым: «Наша цель-это мир и благоденствие. В этом мире у нас лишь одна Родина. Это Казахстан». Я думаю, этими замечательными словами мы можем завершить наш урок.