Методическая разработка урока по теме Текст. Основные признаки текста (6 класс)


Текст. Основные признаки текста.
Тип урока: урок развития речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятия «текст», «основная мысль текста», уметь определять тему и основную мысль текста, использовать термин «текст», осознавать характер информации в предложенном тексте и её дополнять, трансформировать; осознавать и развивать замысел высказывания в самостоятельно созданном тексте.
Метапредметные: обучающиеся смогут применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории, географии, литературы), смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности.
Оборудование и материалы: учебник по русскому языку для 6 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба); раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент. Проверка подготовленности класса к уроку.
Организация учебной ситуации. Целеполагание.
В Оренбург приезжает много гостей. Итак, мы вместе с жителями разных городов (и даже стран) идём на экскурсию по городу. Давайте составим план экскурсии (или расскажем как она произошла). Продолжите предложение: Мы идём с ….
Какова роль первого предложения? (Оно весьма чётко определяет структуру и второго предложения, и движение мысли абзаца, текста)
Какая информация в Вашем тексте будет главной, а какая факультативной?
Формулирование целей урока.
Творческая практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом.
Внимательно прочитайте начальное и конечное предложения текста. Можно ли понять, о чём пойдёт речь? (материал представлен в виде слайда)
Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одно девушка. И была она красоты необыкновенной
…………………………………………………………………………………………………..
В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрится.
Физминутка!
Задание: дописать предложения, ориентируясь на контекст.
Легенда _______________, что давным-давно жила на свете одна __________. И была она ____________ необыкновенной. Тоненькая, стройная, ___________ золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все _______ её, только о ней и говорили. _________ зависть заползла в сердце злой __________: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она _________ со свету ту девушку и превратила ___________ колдунья её в дерево. А то ___________ тоже красоты невиданной: белоствольные ветки зелёные, как __________, перевились. Шумит, ласково путников от ___________ в своей тени укрывает. Люди любовались нежным __________ и _____________назвали его берёзкой. Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по-новому красавицей ______________. В горностаевой шубке стоит, косы _______________ инеем искрятся.
Авторский вариант ( представлен в виде слайда)
Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили её, только о ней и говорили. Чёрная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку и превратила злая колдунья её в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольные ветки зелёные, как косы, перевились. Шумит, ласково путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его берёзкой. Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.
Создание текста в соответствии с заданием, анализ и обсуждение лучших работ.
В качестве вывода обучающимся предлагается составить кластер по теме «Текст и основные признаки текста»

Первичное закрепление (выполнение упражнения на основе текстов учебника). Упр. 73, стр. 41.
Проверка, анализ и обсуждение работ.
Этап рефлексии (заполнение листа самооценки)
№ Фамилия, имя
1 Тема урока
2 Что нового узнал? 3 Чему хотел научиться? 4 Чему хотел научиться, но не получилось? 5 Почему не получилось? 6 Какие проблемы возникли при работе над темой?
Домашнее задание (дифференцированное)
Вам предложили рассказать о продукции какой-либо кондитерской компании города. Какие особенности рекламного текста будут Вами учитываться при написании работы? (работу можно представить в виде альбома-раскладушки, макета)
§15, упр. 72.
Литература:
Доротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.Г. Добротина. – М.: Просвещение, 2014.
Русский язык и литература – 2015, №6.
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2016.