Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
План - конспект урока
«Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме»
Составила:
учитель технологии
ГубинскаяГалина Ивановна
Северодвинск
2015
Класс: 5 «А»
Раздел: Рукоделие
Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме.
Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.
Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся  с  искусством  ручной  вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;
Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная  хлопчатобумажная  ткань, набор  инструментов и  материалов  для  вышивания.
Тип урока: комбинированный.
Методы: диалогический, алгоритмический.
Длительность урока: 45 минут.
Ход урока:
Организационно-подготовительный этап.
- приветствие;
- назначение дежурных;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу.
Изучение нового материала.
Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).
1. Старинный и самый распространенный вид  декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).
2. Ее  выполняли  льняными, шерстяными,  шелковыми  (чаще цветными),  камнями,  монетами и т. п.
О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)
Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?
- ознакомиться с историей вышивки;
- рассмотреть её применение в народном и современном костюме.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.
Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов (приложение 1). Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.
А где могла располагаться вышивка?
Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс-храбрость мудрость, оберег защита).
В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. (приложение 2)
А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров. (приложение 3)
Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой
Земля- изображение женской фигуры, «Кормилица – мать-сыра Земля». матери-Земли.
Конь- оберег домашнего очага, символ доброты
Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Древо – символ жизни, единства рода.
Огонь – очистительная сила.
Спираль – символ пожелания блага
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. (приложение 4)
Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.
Физкультминутка
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы
Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?
(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)
А какие материалы можно использовать для вышивки?
(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть) Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.
Какие виды вам известны?
(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)
Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.
Виды декоративных стежков ручной вышивки.
Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.
Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)
Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)
Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)
Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия
Практическая работа.
Повторение правил техники безопасности:
при работе с ножницами:
-хранить ножницы в футляре;
- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;
- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
при работе с иглами, булавками:
- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);
- не оставлять их на рабочем месте;
- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;
- не вкалывать их в одежду;
- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;
- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;
- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.
П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту (приложение 5)
4. Выдача домашнего задания.
Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.
5. Подведение итогов урока.
-Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
-Что относится в вышивании к материалам?
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились на данном занятии?
-Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?
Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.
Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.
Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.
Приложение 1

538734088265
643890118745
Приложение 2
740410108585

Приложение 3
3326089155399631190-165735Солнце -
498475-25401983672104559Земля -
67246599060
Конь –
Птица –485613-3742
738505144780
Древо -
738505114935
Огонь –

Приложение 4

Приложение 5
Технологическая карта№1:
«Выполнения простейших ручных швов»
Последовательность операций Графическое изображение
Шов « вперед иголку»
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Прошить по рисунку. Стежки и расстояния между ними стараться выполнять одинаковыми по размеру.
4.Контроль качества работы.

Шов « за иголку»
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Прошить по рисунку: движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск в ткани такой же длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону на четыре нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого.
4. Контроль качества работы.

Шов « шнурок».
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Прошить по рисунку: контур рисунка прометать швом « вперед иголку». Затем иглу с ниткой
( чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.
4. Контроль качества работы.
7366062230

Тамбурный шов
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Прошить по рисунку: из исходной точки иголку переместить под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку; рабочая нить в виде петли остается под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывайте в образованную предыдущим стежком петлю.
4. Контроль качества работы.
Стебельчатый шов.
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Прошить по рисунку: от исходной точки нитку сначала продвинуть вперед, а затем, проколов ткань, иголку с рабочей ниткой провести по изнаночной стороне назад, выводя у середины предыдущего стежка (рабочая нитка всегда выводится с одной стороны стежка).
4. Контроль качества работы.

Петельный шов. (краевой шов)
1. Выбрать материал.
2. Разметить (нанести рисунок).
3. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем.