Модифицированная программа дополнительного образования детей кружка изобразительного искусства «Знай — ка»


Утверждаю Согласовано РассмотраноИ.о.директора КГКП зам.директора по МР на педагогическом совете
«Школа искусств и спорта» __________И.Н.Литош Протокол №__________
_________С.Б.Попченко «____»__________2014г. .«____»__________2014г.
«____»__________2014г
Модифицированная программа
дополнительного образования детей
кружка изобразительного искусства «Знай - ка»
Возраст обучающихся от 6 - 13 лет
Продолжительность обучения 3 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Ильтнер Зауреш Тлеутаевнаг. Приозерск
Содержание программы:
Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Отличительные особенности программы.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗОЦель и задачи программы
Цель программы
Обучающие задачи
Развивающие задачи
Воспитательные задачи
Сроки реализации программы по возрастным категориям воспитанников
Формы и режим занятий
Учебно – тематический план 1 года обучения
Учебно – тематический план 2 года обучения
Учебно – тематический план 3 года обучения
Методическое обеспечение.
Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Дидактические материалы
Перечень предметов натюрмортного фонда:
Техническое оснащение программы
Требования, предъявляемые к педагогу
Перечень вопросов по итогам первого года обучения
Перечень вопросов по итогам второго года обучения
Перечень вопросов по итогам третьего года обучения
Отчетные просмотры законченных работ обучающихся
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года.
Список использованной литературы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Основы изобразительного искусства»
Направленность художественно - эстетическая.
Срок реализации - 3 года
Форма организации образовательной деятельности – кружок для детей в возрасте от 6 - 13лет
Составитель – Ильтнер Зауреш Тлеутаевна педагог дополнительного образования
Год разработки программы – 2014 г.
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Программа предоставлена в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами. Содержание программы, предлагает детям базовое систематизированное обучение изобразительному искусству, с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешёвых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребёнка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа и культуре других народов. Данная программа, основанная на моём многолетнем личном педагогическом опыте, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества детей через систему дополнительного образования становится особенно актуальным. Педагогическое кредо – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Отличительные особенности программы. В данной программе в качестве отправного источника использовала программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ. Также в разработке данной программы в определенной мере ориентировалась и на программу дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества». Известны и другие программы по изобразительному искусству, которых особенно много в системе дополнительного образования детей.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во - первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (от 6 до 13 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. В программе нет популярного сегодня у многих педагогов, стремления охватить в программе работы изостудии, рассчитанной на 2-3 года обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до скульптуры и декоративно - прикладного искусства в многообразии его направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п. Тем самым программа «Основы изобразительного искусства» не только даёт основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).
Во - вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, Увеличение продолжительности обучения (в первый год обучения –114 часов, во второй и третий год – по 216 часов в каждый) потребовало разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно - тематический план, либо расширения и углубления традиционно преподаваемых тем. Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу обучения общего углублённого уровня подготовки. И это несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно младшего и среднего школьного возраста. В - третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно - игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.
Цель и задачи программы
Цель программы
обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Обучающие:
знакомство с жанрами изобразительного искусства;
знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие:
развитие у детей чувственно - эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
формирование организационно управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе)
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству и культуре своего народа и народов мира;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание аккуратности.
Сроки реализации программы по возрастным категориям воспитанников:
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей.
Полный объем учебных часов –576 , в том числе в 1-й год обучения–144 часа, во 2-й и 3-й год обучения–по 216 часов в каждый год. Возраст обучающихся: первого года обучения – 6 - 8 лет, второго года обучения – 8-10 лет, третьего года обучения – 10 – 13 лет.
Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 13-15 чел., второго года обучения–10 - 12, третьего года обучения – от 10 до 12.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие
Педагог знакомит воспитанников с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие
Педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры
Специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти
Проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно даёт ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие
Детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие – импровизация
На таком занятии воспитанники получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное
(На повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие
Строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие – экскурсия
Проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие
Проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие
Подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини - выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10 - минутным перерывом;
во второй и третий год обучения – два раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом каждый час.
Учебно – тематический план 1-го года обучения
Noп/п Наименование разделов и тем
Количество часов Всего
Теорет. Практич. Раздел 1. Введение в программу.
1.1 Особенности первого года обучения. 4 0 4
1.2 Форма. 2 6 8
3.3 Контраст форм. 6 6 12
Раздел 2. Декоративное рисование.
2.1 Симметрия. 2 6 8
2.2 Стилизация. 2 6 8
2.3 Декоративные узоры. 4 6 10
2.4 Орнамент. 4 6 10
2.5 Сказочная композиция. 4 6 10
Раздел 3. Конструирование из бумаги.
3.1 Работа с рваной бумагой. 2 6 8
3.2 Работа с мятой бумагой. 2 6 8
3.3 Смешанная техника 2 8 10
Раздел 4. Выразительные средства графических материалов
4.1 Цветные карандаши. 4 8 12
4.2 Гелевые ручки, тушь. 4 6 10
4.3 Восковые мелки, фломастеры. 4 6 10
4.4 Пастель, уголь. 2 6 8
Раздел 5. Экскурсии в музеи и на выставки. Поход. Итоговое занятие.
5.1 Музей ГДО РФ 4 0 4
5.2 Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. 4 0 4
Всего за год 56 102 144
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1.
Правила техники безопасности в кружке. Знакомство с правилами техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в кружке рисования.
Тема 1.2.
Особенности первого года обучения. Обсуждение учебного плана первого года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
Тема 1.3. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».
Тема 1.4. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
Раздел 2. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 2.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии, как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
одновременное рисование двумя руками сразу;
использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания - игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
Тема 2.2. Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 6-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».
Тема 2.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий (с использованием необычных для рисования предметов: ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек): «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Тема 2.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо -превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Тема 2.5. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».
Раздел 3. Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Тема 3.1. Работа с рваной бумагой.
Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок–золотой гребешок», «Ребятки-цыплятки».
Тема 3.2. Работа с мятой бумагой.
Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».
Тема 3.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски».
Раздел 4. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств, графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Тема 4.1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики», «Рисование по замыслу».
Тема 4.2. Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини - черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».
Тема 4.3. Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж– процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».
Тема 4.4. Пастель, уголь.
Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».
Раздел 5. Экскурсии в музеи и на выставки
Путешествие в мир искусства: Музей ГДО РФ. Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Учебно – тематический план 2-го года обучения
Noп/п Наименование разделов и тем
Количество часов Всего
Теорет ПрактРаздел 1. Введение в программу.
1.1 Введение в программу. 6 0 6
Раздел 2. Королева Живопись. Основы цветоведения.
2.1 Гармония цвета. 2 10 12
2.2 Контраст цвета. 3 9 12
2.3 Цветные кляксы. 3 9 12
Раздел 3. Азбука рисования.
3.1 Пропорции. Пропорции, соотношение частей по величине. 3 0 3
3.2 Плоскостное и объёмное изображение. 7 17 24
3.3 Рисование с натуры и по памяти. 3 12 15
Раздел 4. Пейзаж.
4.1 Образ дерева. 3 9 12
4.2 Живописная связь неба и земли. 3 9 12
4.3 Времена года. 3 9 12
Раздел 5. Бумажная пластика.
5.1 Полуплоскостные изделия. 6 15 21
5.2 Объёмные композиции. 3 12 15
5.3 Сувенирные открытки. 3 15 18
Раздел 6. Азы композиции.
6.1 Линия горизонта. 6 6 12
6.2 Композиционный центр. 3 3 6
6.3 Ритм и движение. 6 12 18
Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки. Поход. Итоговое занятие.
7.1 Музей ГДО РФ 3 0 3
7.1 Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. 3 0 3
Всего за год 53 163 216
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в кружке. Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в кружке.
Тема 1.2. Особенности второго года обучения. Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
Раздел 2. Королева Живопись. Основы цветоведения.
Тема 2.1. Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Выполнение задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка», «Капель».
Тема 2.2. Контраст цвета.
Три пары контрастных цветов:
синий, красный
зелёный, оранжевый
жёлтый, фиолетовый.
Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».
Тема 2.3. Цветные кляксы.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна - отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».
Раздел 3. Азбука рисования.
Тема 3.1. Пропорции. Пропорции, соотношение частей по величине.
Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры–линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».
Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Зарисовки предметов быта», «Зарисовки чучела птиц».
Раздел 4. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.
Тема 4.1. Образ дерева.
Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Выполнение задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».
Тема 4.2. Живописная связь неба и земли.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».
Тема 4.3. Времена года.
Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».
Раздел 5. Бумажная пластика.
Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие.
Тема 5.1. Полуплоскостные изделия.
Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Лесное кружево», «Подводный мир».
Тема 5.2. Объёмные композиции.
Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм. Практическое занятие. Выполнение задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик».
Тема 5.3. Сувенирные открытки.
Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)
Практическое занятие. Выполнение задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка».
Раздел 6. Азы композиции.
Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).
Тема 6.1. Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта. Граница между небом и землей.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».
Тема 6.2. Композиционный центр.
Композиционный центр–это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».
Тема 6.3. Ритм и движение.
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачидвижения в композиции.
Практическое занятие. Выполнение задания игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки».
Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки. Поход. Итоговое занятие.
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.
Учебно – тематический план 3-го года обучения
Noп/п Наименование разделов и тем
Количество часов Всего
Теорет. Практич. Раздел 1. Введение в программу.
1 Введение в программу 3 0 3
2 Особенности третьего года обучения. 3 0 3
Раздел 2. Графика.
1 Граттаж. 3 9 12
2 Монотипия. 3 9 12
3 Гравюра на картоне. 3 9 12
4 Линогравюра. 3 9 12
5 Гризайль. 3 9 12
Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.
1 Натюрморт в холодной гамме. 4 11 15
2 Натюрморт в тёплой гамме. 1 8 9
Раздел 4. Фигура и портрет человека.
1 Набросок с натуры. 3 6 9
2 Силуэт 3 6 9
3 Живописный портрет. 3 6 9
4 Фигура человека в движении. 3 6 9
Раздел 5. Образ природы.
1 Работа на пленэре. 3 6 9
2 Работа по впечатлению. 0 9 9
3 Тематический пейзаж. 0 9 9
Раздел 6. Декоративно - прикладное рисование.
1 Особенности русских народных промыслов. 3 9 12
2 Декоративная композиция (витраж). 3 3 6
Раздел 7. Азы перспективы.
1 Линейная перспектива. 3 6 9
2 Воздушная цветоперспектива. 3 6 9
Раздел 8. Дизайн.
1 Карнавальные маски 3 6 9
2 Фантазийные шляпы 3 6 9
Раздел 9. Экскурсии в музеи. Поход. Итоговое занятие.
1 Музей ГДО РФ 0 6 6
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. 0 3 3
Всего за год 59 142 216
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Введение в программу. Правила техники безопасности в кружке. Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.
Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для городской выставки «Лето».
Раздел 2. Графика.
Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).
Тема 2.1. Граттаж. Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Космические дали», «Праздничный город», «Цирк».
Тема 2.2. Монотипия.
Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Волшебные бабочки», «Чудо -рыба», «Цветочная поляна».
Тема 2.3. Гравюра на картоне.
Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Хоровод», «Спортивные игры»,
«Парашютисты».
Тема 2.4. Линогравюра.
Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные).
Практическое занятие. Выполнение задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь», «Северное сияние».
Тема 2.5. Гризайль.
Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство сразличными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник».
Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.
Тема 3.1. Натюрморт в холодной гамме.
Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Выполнение задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».
Тема 3.2. Натюрморт в тёплой гамме.
Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.
Практическое занятие. Выполнение задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет».
Раздел 4. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира.
Тема 4.1. Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Наброски, выполненные в жанре
карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью»
Тема 4.2. Силуэт.
Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Добрый и злой сказочный герой».
Тема 4.3. Живописный портрет.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».
Тема 4.4. Фигура человека в движении.
Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».
Раздел 5. Образ природы.
Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.
Тема 5.1. Работа на пленэре.
Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)
Практическое занятие. Выполнение задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов.
Тема 5.2. Работа по впечатлению.
Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).
Практическое занятие. Выполнение задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт».
Тема 5.3. Тематический пейзаж.
Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».
Раздел 6. Декоративно - прикладное рисование.
Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.
Тема 6.1. Особенности русских народных промыслов.
Любимые персонажи народного творчества (Конь -огонь, Птица счастья, Древо жизни).
Практическое занятие. Выполнение задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».
Тема 6.2. Декоративная композиция (витраж).
Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).
Практическое занятие. Выполнение задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.
Раздел 7. Азы перспективы.
Знакомство с основными правилами перспективного изображения.
Тема 7.1. Линейная перспектива.
Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.
Практическое занятие. Выполнение задания - упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит вдаль».
Тема 7.2. Воздушная цветоперспектива.
Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).
Практическое занятие. Выполнение задания - упражнения: «Утро в лесу», «У горногоозера».
Раздел 8. Дизайн.
Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету.
Тема 8.1. Карнавальные маски.
Знакомство с техникой «папье - маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Сказочные герои».
Тема 8.2. Фантазийные шляпы.
Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Шляпа - сад», «Шляпа -аквариум».
Раздел 9. Экскурсии в музеи. Итоговое занятие.
Экскурсии в музей ГДО РФ. Поход.
Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини - выставки, обсуждение результатов работы.
Методическое обеспечение.
Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно -
игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в кружок с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить
образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей. Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать. Для активизации детей используются разработанные автором задания - игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо - бабочка», «Образ из пятна». При этом задания - игры дифференцированы по возрастам. Малышам 6 - 8 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 8 - 10 лет любят игры - импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет детям тему занятия, задачи, которые они должны решить, затем средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса детей и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
Например, для концентрации внимания ребёнка на чём - то важном, можно надеть на руку пальчиковую куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем «Нарисуй – ка»); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка.
Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо - зверей, птиц, фантастических животных.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Можно собрать соответствующую коллекцию аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка - «золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом ребёнке уверенность в своих потенциальных возможностях. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого ребёнка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее
способных к изобразительной деятельности детей.
Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационныекарточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
NoФорма
дидактического
материала
Название
дидактического
материала
Раздел, темы
(примерные)Цель использования
1
Наглядное пособие
«Природные формы»
«Азбука рисования»
Наброски. Рисунок: зарисовки трав,
цветов; силуэты деревьев.
Визуальная форма объяснения задания
2
Наглядное пособие
«Техника и характер штриховки»
«Линия и образ»
Рисунок:
Линейный рисунок с натуры, попамяти; объёмный рисунок с натуры, по памяти. Объяснение
технических приёмов работы
3
Наглядные пособия
«Цветовая гамма». «Цветовой круг».
«Основные и дополнительные цвета»
«Ахроматические и хроматические цвета» осени; дары природы; холодная гамма зимы; танец контрастных цветов; царство ночи и
царство дня упражнений поцветоведениюЖивопись: Наглядная помощь в решении цвета.

4
Наглядные пособия
Подборка демонстрационных карточек. Образцы лучших работ из фонда кружка «Азы композиции».
«Композиционный центр». «Статика, движение в композиции» космические дали; праздник в городе; цирк; любимая сказка; зоопарк Композиция:
Определение
различных вариантов
построения
композиции
5
Наглядные пособия
Подборка образцов «Стилизация
природных форм» «Различные виды
орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»
«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике» деревянное кружево; ковер из снежинок;
гжельские узоры Орнамент:
Демонстрация
возможны
х вариантов
построения орнамента
6
Наглядные пособия
Подборка образцов «ВыразительныеВозможности графическихматериалов» рисуем пером птиц, растения; рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;
рисуем палочкой и цветной тушью; рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов; рисуем углем деревья; рисуем пастелью букеты Графика:
Наглядная помощь врешении учебных задач
7
Наглядные пособия
Образцы лучших работ из фонда кружка «Линейная и воздушная перспектива» «Поэтапная работа наднатюрмортом» «Формы и строение предметов» «Изображение перспективы с 1, с 2 точками схода»
Натюрморт:
натюрморт из 1
- 2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);
натюрморт изгеометрических фигур; натюрморт тематический на фоне драпирово к со
складками Повышение результатов исполнения
8 Наглядные пособия
Новогодние игрушки, Визуальная форма работ и лучших образцов из фонда студии сувенирные открытки,
маски, выполненные в технике бумажной пластики бумаги: бумажные «вырезанки»; сувенирные
открытки; карнавальные маски Объемная аппликация;
объяснения материала
9
Наглядные пособия
Выставочные работы из фонда студии. «Пропорции головы человека» «Использование
различных техник в работе над портретом» Изображение человека: портрет мамы; автопортрет с другом; спортивные игры; веселый и грустный клоун Портрет Помощь в объяснении
задания
10
Наглядное пособие
Лучшие пленэрные работы из фонда
«Линейная и воздушная перспектива»
«Различные формы деревьев»
«Образ дерева» этюды деревьев снатуры; зарисовки природныхмотивов; живописные этюды неба на состояние; тематическийпейзаж (осень, зима, весна, лето) Пейзаж:
Повышение
результатов
исполнения
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.
Перечень предметов натюрмортного фонда:
1.
Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) метал
лические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
2.
Предметы ДПИ Прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы.
3. Музыкальные инструменты Гитара, гармошка, бубен, горн
4.
Природные элементы
Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней.5. Муляжи Грибы, фрукты, овощи.
6. Чучела птиц и животных Чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки.
7.
Драпировки
Однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль.8.
Гипс
Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античныхслепков).
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в кружке. Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок. Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении не обходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).
Требования, предъявляемые к педагогу
Многолетняя практика работы с детьми, а также опыт общения с коллегами из других учреждений позволили автору сформулировать некоторые общие требования, которые должны предъявляться администрацией образовательных учреждений к педагогу, желающему работать в системе дополнительного образования по направлению «изобразительное творчество». Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения. Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий. Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора. От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.
Перечень вопросов по итогам первого года обучения
№ Вопрос Правильный
ответ Не во всём правильныйответ Неверный
ответ Оценка
1 Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? фиолетовый цвет? зелёный цвет? 2 Какие цвета относятся к тёплой гамме? 3 Какие цвета относятся к холодной гамме? 4 Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? 5 Какие геометрические
фигуры ты знаешь? 6 Чем отличаются предметы,
изображенные на первом и дальнем планах? 7 Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? 8 С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? 9 Что такое орнамент? Перечень вопросов по итогам второго года обучения
№ Вопрос Правильный
ответ Не во всём правильныйответ Неверный
ответ Оценка в баллах
1 Назови три основных жанра
изобразительного искусства
(пейзаж, портрет, натюрморт) 2 Чем отличается эскиз от
композиции 3 Какие краски надо смешать на
палитре, чтобы получилось
грустное настроение? 4 Какие краски надо смешать на
палитре, чтобы получилось
весёлое настроение? 5
6 Какие линии используются в
рисунке? 7 Чем отличается плоская
аппликация от объёмной? 8 Что такое линия гори
зонта? 9 Чем отличаются акварельные
краски от гуаши? 10 Какие объёмные формы ты
знаешь? 11 Какие цвета являются
контрастными? Перечень вопросов по итогам третьего года обучения
№ Вопрос Правильный
ответ Не во всём правильныйответ Неверный
ответ Оценка в баллах
1 Назови три основных жанра
изобразительного искусства
(пейзаж, портрет, натюрморт) 2 Назови известных русских
художников, работавших в
различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) Что такое ритм в орнаменте? 3 Какие средства использует
художник, чтобы выделить
центр композиции? 4 Какие народные промыслы ты
знаешь? 5 Что означает рефлекс в живописи? 6 Что означает тон в рисунке? 7 Какие графические материалы ты знаешь? 8 Что такое стилизация природных форм? 9 Какие виды изобразительного
искусства ты знаешь? 10 Что означает техника «гризайль»? Отчетные просмотры законченных работ обучающихся
Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы (табл.1).
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года. Таблица 1.
NoФамилия.
имя
ребёнка Раздел программы
Замечания,
рекомендации
Оценка по 10 бальной системе Подпись
педагога
Рисунок Живопись Композиция Бумажное конструирование Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО -
викторины, ИЗО - конкурсы, участие в выставках различного уровня. Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица (табл. 2).
Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за 3 года обучения по программе «Основы изобразительного искусства»
NoФамилия.
имя
ребёнка Дата Название конкурса, выставки Название работы
(художественный материал)
Результат
Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им
образовательной программы.
Список использованной литературы:
Литература для обучающихся Белашов А. М. Как рисовать животных.
М.: Юный художник, 2002. Брагинский В. Э. Пастель.
М.: Юный художник, 2002. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица.
М.: РОСМЭН, 2002. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях).
М.: Юный художник, 2001- 2002. Лахути М. Д. Как научиться рисовать.
М.: РОСМЭН, 2000. Панов В. П. Искусство силуэта.
М.: Юный художник, 2005. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи.
М.: РОСМЭН, 2003. Ткаченко Е. И. Мир цвета.
М.: Юный художник, 1999. Уотт Ф. Я умею рисовать.
М.: РОСМЭН, 2003. Чивиков Е. К. Городской пейзаж.
М.: Юный художник, 2006. Шабаев М. Б. Цветные карандаши.
Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред. нар.художника России, акад.Б.М. Неменского //
Программа начальной школы «Основыхудожественных представлений».–М.: МИПКРО, 2001.
Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества// Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1 - 9 классы (коллектив авторов: Кузин В.С., Ростовцев Н.Н. и др.). –М.: Агар, 1996.
144 часа в каждый учебный год. См.: Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
Литература для родителей:
Алексеева В. В. Что такое искусство.
М.: Советский художник, 1991.Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие.
М.: Астрель, 2001.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок - художник.
М.: ЮВЕНТА, 2002. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки.
М.: Амрита Русь, 2005. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие.
М.: Астрель, 2001.