РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования обучающихся среднего профессионального образования «ПРАВОЗАЩИТНИК» (Модифицированная)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Согласовано:
На заседании Педагогического Совета
Протокол № ____ от ___________ УТВЕРЖДАЮ:
Директор
___________
«»_____________2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования обучающихсясреднего профессионального образования
«ПРАВОЗАЩИТНИК»
(Модифицированная)
Программу разработала
Преподаватель специальных дисциплин
Верба Дина Валерьевна
Срок реализации программы 1 год
Уровень программы базовый
Возраст обучающихся 8 -18 лет
Москва
2016
Пояснительная записка
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке обучающегося к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Адресность программы
Предлагаемый курс программы «Правозащитник» рассчитан на учащихся в возрасте от 8 до 18 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры учащихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.
Направленность программы
Программа «Правозащитник» по содержанию является профессиональной, по фунциональному предназначению общеинтеллек-туалектуальной, по форме организации кружковой, по времени реализации годичной.
Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.Именно на решение этих задач и направлена данная программа.
Дополнительная общеразвивающая программа профессионального цикла «Правозащитник» в ГБПОУ МТК разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовате-льным программам».
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Требования к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Внешкольные учреждения), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года. Данная программа создана на основе Федеральных законов РФ об образовании и правах ребенка с комментариями.

Новизна программы состоит в том, что она позволяет учащимся успешнее освоить и закрепить правовые знания, выработать интерес к изучению правовых дисциплин в целом, усилить внимание к вопросам нравственного воспитания.

Актуальность программы
Обучающиеся даже, если не свяжут свою жизнь с профессией юрист, будут знать, как в реальных условиях жизни применить полученные знания.

Педагогическая целесообразность
Программа носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Уже в первых практических работах учащиеся выполняют задание с элементами творчества и при этом занимаются исследовательской и научной работой.

Программа направлена на:
освоение метода учебного проекта;
развитие лигического мышления и формирование умения решить ту или иную ситуацию с точки зрения права и закона;
привитие учащимся культуры труда при выполнении того или иного задания, разработки нормативной документацииии ее применения;
формирование умения применять правове знания в новых ситуациях;
  Используемые образовательные технологии
Реализация данной программы осуществляется через использование и совершенствование технологий, обоснованный выбор средств, форм, методов обучения и воспитания:
Занятия  проводятся – два раза в неделю, по два учебных часа.
Основные методы
Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, обучающиеся  учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу других обучащюихся.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если обучающиеся  включены в игру. В игре обучающийс действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Ожидаемые результаты
Для отслеживания усвоения программного материала и индивидуального роста каждого обучающегося рекомендуется проводить контроль знаний и умений в течение всего периода обучения в следующих формах:
вводное тестирование;
беседа;
игровые занятия;
общий смотр знаний в конце учебного года.
Творческая направленность в обучении подключает в процесс познания все психические процессы от ощущения до воображения и мышления. Активизация пространственного воображения имеет важное значение для развития личностных качеств учащихся и, прежде всего, творческой индивидуальности.
Во время занятий применяются нформационнокоммуникационные технологии, справочно-праввые системы Гарант и Консультант Плюс

Целевое назначение программы
- заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере.
-развить у учащихся навыков работы с нормативно-правовыми актами и документами, научить правильно и грамотно решать ту или иную сложившуюся ситуацию с точки зрения закона.
К концу курса обучающиеся будут
знающими:- основных законов в области гражданких, трудовых, уголовных и процессуальных норм;
- документацию по разрешения споров в области общественной безопасности;
- правил решения сложных и простых задач с помощью законодательства РФ.
умеющими:
- читать и выполнять практические задания в области применения норм законов;
- правильно оформлять различные виды юридических документов;
- разбираться в системе правовых норм, институтов, направлений.
Творческая направленность в обучении подключает в процесс познания все психические процессы от ощущения до воображения и мышления. Активизация пространственного воображения имеет важное значение для развития личностных качеств учащихся и, прежде всего, творческой индивидуальности.
Задачи программы:
Общеобразовательные:
- знакомство учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе;
 -помощь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении;
-формирование у учащихся умений, навыков и привычки правомерного поведения;
 
 Воспитательные:
использовать технические знания в воспитании грамотного отношения к окружающей среде;
формирование информационной культуры у обучающихся;
- воспитание чувства коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формирование ценностной ориентации, развивтие творческого потенциала.
Развивающие:
- осознать себя как личность в системе общественных отношений;
формирование осознанного отношения к своему здоровью;
понимание положения человека в природе, что важно для формирования научного мировозрения.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
обучающихся в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных возможностей личности, в получении качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире;
родителей в обеспечении условий для максимального развития интеллектуального потенциала обучающихся;
преподавателей в профессиональной самореализации и творческой деятельности;
общества и государства в реализации программ развития личности, направленных на формирование человека, способного к продуктивной творческой деятельности в различных сферах, в сохранении и развитии традиций.
Сроки реализации программы, форма и режим занятий
Программа «Правозащитник» рассчитана на обучающихся от 8 до 18 лет, 80 занятий по 2 часа два раза в неделю или 160 часов за год.

К концу курса обучающиеся будут знающими:основных законов в области гражданких, трудовых, уголовных и процессуальных норм;
окументацию по разрешения споров в области общественной безопасности;
правил решения сложных и простых задач с помощью законодательства РФ.
умеющими:
читать и выполнять практические задания в области применения норм законов;
правильно оформлять различные виды юридических документов;
разбираться в системе правовых норм, институтов, направлений.
Творческая направленность в обучении подключает в процесс познания все психические процессы от ощущения до воображения и мышления. Активизация пространственного воображения имеет важное значение для развития личностных качеств учащихся и, прежде всего, творческой индивидуальности.
Учебно-тематический план

п/п Тема занятий Всего
часов Количество часов
Теоретический.
материал Практический материал
1 Вводное занятие 2 2 2 Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников).
Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. 16 4 12
3 Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»       6 2 4
4 О правопорядке. Правонарушения и преступления. Взыскания и наказания. 6 2 4
5 Система права. Норма права. Человек и закон. 4 2 2
6 УК РФ и КоАП (Основные понятия) 10 2 8
7 ГК РФ и ГПК РФ (основные понятия) 10 2 8
8 Судебное разбирательство. Разгадывание кроссворда. 8 4 4
9 Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.
Закон и общество. Жизнь в неволе (рабство). Мой дом – моя крепость. 20 4 16
10 Конференция «О наркотиках с разных сторон».    Игра «Кто я? Кто мы?» 12 4 8
11 Семейный кодекс РФ. Основные нормы семейного права.
Свобода выбора: где жить и с кем жить. 14 4 10
12 Трудовой кодекс РФ. Нормы трудового права. Документы при устройстве на работу. Решение трудовых споров. 10 2 8
13 Общественная безопасность.
преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
коррупция; деятельность преступных организаций и группировок
28 6 22
14 Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?» 4 14
15 Правовая игра «Умники и умницы» (итоговые занятия). 12 2 10
Всего 160 40 120
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование, знакомство кружковцев с их обязанностями, обсуждение плана работы кружка.
Тема 1 Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников). Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности.
Тема 2. Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».
 Тема 3. О правопорядке. Правонарушения и преступления. Взыскания и наказания.
Тема 4. Система права. Норма права. Человек и закон.
Тема 5. УК РФ и КоАП (Основные понятия).
Тема 6. ГК РФ и ГПК РФ (Основные понятия).
Тема 7.Судебное разбирательство. Разгадывание кроссворда.
Тема 8. Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.
Тема 9. Закон и общество. Жизнь в неволе (рабство). Мой дом – моя крепость.
Тема 10. Конференция «О наркотиках с разных сторон».    Игра «Кто я? Кто мы?»
Ожидаемый результат.
- знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
- усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и   порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
Тема 11. Семейный кодекс РФ. Основные нормы семейного права. Свобода выбора: где жить и с кем жить.
Тема 12. Трудовой кодекс РФ. Нормы трудового права. Документы при устройстве на работу. Решение трудовых споров.
Тема 13. Общественная безопасность, преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности; коррупция; деятельность преступных организаций и группировок.
Тема 14. Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»
Тема 15. Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие).
Ожидаемый результат.
- знать современные правовые системы, понятие и принципы правосудия, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; основные юридические профессии; формы социальной защиты и социального обеспечения;- объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий;
- уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров.
Используемая литература:
Основная
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2.      Конституция РФ. 3.      Гражданский Кодекс РФ.
4.      Семейный Кодекс РФ.
5.      Уголовный Кодекс РФ. 6.      УПК РФ.
7.      Трудовой Кодекс РФ.
8.      Граждановедение (7-9 кл., под ред. Я.В. Соколова.). - М., 2014г.
9.      Журнал «ОБЖ» № 5 - 2014, № 3 - 2014; № 4 - 2015; № 5 - 2015.
10.    Журнал «Учитель»: № 1,3,4,5- 2016; № 2 - 2015; №1,2- 2015; № 3 - 2016.
11.    Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2013.
12.    Проблемы безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних (справка Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, 2008).
13.    Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2014.
14. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 2015.
15. Морозова Л.А. Основы государства. Пособие. - М.: Юристъ, 2014
Дополнительная
16. Основы государства и права. Учебник / Под ред. С.В. Клименко. - М.: Норма, 2002. Баглай М.В. Конституционное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство.
Интернет-ресурсы
http://internet.garant.ru; http://www.consultant.ru/.