Модифицированная программа дополнительного образования детей кружка психологической подготовки детей к школе


Утверждаю Согласовано РассмотраноДиректор КГКП зам.директора по МР на педагогическом совете
«Центр детско – юношеского __________И.Н.Литош «____» __________2016г.
творчества «Достық»» Протокол №__________
_________С.Б.Попченко «____»__________2016г.
«____»__________2016г
Модифицированная программа
дополнительного образования детей
кружка психологической подготовки детей к школе «Знай - ка»
Возраст обучающихся от 5 - 10 лет
Продолжительность обучения 1 год

Составитель:
Ильтнер Зауреш Тлеутаевна педагог дополнительного образования
г. Приозерск
Направленность общеобразовательная
Срок реализации – 1 год
Форма организации образовательной деятельности – кружок для детей в возрасте от 5 до 10 лет
Составитель – ИльтнерЗаурешТлеутаевна педагог дополнительного образования
Год разработки программы - 2016

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………
Введение……………………………………………………………………
Освоение практически полезных свойств познавательной деятельности…
Цель и задачи………………………………………………………………..
Принципы обучения младших детей………………………………………
Методические рекомендации:
Методические приемы программы. Основные формы работы
Содержание программы
Условия реализации программы
Планируемые результатыI год обучения (подпункты):
Виды используемых методических средств
Основные формы заданий
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Интернет ресурсы и мультимедийные пособия для демонстраций
Раздаточный материал
Учебно - тематическое планирование 1 года обучения
Используемая литература

Пояснительная записка.
Введение
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы в кружке является помощь воспитаннику в освоении учебной деятельностикак в период адаптации, таки на всем протяжении обучения. Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке ребёнка, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, внимание, развивается память, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с педагогом у воспитанников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации в коллективе. Но в настоящее время в школьной практике нет одинакового взгляда на то, что входит в понятие «готовность к обучению в школе». Как правило, особое внимание уделяется интеллектуальной, знаньевой готовности к школе, тогда как на личностную и социально-психологическую готовность не обращают должного внимания. Это все вносит дополнительные трудности в работу педагога, поскольку ему на занятиях необходимо решать проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности, т. е. не осваивать содержание, а в первую очередь стараться восполнять пробелы развития компонентов готовности к обучению. Однако традиционные занятия не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую подача содержания занятия является приоритетной задачей для педагога, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих детям младшего и среднего школьного возраста не только приобрести навыки работы в коллективе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый опыт деятельности. Данная программа выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности воспитанников младшего и среднего школьного возраста. Предлагаемые занятия призваны, в большей степени, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, или затрагивается косвенно, опосредованно.
Программа кружка «Знай - ка», рассчитанная на 1 год обучения, разработана таким образом, что воспитанники получают возможность узнавать новое о психических процессах и явлениях("Общение", "Память", "Эмоции", "Воображение", "Мышление", "Пространственные представления" и т.д.), углублять свои знания. При рассмотрении психических явлений идет постоянная опора на жизненный опыт детей. Каждая тема, изучение которой начато в 1-й год обучения, наполняется новыми знаниями о том, что изучает психология, как работают наши психические процессы и как использовать свои способности в учебе и общении. Таким образом, воспитанники постоянно обогащают и развивают свои представления и знания о памяти, мышлении, воображении и т. д., совершенствуют умения использовать свои возможности запоминания, решения задач, свое внимание и воображение в успешном освоении всех школьных предметов. Занятия носят развивающий характер: осваивая знания по психологии, дети приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и упражнения позволяют им сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их, закрепляют и углубляют приобретенные умения и навыки запоминания, решения мыслительных задач, концентрации внимания. Программа содержит интересные сюжетные упражнения, игры, практические задания.Результатом работы по данной программе является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя следующие составные части:
Г - гражданственность
А - артистизм
Р - разумность
М - мировоззрение
О - организованность
Н - нравственность
И - интеллект
Я - личность
На занятиях кружка «Знай - ка» предполагаетсяосвоение ряда практически полезных свойств познавательной деятельности, которые будут способствовать развитию общеучебных умений и навыков, навыков и приемов эффективного общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из важных условий адаптации к обучению, как в начале обучения, так и в дальнейшем. Программа занятий кружка имеет главную целевую установку:
Развитие личности учащегося средствами практической психологии.
Личностно ориентированный подход в программе выступает как система занятий, направленных на адаптацию и развитие воспитанников. Формирование практических психологических умений, направленных на успешную адаптацию к жизни и социальной среде, на личностное самопонимание и развитие воспитанников, составляет основной акцент такой программы. Изучаются только те темы, которые представляют непосредственный практический интерес. Большинство занятий проводятся в парадигме психологических тренингов. Они выступают как психологическое сопровождение естественного развития детей и ориентированы на решение личностных проблем адаптации или и развития воспитанников.
Главной целью изучения программы кружка «Знай - ка» младшими детьми является знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.
Основными задачами являются следующие:
первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения воспитанников;
изучение ощущений и восприятия и развитие соответствующих способностей;
изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;
изучение памяти, методов и упражнений для ее развития;
изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;
изучение воображения, методов и упражнений для его развития;
изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;
изучение эмоциональных явлений на занятиях психологии, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;
изучение проблем общения на занятиях психологии, упражнений речевого и неречевого общения.
При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы
Принципы обучения младших детей:
1. Конкретность и образность в обучении – является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваться на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребенок в повседневной жизни, или простейших психологических опытов. Следование принципу образности может достигаться за счет широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлений.
2. Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях. Круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в курсе психологии предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно-действенное усвоение психологических знаний, а с другой – получение непосредственного опыта их применения для решения практических задач.
3. Систематичность в повторении основных психологических понятий и закономерностей.В соответствии с этим принципом целесообразно не вводить большое количество понятий, но основные из них должны систематически повторяться, закрепляться и изучаться каждый последующий раз в новых аспектах. Например, темы «Память», «Мышление» изучаются в 1, во 2 и 3 годы обучения, но предметом изучения и развития становятся разные их виды, свойства.
4. Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие.Несмотря на общее мировоззренческое значение занятий психологии, главной остается практическая ориентация. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей: их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогают детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.
5. Межпредметные связи при изучении курса «Знай - ка» в младшем школьном возрасте.Усвоение психологических знаний младшими детьми должно быть тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, мышления, внимания. С другой стороны, практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.
6. Широкое использование игровых форм и методов.Формирование учебной деятельности младших школьников происходит в значительной степени на игровой основе. Игра долго остается очень привлекательной для них, поскольку произвольное внимание младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Все это убеждает педагогов широко использовать игры или игровые задания.
Методические рекомендации:
В современных условиях в начальной школе одной из важнейших задач становится развитие универсальных учебных умений детей: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, организационных. Психологические ресурсы для этого создает кружок «Знай - ка».
Младший школьный возраст рассматривается как период для развития основных познавательных процессов, мотивационной сферы. Занятия курса построены с учетом возрастных особенностей детей, с опорой на ведущие типы познавательной деятельности и общения. Освоение воспитанниками универсальных учебных действий в первые годы обучения становится основным ресурсом адаптации к обучению на последующих ступенях образования, успешности обучения, приобретения личностно значимых социальных навыков.
Занятия носят развивающий характер: осваивая данную программу, воспитанники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять вниманием и памятью, организовывать свою учебную деятельность – все те качества, которые станут залогом успешного формирования УУД (универсальные учебные действия) и высокой результативности уровня освоения содержания образовательных предметных программ.
В процессе реализации программы используется актуальный теоретический и деятельностный практический материал, с помощью которого можно будет легко и мастерски сопровождать ребенка в его становлении и комплексном развитии.
Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Виды активности на занятиях в значительной степени ориентированы на интересы воспитанников, стадию их развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацию, которая складывается в группе на данный момент. Педагог должен уметь пользоваться благоприятными ситуациями, которые складываются в те или иные моменты занятий, и использовать их для достижения развивающего эффекта. Поэтому, хотя содержание занятия и планируется, оно может быть изменено. На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения, игры и другие тренинговые виды деятельности. Психологический тренинг – распространенная форма проведения таких занятий. Оценка и отметка не используются, поскольку задача усвоения определенных знаний и умений не ставится. Развивающий аспект на таких занятиях является центральным, а объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена.
Методические приемы программы. Основные формы работы:
Ознакомительные, разъяснительные беседы
Конкурсы
Викторины, дискуссии
Экскурсии
ИЗО и ДПИ
Ролевые игры,деловые, познавательные игры, игры-тренинги
Праздники
Практические занятия
Чтение литературы
Просмотр и обсуждение видеофильмов
Обучающая психодиагностика.
Содержание программы
1 год обучения
Что изучает психология? 
Уроки общения. 
Мышление. 
Восприятие. 
Память.
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (детского коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. 
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной). Оценка ситуации.
Условия реализации программы
Программа кружка для детей младшего школьного возраста рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю) в первый год обучения.
Для занятий отводится время, продолжительностью 45 минут.
Обстановка в помещении: стулья должны стоять полукругом, чтобы дети могли видеть лица друг друга.
Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности, после уроков, т. к. они помогают снять накопленное за день напряжение.
Посторонние не должны входить на занятия. Только по предварительной договоренности родители или педагоги могут находиться в этом кабинете, при условии, что они становятся членами группы, а не наблюдателями.
Предполагается, что в ходе работы будет создаваться что-то вещественное, остающееся после занятий. Особый колорит создают лески с яркими прищепками для выставки творческих работ детей.
Стены кабинета постепенно украшаются фотографиями детей, фрагментами детских работ, стендами.
При появлении симптомов эмоциональной усталости у ребенка следует разрешить ему не включаться в занятие, а тихонько порисовать или заняться своим делом, не мешающим другим.
Педагог должен создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением нужно показать, что принимаешь ребенка таким, какой он есть.
Не заставлять и не принуждать ребенка к выполнению упражнений, а стараться с помощью других «втянуть» его в занятие.
Планируемые результаты
I год обучения
Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы(далее указываются основные из них):
Личностные УУД:
принятие социальной роли воспитанника;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
овладение начальными навыками адаптации в социуме.
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
освоение способов решения проблем творческого характера.
Познавательные УУД:
овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей;
овладение приёмами развития памяти, восприятия.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы;
излагать свое мнение и оценку событий;
признавать возможность существования различных точек зрения;
знакомиться, присоединяться к группе;
благодарить;
выразить свои теплые чувства к другому;
принимать комплименты;
извиняться;
предложить помощь другу, проявить заботу;
просить помощи;
справляться со своими эмоциями;
соблюдать правила игры;
слушать и слышать собеседника;
осознавать свои чувства и выражать их;
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
находить «нравится» в «нужно»;
доводить задание до конца.
Виды используемых методических средств:
ролевые игры;
психогимнастические игры;
эмоционально-символические методы;
дискуссионные игры;
релаксационные методы;
рисуночные методы;
метод направленного воображения.
Способствуют развитию как когнитивной, так и эмоционально-личностной сферы детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младшего школьного возраста, а также стихи, сказки, рассказы на понимание детьми окружающего мира и себя в этом мире. В рамках программы при проведении занятий используется рабочая тетрадь.
Основные формы заданий
Задания-вопросы. Они не предполагают каких-либо действий детей; они читаются и сразу обсуждаются. Предполагаются разные варианты решений.
Задания-выборы. В них детям нужно выбрать нужные картинки (слова, фразы) и обозначить выбор.
Задания – интеллектуальные задачи. Они составлены по принципу заданий, развивающих внимание и мышление.
Задания-действия. Детям нужно что-либо сделать, например, сказать определенное слово. После прочтения задания им дается время подумать, а потом по команде ведущего они одновременно выполняют это действие.
Задания на рисование. В них детям нужно раскрасить или нарисовать что-либо. После выполнения ведущий демонстрирует несколько детских работ.
Задания-записи. Детям предлагают письменно записать свои мысли и по желанию прочитать их.
Задания-сочинения. Здесь нужно придумать свои ситуации, способы выхода из них и рассказать о них ребятам.
Задания на взаимодействие. Дети договариваются и вместе делают задание.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование для мультимедийных демонстраций:
компьютер
мультимедийный проектор
принтер
сканер
ксерокс
колонки
Интернет ресурсы и мультимедийные пособия для демонстраций:
http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);
DVD диски «Уроки Кирилла и Мефодия» - 1-4 классы (анимированные интерактивные игровые упражнения); «Нью Медиа Дженерейшн», г. Москва,www. NMG.ru
Комплект CD дисков с развивающими программами «Занимательная логика», «Веселая математика», «Тренируем мышление», «Тренируем память».
DVD диск «Игры и задачи. 1-4 классы». ООО "1С-Паблишинг", Москва.
Авторские мультимедийные презентации.
Раздаточный материал:
разрезные карточки
развивающие игры
принадлежности для занятий ИЗО и ДПИ
Учебно – тематическое планирование 1 год обучения
№ Наименование раздела.
Развиваемые психологические процессы Количество часов Всего
Теория Практика 1 Раздел 1. Что изучает психология? 3 9 12
2 Раздел 2. Способы человеческого общения 5,5 16,5 22
3 Раздел 3. Внимание и наблюдательность поотношению к окружающим людям 3,5 10,5 14
4 Раздел 4. Эмоции. Виды эмоций. Поступки мои и окружающих 3 9 12
5 Раздел 5. «Кто я в мире взрослых?» 4 12 16
6 Раздел 6. Мышление 2,5 7,5 10
7 Раздел 7. Восприятие 7,5 22,5 30
8 Раздел 8. Память 7 21 28
Всего 36 108 144
Содержание учебного плана
№ Наименование раздела. Развиваемые психологические процессы Кол-во часов Всего
Тео
рияП-ка Раздел 1. Что изучает психология?
1.1 Что изучает психология? Психология как наука о внутреннем мире человека. Рисование на тему «Я и моя семья». 1 3 4
1.2 Экскурсия в аптеку 1 3 4
1.3 Раскрыть понятие психология. Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Рисование на тему «Природа» 1 3 4
Всего 3 9 12
Раздел 2. Способы человеческого общения
2.1 Познакомить со способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами. Выполнение словесных указаний. Игра «Угадай по мимике и жесту» 1 3 4
2.2 Инсценировка и постановка сказки «Теремок» 1 3 4
Умеем ли мы общаться (обобщающее занятие по теме «Уроки общения»). Ролевая постановка сказки «Колобок» 1 3 4
2.3 Повторить изученные понятия; отработать практически способы человеческого общения и вежливого обращения. Ролевая игра «Правильно ли мы общаемся» 1 3 4
2.4 Экскурсия в продуктовый магазин. Зарисовка на тему «Магазин». Ролевая игра «Покупатель и продавец» 1 3 4
2.5 Инсценировка 0,5 1,5 2
Всего 5,5 16,5 22
Раздел 3. Внимание и наблюдательность по отношению
к окружающим людям
3.1 Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника. Научить, как при помощи наблюдений распознавать состояние человека. Внимание. Практическая работа «Диалог» 0,5 1,5 2
3.2 Научить слушать собеседника. Слуховое восприятие. Игра «Глухой телефон». 0,5 1,5 2
3.3 Рисование на тему «У кого самые большие уши?» 0,5 1,5 2
3.4 Внимание. Чтение, обсуждение и ролевая постановка сказки «Красная шапочка» 1 3 4
3.5 «Волшебные слова», вежливое отношение к людям. Слуховые ощущения. Внимание. Дидактическая игра «Скажи волшебное слово» 0,5 1,5 2
3.6 Познакомить с группами слов вежливого обращения. Экскурсия по центру, на практике показать использование вежливого обращения. 0,5 1,5 2
Всего 3,5 10,5 14
Раздел 4. Эмоции. Виды эмоций. Поступки мои и окружающих
4.1 Раскрыть понятие «эмоции». Зрительное восприятие. Чтение стихотворения из цикла А.Барто «Наша Таня» в разной интонации 0,5 1,5 2
4.2 Рисование на тему «Человек в разном эмоциональном состоянии». 0,5 1,5 2
4.3 Настроение моё и окружающих. Цветопись настроения. Настроения через цветопись настроения. 0,5 1,5 2
4.4 Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой» 0,5 1,5 2
4.5 Познакомить с приёмами оценивания поступков своих и окружающих. Произвольная память 0,5 1,5 2
4.6 Концерт день Независимости 0,5 1,5 2
Всего 3 9 12
Раздел 5. «Кто я в мире взрослых?»
5.1 Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Способности. Раскрыть понятия «темперамент», «характер», «способности» 0,5 1,5 2
5.2 Зрительно – двигательные координации. Выполнение словесных указаний. Инсценировка сказки «Репка» 0,5 1,5 2
5.3 Подготовка и участие в Новогоднем представлении 0,5 1,5 2
5.4 Контрольная работа за 1 полугодие 0,5 1,5 2
5.5 Обязанности мои и окружающих 0,5 1,5 2
5.6 Обсудить культуру поведения и распределение обязанностей в семье. В коллективе. 0,5 1,5 2
5.7 Труд взрослых. Знакомство с трудом взрослых нашего центра. Зарисовка на тему «Я хочу работать….» 0,5 1,5 2
5.8 Рисование на тему «Я хочу работать…..» 0,5 1,5 2
Всего 4 12 16
Раздел 6. Мышление
6.1 Что такое мышление? Раскрыть понятие «мышление». Память. Рисование по памяти на тему «Что я видел по дороге» 1 3 4
6.2 Мышление (сравнение). Образ. Образное мышление. Раскрыть понятие «образ», «образное мышление». Дополнить знания о понятии «образное мышление», его разновидностях. 0,5 1,5 2
6.3 Зрительная память. Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами. Нарисовать картинку «Что я увидел» 0,5 1,5 2
6.4 Абстрактное мышление. Раскрыть понятие «абстрактное мышление». Память слуховая. Игра «Глухой телефон» 0,5 1,5 2
Всего 2.5 7.5 10
Раздел 7. Восприятие 2,5 7,5 10
7.1 Что такое восприятие и ощущение. Как мы воспринимаем окружающий мир 0,5 1,5 2 7.2 Зрительное восприятие формы. Осязательные ощущения. Закрепить понятия «восприятие» и «ощущение». Работа с геометрическими фигурами. 0,5 1,5 2
7.3 Рисование «Создай предмет из элементов геометрической фигуры» 0,5 1,5 2
7.4 Восприятие величины, формы, цвета. Раскрыть приёмы восприятия цвета, величины, формы 0,5 1,5 2
7.5 Восприятие пространственное. Восприятие пространства: размер, направление, расстояние. Раскрыть приёмы восприятия пространства. Экскурсия на природу 0,5 1,5 2
7.6 Восприятие движения. Точность движений. Внимание. Раскрыть приёмы восприятия движения. Тонко – координированные движения. Спортивная игра «Весёлые старты» 0,5 1,5 2
7.7 Рисование на тему «Человек и движение» 0,5 1,5 2
7.8 Подготовка и участие в концерте «8 Марта» 0,5 1,5 2
7.9 Восприятие времени. Раскрыть приёмы восприятия времени. Временное восприятие. Игра на время «Успей выполнить» и рисование на тему «Успей нарисовать» 0,5 1,5 2
7.10 Рисование на тему «Волшебное время» 0,5 1,5 2
7.11 Слуховые ощущения. Восприятие пространственное. Разучивание детских стихов из цикла А. Барто0,5 1,5 2
7.12 Подготовка и участие в концерте «Наурыз» 0,5 1,5 2
7.13 Иллюзии восприятия. Раскрыть понятие «иллюзии восприятия». Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности 0,5 1,5 2
7.14 Правила восприятия материала. Раскрыть правила восприятия материала. Закрепить понятие «Наблюдательность» 0,5 1,5 2
7.15 Закрепить понятия «восприятие», «ощущение» 0,5 1,5 2
Всего 7,5 22,5 30
Раздел 8. Память
8.1 Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учёбе. Раскрыть понятие «память», роль памяти в жизни человека. Чтение и повторение стихов из цикла А.Барто0,5 1,5 2
8.2 Память вербальная. 0,5 1,5 2
8.3 Зрительная память. Раскрыть понятие «зрительная память». Познакомить с приёмом запоминания через оживление картин. Оживление картины как приём запоминания. Игра «Чего не хватает» 1 3 4
8.4 Рисование на тему «спрячь предмет» 0,5 1,5 2
8.5 Слуховая память. Раскрыть понятие «слуховая память». Слуховые представления при запоминании. Игра «Угадай, чей голос» 0,5 1,5 2
8.6 Произвольная память. Внимание. Игра «Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания» 0,5 1,5 2
8.7 Двигательная память. Ощущения движения при запоминании. Раскрыть понятие «двигательная память». Двигательная память. Зрительно – двигательные координации 0,5 1,5 2
8.8 Спортивное мероприятие «Весёлые старты» 0,5 1,5 2
8.9 Рисование на тему «Спорт и здоровье» 0,5 1,5 2
8.10 Осязательная память. Раскрыть понятие «осязательная память». Осязательные ощущения и память 0,5 1,5 2
8.11 Обонятельная и вкусовая память. Раскрыть понятие «обонятельная и вкусовая память». Обонятельные и вкусовые представления при запоминании 0,5 1,5 2
8.12 Подготовка и участие в отчётном концерте 0,5 1,5 2
8.13 Контрольная работа 0,5 1,5 2
8.14 Подведение итогов. Поход 0,5 1,5 2
Всего 4.5 13.5 18
Методическое обеспечение
Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачёва И.А., Захаревич Г.А., и др. «Диагностика в детском саду/ Ростов – на - Дону» «Феникс 2004»
Марциновская Т.Д. «Диагностика психического развития детей» «Москва 1997»
Список литературы
Акимов Г. «Стань креативным» Издательство «Ленинград» 2008
Гатанов Ю. «Развивай логику и сообразительность» «Питер – 2000» Санкт – Петербург
Гатанов Ю. «Развиваю память» «Питер – 2000» Санкт – Петербург
Куцакова Л.В. Губарёва Ю.Н. «1000 увлекательных игр и заданий для детей 5 – 8 лет» Москва «астрель - 2003»
Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми» Москва «Генезис - 2005»