Рабочая программа внеурочной деятельности « Дизайн и мода».


Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Рассмотрено
на заседании научно-методического
совета
Протокол № 6
от «28» мая 2015 года
Руководитель научно-методического совета: _______С.А. Коломиец Согласовано
Заместитель директора
по УВР С.А. Коломиец _____
от «31» августа 2015 года
Утверждено
Директор МБОУ СОШ №9
А.Ю. Мельников_________
Приказ от «31» августа 2015
№ 384-од
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«НОУ Дизайн и мода»
обще интеллектуальное
направление
для 7 класса
3 часа в неделю (всего 105 часов)
Составитель: педагог дополнительного
образования
I категории
Чикота Олеся Валерьевна
2015 - 2016 учебный год
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………..3 стр.
Цель и задачи…………..……………………………………4 стр.
Отличительные особенности ………………………………5 стр.
Уровень результатов работы по программе……………….6 стрОжидаемые результаты……………………………………..6 стр.
Содержание курса внеурочной деятельности……………..7 стр.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся……………8 стр.
Учебно – методическое обеспечение программы…………9 стр.
Материально – техническое обеспечение программы…….9 стр.
Календарно-тематическое планирование (7 класс)……....10 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Сущностью и спецификой внеурочной деятельности детей является:
ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах;
осознание само ценности каждой личности, ее уникальности;
неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития;
приоритет внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней;
требование научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые реализуются путем освоения новых видов деятельности;
освоение новых способов решения проблем в различных видах деятельности;
определение содержания внеурочной деятельности детей, форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социального окружения;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе внеурочной деятельности детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающегося, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;
усиление личностной направленности образования, обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора;
развивающая направленность и построение возростосообразного образования, где знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.
Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой.
Слово “дизайн” встречается повсеместно. Можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то, как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату.
Представленная программа внеурочной деятельности “Дизайн и мода” подразумевает знакомство с основными объектами труда дизайнера, модельера – это дизайн костюма, дизайн элементов интерьера, предметный дизайн.
На занятиях по дизайну костюма учащиеся познакомятся с основными и наиболее выразительными средствами декоративного оформления костюма. Научатся определять предназначение и стиль костюма, и декорировать его согласно этим критериям.
Овладеть основами знаний о дизайне, об изменчивости моды, как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека, помогут разделы предлагаемой программы.
На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, колористики, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования.
Программа «Дизайн и мода» составлена на основе:
1.Основной образовательной программы основного образования МБОУ СОШ №9.
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
3.Авторской образовательной программы дополнительного образования детей художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода».
Актуальность данной образовательной программы: современный социальный заказ на образование, обусловленный задачами художественного образования школьников. Преимущества внеурочной деятельности по сравнению с другими видами образования: предоставление выбора, вариативность содержания и форм, доступность знаний и информации, адаптивность к изменениям (запросам), открытость.
Практическая значимость. Формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами в студии дизайна как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима. Учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива. Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн - проекта (например, коллекции одежды).
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их. Использовать комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего, что, так или иначе, окружает нашу жизнь. Научиться сближать национальные стили, восприимчивость к новым технологиям.
Цель данной программы является развитие личностных качеств детей, ориентируясь на свободное развитие человека, на творческую инициативу. Способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов, способности к сотрудничеству и коммуникации посредством занятий дизайн - проектирования и стилистики (предметный дизайн, дизайн одежды, разнообразие стилей). Сегодня возрастает потребность общества в конструктивности, мобильности, в эстетически организованной среде, но, к сожалению, недостаточно уделяется внимание разработке и практическому использованию этого направления
Задачи программы.
Обручающие задачи:
•изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества;
•освоить технологические знания проектирования и художественного конструирования швейных изделий и предметов быта;
•овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий;
•обучить основам дизайна;
•познакомить с основными законами композиции;
•научить пользоваться законами цветоведения;
•формировать художественно-образное мышление;
•формировать практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
Воспитательные задачи:
•формирование общей культуры учащихся;
•изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни;
•содействие организации содержательного досуга;
•успешную социализацию детей;
•воспитание самоорганизации детей;
•воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
•воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
•воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
•воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
•воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда;
•формировать готовность к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору;
•индивидуальной творческой самореализации.
Развивающие задачи:
•развивать общий кругозор;
•развивать художественно-эстетический вкус при составлении композиции костюма и объектов предметного дизайна;
•познакомить с наукой стилистика;
•формировать интерес к различным видам декоративной отделки и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства;
•обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
•формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности;
•развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;
•содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
•развивать творческую деятельность учащегося;
•развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;
•умение проявлять социальную ответственность, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа “Дизайн и мода” предполагает обязательное использование моделирования и дизайна одежды, использование ИКТ технологий. Так же изучение различных способов декорирования, изготовление и дизайн игрушки, поделок, сувениров, аксессуаров. Особенно ценно, при реализации данной программы, самостоятельное изготовление коллекции одежды, объектов предметного дизайна с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства.
Особенностью программы “Дизайн и мода” является также интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, информатика, черчение, история, технология, хореография, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Условия реализации программы.
Данная программа предназначена для детей 10-16 лет.
Набор детей свободный.
3 часа в неделю, 105 часов в год.
Уровень результатов работы по программе.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: территориальной (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Ожидаемые результаты.
Освоение детьми программы «Дизайн и мода», достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
•пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
•осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации, ИКТ технологий;
•отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
•ставить учебные задачи, планировать выполнение работы;
•учится мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий;
•проводить контроль, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватно-ретроспективной оценки;
•учится осознавать качество и уровень усвоения материала, искать ошибки в выполнении работы.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
•приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
•осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
•развивать художественный вкус, как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
•художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
•развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
•развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
•учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•в результате занятий у обучающихся должны развиться качества личности: умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.Содержание курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа содержит следующие разделы.
Раздел 1: вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2: дизайн, основные виды дизайна. Основные понятия дизайна.
Раздел 3:основы построения общей композиции, предметный дизайн. Понятие о композиции. Законы композиции. Три закона композиции: гармоничность, симметрия, согласованность композиции с формой предмета.
Раздел 4: виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна. Понятие декупаж, история возникновения, общие сведения, материалы и инструменты. Особенности техники росписи по ткани (батик), различные методы нанесения красок. История искусства вышивания, основные стежки и виды швов.
Раздел 5: виды техник, используемых при создании объектов дизайна. История швейного мастерства. Организация рабочего места. Основные виды простых и декоративных швов. Понятие аксессуара, их виды и назначение.
Раздел 6: вариативный блок. Подготовка и проведение выставок. Показ итоговой коллекции.
Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
(7 класс)
№ Наименование разделов Всего часов Характеристика основных видов внеурочной деятельности
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 Усвоить правила внутреннего распорядка при работе со швейным оборудованием.
2 Дизайн. Основные виды дизайна. 9 Спланировать проект, научится рисовать свой дизайн интерьера, уметь рисовать эскиз, составлять композицию из цветов.
3 Основы построения общей композиции. Предметный дизайн 15 Продумать и подготовить дизайн трафарета. Изготовить трафарет для отделки интерьера, раскрашивать орнамент, используя теплую и холодную гамму цветов. Выполнить эскиз орнамента в определенной форме.
4 Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна. 29 Оформлять в данной технике предмет на выбор. Применять технику росписи в аксессуаре для итоговой коллекции. Выполнить проверочную работу в одной из техник вышивки.
5 Виды техник, используемых при создании объектов дизайна. 45 Работать с образцами тканей, определять натуральные и синтетические волокна.
Освоить технологию ручных и декоративных швов.
Самостоятельно выбрать ткань для будущей поделки или аксессуара, выкроить и произвести сборку
Изготовить коллаж из лоскутков тканей.
Выполнять аппликации в различных техниках ручной аппликации.
Изготовить игрушку подушку с использованием техник объемного лоскутного шитья.
Изготовить панно из шерсти "Времена года".
Выполнить цветок методом мокрого валяния.
Плести многоцветные фенечки по схемам.
Изготовить самостоятельно сувенир из бисера.
Изготовить браслет из атласных лент, используя схему.
6 Вариативный блок. Подготовка и проведение выставок. 5 Участвовать в выставках
ДПИ различного уровня (городского, областного, всероссийского и международного), различных форм участия (очной и заочной).
Итого 105 Учебно – методическое обеспечение программы.
Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащегося, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве познавательной деятельности педагога и обучаемых, уяснении учащимися знаний, овладении умениями и навыками.
Методы, используемые для реализации программы "Дизайн и мода":
комплексный метод
метод применения образных моделей
опросный метод
система усложняющихся творческих заданий (методический принцип);
наглядно - образный метод
Материально – техническое обеспечение программы.
1. Швейные машины, оверлок, отпариватель, утюг, гладильная доска, булавки, нитки, иголки, ножницы, лекала, манекен для моделирования, манекен ростовой.2. Рабочая коробка ребенка. В ней находятся иглы, ножницы, кисти, отрезы тканей, конверт с выкройками и прочее.
3. Демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые изделия, образцы рисунков и эскизы.
4. Расходные материалы: лоскуты тканей, ленты, краски, канцтовары, клей ПВА, клей Момент, бумага, краски по ткани и прочее.
5. Помещение не менее 12 квадратных метров (согласно СанПиН 2.4.2.1178-02). Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях - высота помещения не ниже 3 метров, хорошо проветривается, светлое и отвечает всем санитарно - гигиеническим нормам.
6. Программное обеспечение: компьютер, много функциональное устройство, электронная библиотека типовых, авторских, примерных программ по профилю образовательной программы дополнительного образования детей, сборников учебно-методических пособий и материалов.
Календарно-тематическое планирование (7 класс)
№ дата тема,
форма проведения
элемент содержания
по плану по факту Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
1 01.10.2015
02.10.2015 01.10.2015
02.10.2015 Инструктаж по технике безопасности.
теория (2 часа) Знакомство с правилами внутреннего распорядка.
Тема 2. Дизайн (9 часов).
1 06.10.2015
08.10.2015
09.10.2015
13.10.2015
15.10.2015
16.10.2015
20.10.2015
22.10.2015
23.10.2015 06.10.2015
08.10.2015
09.10.2015
13.10.2015
15.10.2015
16.10.2015
20.10.2015
22.10.2015
23.10.2015 Основные виды дизайна.
теория (2 часа)
практика (7 часов) Основные понятия дизайна, объекты и предметы дизайна.
Тема 3.Основы построения общей композиции. Предметный дизайн (15 часов).
1 27.10.2015
29.10.2015
30.10.2015 27.10.2015
29.10.2015
30.10.2015 Понятие о композиции.
теория (1 час)
практика (2часа) Понятие и законы композиции.
2 10.11.2015
12.11.2015
13.11.2015
17.11.2015
19.11.2015
20.11.2015 10.11.2015
12.11.2015
13.11.2015
17.11.2015
19.11.2015
20.11.2015 Цветоведение.
теория (2 час)
практика (4 часа) Понятие о цвете.
3 24.11.2015
26.11.2015
27.11.2015 24.11.2015
26.11.2015
27.11.2015 Виды орнаментов.
теория (2 часа)
практика (1 час) Общая классификация орнаментов.
4 01.12.2015
03.12.2015
04.12.2015
01.12.2015
03.12.2015
04.12.2015
Построение орнамента в круге,квадрате, в полосе.
теория (1 час)
практика (2 часа) Виды орнаментов по форме и жанру.
Тема 4. Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна (29 час).
1 08.12.2015
10.12.2015
11.12.2015
15.12.2015
08.12.2015
10.12.2015
11.12.2015
15.12.2015
Предметный дизайн на примере декупажа.
теория (2 часа)
практика (2 часа) Понятие декупаж, история возникновения, оформление предмета на выбор.
2 17.12.2015
18.12.2015
22.12.2015
24.12.2015
25.12.2015
29.12.2015
14.01.2016
15.01.2016
19.01.2016
21.01.2016
22.01.2016
26.01.2016
17.12.2015
18.12.2015
22.12.2015
24.12.2015
25.12.2015
29.12.2015
14.01.2016
15.01.2016
19.01.2016
21.01.2016
22.01.2016
26.01.2016
Предметный дизайн на примере росписи по ткани.
теория (4 часа)
практика (8 часов) Особенности росписи по ткани, применение техники росписи в аксессуаре для коллекции.
3 28.01.2016
29.01.2016
02.02.2016
04.02.2016
05.02.2016
09.02.2016
11.02.2016
12.02.2016
16.02.2016
18.02.2016
19.02.2016
25.02.2016
26.02.2016
28.01.2016
29.01.2016
02.02.2016
04.02.2016
05.02.2016
09.02.2016
11.02.2016
12.02.2016
16.02.2016
18.02.2016
19.02.2016
25.02.2016
26.02.2016
Предметный дизайн на примере вышивки: нитями, лентами, бисером.
теория (3 часа)
практика (10 часов) История искусства вышивания, выполнение проверочной работы.
Тема 5. Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (45 часов).
1 01.03.2016
03.03.2016
04.03.2016
10.03.2016
11.03.2016
15.03.2016
17.03.2016
18.03.2016
22.03.2016
24.03.2016
01.03.2016
03.03.2016
04.03.2016
10.03.2016
11.03.2016
15.03.2016
17.03.2016
18.03.2016
22.03.2016
24.03.2016
Ручное шитье.
теория (2 часа)
практика (8 часов) История швейного мастерства, материалы для шитья. Технология ручных швов.
2 25.03.2016
25.03.2016
29.03.2016
31.03.2016
01.04.2016
05.04.2016
07.04.2016
08.04.2016
12.04.2016
14.04.2016 25.03.2016
25.03.2016
29.03.2016
31.03.2016
01.04.2016
05.04.2016
07.04.2016
08.04.2016
12.04.2016
14.04.2016 Лоскутное ручное шитье (пэчворк). Аппликация из фетра.
теория (2 часов)
практика (8часов) Понятие «лоскутное шитье», виды лоскутных техник.
3 15.04.2016
19.04.2016
21.04.2016
21.04.2016
22.04.2016
26.04.2016
28.04.2016
29.04.2016
03.05.2016
05.05.2016
06.05.2016 15.04.2016
19.04.2016
21.04.2016
21.04.2016
22.04.2016
26.04.2016
28.04.2016
29.04.2016
03.05.2016
05.05.2016
06.05.2016 Валяние шерсти (фелтинг).
Плоскостные и объемные рельефные изделия.
теория (4 часа)
практика (7 часов) История техники валяния, цветочные композиции из войлока.
4 10.05.2016
12.05.2016
13.03.2016
17.05.2016
19.05.2016
19.05.2016
20.05.2016
24.05.2016
26.05.2015
27.05.2015 10.05.2016
12.05.2016
13.03.2016
17.05.2016
19.05.2016
19.05.2016
20.05.2016
24.05.2016
26.05.2015
27.05.2015 Плетение.
теория (4 часа)
практика (10 часов) История плетения фенечек и бисероплетения. Изготовить браслет.
Тема 6. Вариативный блок (5 часов).
1 Подготовка и проведение выставок.
практика (5 часов) Участие в выставках и конкурсах различного уровня.