дополнительная образовательная программа Мода и дизайн (8 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
Утверждаю:Программа принята к работе
Директор МБОУ «СОШ№94» педагогическим советом
____________ Н.И. ГранкинаМБОУ «СОШ №94»
Приказ №__ от «__»___20__г.Протокол №____
от «___»____________20__г.
Программа рассмотрена наметодическом объединении
учителей ________________
________________________
Протокол №__ от «__»__20__г.

Рабочая образовательная программа
по теме
«Дизайн и мода»
8 класс
Составитель программы:
учитель МБОУ «СОШ № 94»
Максимцева Регина
Александровна
Новокузнецк,2014
Пояснительная записка
Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета.
В условиях повышения человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет и работает человек. Создание промышленных изделий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуатационным характеристикам, не может быть осуществлено без дизайнера в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом. В этой связи особую значимость приобретает прохождение программы “ Дизайн и мода”, который является составной частью эстетической и трудовой подготовки учащихся. В процессе преподавания - курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий (комбинированный урок, конференция, круглый стол, индивидуальные и групповые беседы, экскурсии) и методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.). Программа рассчитана на учащиеся 8 классов. Настоящая программа разработана на 34 часа и рассчитана на 1 год обучения.
Основная цель программы:
- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного); в мире современных профессий, связанных с художественными знаниями;
- познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям; показать перспективность художественных знаний с точки зрения экономической эффективности;
- дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Предполагаемый курс направлен на решение следующих задач:
способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса;
дать школьникам первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека;
ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
ознакомить с основными методами художественного проектирования;
повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;
сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т. д.)
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
1.«Дизайн и мода – что это такое?»
2.Рекламный и полиграфический дизайн.
3.Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох.
4.Ландшафтный дизайн
Тематический план
программы «Дизайн и мода»
8 класс
( 1 час в неделю, всего 34 часа в год)
№ Название разделов, темы Всего часов
1 «Дизайн и мода – что это такое?» 9 часов
2 Рекламный и полиграфический дизайн. 7 часов
3 Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. 11 часов
4 Ландшафтный дизайн 7 часов

Всего 34 часа
9 часов
7 часов
11 часов
7 часов
Требования к знаниям и умениям учащихся 8 классов:
учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;
- о декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;
- об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;
- о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;
- о правилах составления проектов;
- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;
- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;
- об истории развития садово-паркового искусства;
уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, роспись и т. п.);
- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в своих пластических работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Календарно-тематическое планирование
Название разделов, название тем
Примечание
«Дизайн и мода – что это такое?» ( 9 часов)
Вводное занятие. «Дизайн и мода – что это такое?» Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
История возникновения и развития дизайна.

Современные направления моды и виды дизайна.
Особенности творчества художника и дизайнера.

Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера.
Средства выражения графического дизайна.
Мода. Стилистика.
Мода и бизнес. Профессии моды. Рекламный и полиграфический дизайн. (7 часов)
10.Рекламный дизайн.
11. Создание вывесок, рекламных щитов для социума. 12.Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта. 13.Полиграфический дизайн.

14.Помощь в оформлении школьной газеты.
15.Фотография в современном дизайне.
16.Мир открыток. III.Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. (11 часов)
17. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим) 18.Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика) 19.Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения 20.Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко 21.Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо 22.Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма 23.Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир 24.Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики 25Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна 26Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.) 27. Знакомство с творчеством знаменитых мастеров: Чарльз Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор, Ив-Сен Лоран, Кристиан Лакруа, Джон Гальяно. IV.Ландшафтный дизайн. ( 7 часов)
28.Значение декоративного оформления участка. 29.Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве. 30.Альпийские горки. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения. 31. Многообразие профессий в области дизайна. 32.Статуи в ландшафтном дизайне. 33.Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. 34. Изготовление макета мини-участка. Защита проекта.
Подведение итогов года.
Всего часов: 34 часа
Содержание дополнительной образовательной программы
«Дизайн и мода»
Раздел: «Дизайн и мода – что это такое?» (9 часов)
Тема: Вводное занятие. «Дизайн и мода - что это такое?»
Дизайн и мода — что это такое? Возникновение дизайна. Развитие декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Тема: Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные выразительные средства в художественном конструировании (начальное ознакомление). Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их признаки.
Содержание тем:
Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных объектов дизайна (в натуре и по фотографиям, репродукциям) — предметов быта (телефон, утюг и т. д.), архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид зданий) , средств передвижения (легковые автомашины).
Тема: «История возникновения и развития дизайна.
История зарождения и развития дизайна в России и в мире.
Форма — формообразование — композиция.
Тема: Современные направления моды и виды дизайна».
Стиль и мода в художественном конструировании, современные проблемы дизайна в России и за рубежом.
Содержание тем:
Разработка проектов сувениров. Изготовление кусудамы.
Тема: «Особенности творчества художника и дизайнера».
Формообразующие, функциональные и эргономические требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа строения формы предметов. Органичность и целостность формы. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства.
Содержание темы:
Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) макета упаковки для овощей, фруктов, ягод, мороженого (индивидуальные и коллективные работы).
Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек, состоящих из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.).Тема: «Графический стиль - основа профессионального творчества дизайнера».
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Содержание темы:
Выполнение натюрморта в графическом стиле или с помощью бумагопластики.
Тема: «Средства выражения графического дизайна».
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Содержание темы:
Выполнение рисунка в технике «граттаж».
Тема: Мода. Стилистика.
Содержание темы:
Модные тенденции в дизайне. Особый и индивидуальный стиль художника-дизайнера.
Цветовые направления в моде.
Тема: Мода и бизнес. Профессии моды.
Раздел: «Рекламный и полиграфический дизайн». (7 часов)
Тема: «Рекламный дизайн.
Многообразие современной материально-вещной среды. Плоскостная композиция вдизайне.
Тема: Создание вывесок, рекламных щитов для социума».
Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Содержание тем:
Выполнение эскиза на свободную или заданную тему.
Тема: «Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта».
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Содержание темы:
Выполнение шрифтовых композиций (название учебного предмета, учебного кабинета и т. п.).
Тема: «Полиграфический дизайн».
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Содержание темы:
1) макет разворота или обложки книг;
2) макет разворота журнала.
Тема: «Помощь в оформлении школьной газеты».
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката.
Содержание темы:
Выполнение макета плаката.
Тема: «Фотография в современном дизайне».
Художественно-композиционные моменты в съемке.
Выбор объекта съемки — это искусство видения. Идея художника и съемка.
Свет — изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте — постановочный, в пейзаже — природный. Передача светоцветового состояния природы — средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа.
Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность».
Графическое искусство черно-белой фотографии.
Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение. Грамота портретной съемки: определение точки и места съемки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.
Содержание темы:
расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения;
начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом»; поиск и подбор в «Мой фотоальбом» пейзажных и натюрмортных черно-белых и цветных фотографий (найденных в журналах, сделанных кем-то или собственных), а также их анализ и обсуждение с точки зрения решения художественно-композиционных и светоцветовых задач;
фотосъемка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съемки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съемке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой и т. д.);
съемка пейзажа: решение композиционных и цвето-световых задач при съемке пейзажа, передача настроения в пейзаже.
фотосъемка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах;
оперативная фотосъемка человека в момент какого-либо действия.
Тема: «Мир открыток».
Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве поздравительной открытки.
Содержание темы:
Изготовление поздравительной открытки.
Раздел: Особенности архитектуры, интерьера и одежды разных эпох. (11 часов)
Тема: Особенности архитектуры, интерьера и одежды Древнего мира (Египет, Др. Греция, Др. Рим)
Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Содержание темы:
выполнение эскизов одежды, украшений (браслетов, ожерелий) по мотивам декоративного искусства Древнего Египта;
создание папки-раскладушки.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика)»
Особенности архитектуры, интерьера и одежды Средневековья (Романский стиль, Готика).
Содержание темы:
Выполнение витражной композиции (роспись по стеклу).
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Возрождения»
Одежда, костюм, как знак положения человека в обществе и его намерений, его роли.
Содержание темы:
Индивидуально-коллективная работа — создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко»
Барокко, как один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве XVI — середины XVIII в. Изучение дворцово-парковых ансамблей: храмы XVII в. Московского Кремля, Большой дворец в Петергофе (Петродворце), Зимний дворец в Петербурге, павильон «Эрмитаж»; Большой (Екатерининский) дворец в Пушкино (Царском Селе). Рассматриваются интерьеры дворцов Кремля, Зимнего дворца, ограды Петербурга. Особенности архитектуры, интерьера и одежды Барокко.
Содержание темы:
Выполнение эскиза (копирование) мебели стиля барокко.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды Рококо».
Иллюзорность, идиллический мир театральной игры стиля Рококо.
Содержание темы:
Рисование (повтор) мотивов рокайля.
Рисование (повтор) акварелью цветочных декоративных мотивов в колорите рококо (легкие, изящные букетики, бантики, гирлянды).
Копирование цветочной росписи с фарфоровых изделий стиля рококо из собрания музея керамики в Кусково.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Классицизма».
Классицизм, как художественный стиль в европейском искусстве XVII — начала XIX в.
Изделия из камня. Петербургские гранильные фабрики. Работы Я. Коковкина и Г. Налишова на гранильных фабриках. Применение ценных пород камня в отделке дворцовых интерьеров. Проекты декоративных ваз из камня.
Содержание темы:
Выполнение эскиза замка в стиле классицизма.
Выполнение эскиза вазы (фарфоровой и каменной) в стиле классицизма.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды стиля Ампир»
Мебель. Русский ампир — эпоха расцвета отечественного мебельного искусства.
Наиболее важные центры мебельного производства (мастерские при усадьбах в Останкине и Архангельском).
Содержание темы:
Разработка серии эскизов по мотивам русского ампира в мебели. Стол, стулья, кресло (белый цвет, золочение).
Оформление интерьеров дворцов. Создание проектов мебели, декоративных ваз, осветительных приборов.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики»
Особенности архитектуры, интерьера и одежды в стиле Эклектики.
Содержание темы:
Выполнение эскиза интерьера.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна»
Особенности архитектуры, интерьера и одежды эпохи Модерна.
Содержание темы:
Зарисовки архитектурных ансамблей в стиле Модерн.
Тема: «Особенности архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай -тек и др.)»
История архитектуры, интерьера и одежды XX века (конструктивизм, минимализм, хай-тек и др.)
Содержание темы:
Проектная разработка города будущего (и его отдельных фрагментов). Коллективная работа.
Тема: Знакомство с творчеством знаменитых мастеров: Чарльз Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор, Ив-Сен Лоран, Кристиан Лакруа, Джон Гальяно.
Раздел: «Ландшафтный дизайн» (7 часов )Тема: «Значение декоративного оформления участка».
Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность.
Тема: «Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве».
Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву-« Многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые и др.
Содержание темы:
Составление ассортимента древесно-кустарниковых и травянистых растений для озеленения пришкольного участка.
Тема: «Альпийские горки». «Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения»
Понятие об альпийских горках. Декоративность: размер и форма. Общие сведения. .Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, газоны. Массивы, рощи, групповые и одиночные посадки, аллеи, живые изгороди, вертикальное озеленение.
Содержание темы:
Проектирование цветочного оформления на фоне газона. Создание эскизов и макетов альпийских горок. Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.
Тема: Многообразие профессий в области дизайна. Дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востребованность и т. д.
Тема: «Статуи в ландшафтном дизайне».
Статуи в ландшафтном дизайне. Садово-парковый дизайн известных дворцов России и зарубежья.
Содержание темы:
Зарисовка известных парковых статуй.
Тема: «Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках».
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников. Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга, других городов.
Содержание темы:
Создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из сложенной цветной бумаги.
Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Тема: «Изготовление макета мини-участка. Защита проекта. Подведение итогов года».
Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.), специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.
Содержание темы:
Составление проекта озеленения территории.
Варианты: пришкольного участка, подхода к административному зданию, зоны «тихого» отдыха в парке с использованием специального обозначения.
Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.

Методическое обеспечение программы.
Весь курс делится на беседы и практические работы и рассчитан на 1 ч в неделю. Как правило, беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ — все зависит от темы задания и задач всего курса в данном классе. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварельными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы, пластилин, обрезки фанеры и другие природные материалы. Но в основном для эскизов, моделей и макетов применяют бумагу, картон, гуашевые краски, тушь. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций, коллажей. Очень важно на занятиях художественным конструированием активно использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках труда, изобразительного искусства и черчения.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к дизайну следует как можно чаще организовывать экскурсии к памятникам архитектуры, в центры народного творчества, на выставки различных технических средств связи, автомобилей, мебели, бытовых предметов и т. п.
Многие учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных конструкций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.
Список литературы.
Рекомендуемая литература для педагога:
Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. — М., 1982.
Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. — М., 1972.
Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988.
Графический дизайн США. — М., 1989.
Джексон Джун. Поделки из бумаги. — М., 1979.
Клике Р. Р. Художественное проектирование экспозиции. — М., 1978.
Минервин Г. Б., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. — М., 1981.
Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 1994.
Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художественном конструировании. — М., 1984.
Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. — М., 1974.
Сомов Ю. С. Композиция в технике. — М., 1987.
Устинов А. Г. Дизайн в японской школе // Техническая эстетика. — 1988. — № 6.
Холмянский Л. М. Макетирование и графика в художественном конструировании. •— М., 1978.
Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. — М., 1985.
Художественное проектирование / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. - М., 1979.
Цыганкова Э. У истоков дизайна. — М., 1977.
Овчаренко Л. А. История костюма. Основы проектирования. – Волгоград, 2006.
Сборник программ по курсу «Изобразительное искусство». – М., Дрофа, 2001.
Рекомендуемая литература для учащихся:
Нерсесов Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М., 1998.
Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. — М., 1982.
Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988.
Джексон Джун. Поделки из бумаги. — М., 1979.
Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 1994.
Пузанов В. И., П е т р о в Г. П. Тексты в художественном конструировании. — М., 1984.
Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. — М., 1974.
Холмянский Л. М. Макетирование и графика в художественном конструировании. — М., 1978.
Холмянский Л. М., ЩипановА. С. Дизайн. — М., 1985.