Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Ландшафтный дизайн


Управление образования Администрации Кулебакского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саваслейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Рекомендовано Утверждено
на заседании МО к работе приказом директора
Протокол № 1 педсоветом № 1 МБОУ Саваслейской
от 29.08.2015 г. от 29.08.2015 г. СОШ
№ 36 от 31.08.2015 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ландшафтный дизайн»
Возраст детей с 13 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: Синаева Елена Витальевна,
педагог дополнительного образования
с.Саваслейка
2015 год
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………..…… 3
Содержание программы…………………………………………… . 3
Календарный учебный график……………………………………... 8
Учебный план……………………………………………………...… 8
Рабочая программа…………………………………………………... 8
Оценочные материалы………………………………………………. 10
Методические рекомендации……………………………………….. 11
Литература…………………………………………………………... 14
Приложения ………………………………………………………….15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сад — это попытка создания идеального мира
взаимоотношений человека с природой.
Поэтому сад представляется... раем на земле, Эдемом.
Д. С. Лихачев. Поэзия садов
Программа «Ландшафтный дизайн» составлена на основе программы О.В. Ручкиной «Основы цветоводства и ландшафтного дизайна», Н.И. Агриковой «Ландшафтный дизайн с элементами проектирования».
Актуальность программы.
Нижегородское Поволжье – регион, благоприятный для занятия цветоводством и ландшафтным дизайном. Специалисты этой отрасли дизайна в настоящее время становятся все более востребованными.
В условиях профилизации обучения данная программа позволит учащимся выбрать индивидуальную образовательную траекторию, удовлетворит познавательные интересы школьников, поможет им утвердиться в своем выборе. Возможно, что для кого-то из обучающихся этот вид деятельности в будущем станет профессией и они продолжат обучение в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Знания, полученные учащимися, могут быть применены ими в своей повседневной жизни и для облагораживания территории вокруг школы.
Направленность программы: естественнонаучная
В курсе «Ландшафтный дизайн» углубленно изучаются разделы «Цветоводство» и «Дизайн сада», не входящие в обязательную программу. Более подробно представлены разделы «Выращивание цветов» и «Цветоводство открытого грунта», изучаются циклы развития цветов, правила ухода за ними и защиты их от вредителей и болезней.
Учащиеся знакомятся с элементами оформления сада и его озеленения, создания цветников. Большое место в программе отведено практическим занятиям. Обучающиеся совершенствуют навыки работы с техникой выращивания садовых и комнатных растений, овладевают умениями дизайнерского оформления участка, овладевают умениями размножения плодово-ягодных культур методом окулировки, совершенствуют навыки работы с учебной и научно-популярной литературой, а также умения составлять проекты различного характера. Учащиеся смогут оценивать результаты экспериментов, сравнивая их с уже имеющимися в науке.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель программы:
расширение ботанических знаний учащихся, приобретение ими научных основ выращивания комнатных растений в интерьере, ознакомление их с основами ландшафтного дизайна.
Задачи программы:
Обучающие:
освоение учащимися специальных знаний – изучение основ композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна, значения распространенных понятий и терминов
знакомство с компьютерными программами, которые используются в ландшафтном дизайне, в том числе для создания эскизных вариантов озеленения
развитие умений и навыков в разработке графических решений планирования сада при оформлении чертежей и эскизов.
Воспитательные:
расширение представлений учащихся об окружающем мире;
формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;
воспитание бережного отношения к природе.
Развивающие:
формирование у воспитанника способности к самореализации;
стимулирование его творческой и познавательной активности;
выработка у ребенка умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку;
познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данной профессии;
дать возможность учащемуся проявить себя и добиться успеха.
Режим работы
Год обучения Всего часов Перерыв между занятиями
В день В неделю 2015-2016 уч.год 2 часа 2 часа 10 минут
ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
12 –16 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость. У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижения. Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость. Подростки могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.
Ожидаемые результаты
Расширение ботанических знаний учащихся, приобретение ими научных основ выращивания комнатных растений в интерьере, ознакомление их с основами ландшафтного дизайна.
В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания по биологии основных видов культурных, лекарственных, дикорастущих растениях, способах их выращивания, ухода за ними и применения в жизни человека.
Учащиеся должны знать:
основные этапы работы по созданию дизайна садового участка
стили оформления сада;
основные компоненты ландшафта;
элементы садового дизайна;
основные правила дизайна участка;
виды садовых дорожек;
виды газонов, способы их создания;
жизненные формы растений и их применение в оформлении участка;
виды цветников, приемы их оформления; виды сооружений из природного камня.
Учащиеся должны уметь:
составлять план садового участка,
выбирать ограждения для участка,
выбирать материал для дорожек,
выбирать цветочные культуры для непрерывного цветения,
уметь проводить окулировку плодовых деревьев, формировать клумбы различных видов,
применять различные растения и декоративные элементы в оформлении ландшафта.
ухаживать за газонами и цветниками;
работать с разнообразными источниками информации для подготовки проектов и творческих работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ « ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН».
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ. ОБЪЕМ 74 ЧАСА.
Тема 1. Цветковые растения (8 ч.)
Цели и задачи изучаемого курса. Историческая справка о развитии цветоводства в России. Значение цветов в жизни человека. Благоустройство сада.
Цветковое растение и его органы. Плоды и семена.
Размножение и его значение. Способы размножения. Вегетативное размножение. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Размножение растений семенами.
Многообразие цветковых растений. Классы двудольные и однодольные растения.
Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений.
Практические работы:
Размножение растений вегетативным способом (черенкование растений).
Определение жизнеспособности семян методом окрашивания.
Экскурсия.
Ознакомление с цветковыми растениями разных местообитаний, с осенними явлениями в жизни растений.
Тема 2. Подготовка почвогрунта (6 ч.)
Почва, ее значение для жизни растений. Виды почв, состав почв. Садовые земли, их характеристика. Органические и минеральные удобрения, их характеристика. Подкормка цветочных культур.
Практическая работа.
Микрохимический анализ золы растений.
Тема 3. Выращивание цветов (12 ч.)
Закаливание растений. Посадка и пересадка растений. Полив, прореживание, рыхление, мульчирование, опрыскивание, подкормка, подвязка растений. Защита растений от вымерзания и выпаривания. Защита растений от болезней и вредителей.
Летники, их общая характеристика. Сроки посева основных летников. Систематическое положение, агротехника основных летников.
Двулетники, их общая характеристика. Сроки посева основных двулетников. Систематическое положение, агротехника двулетников.
Многолетники. Корневищные, луковичные многолетники. Характеристика многолетников, агротехника их размножения, выращивания и ухода, использование в зеленом строительстве.
Розы. Классификация садовых роз. Биологические особенности посадки роз. Уход за розами.
Практическая работа.
Применение настоев и отваров в борьбе с вредителями растений.
Тема4. Элементы оформления сада (16 ч.)
Основные стили оформления сада. Типы планировки сада (круговые мотивы, диагональные тип, прямоугольный тип.) Дизайн участка. Оформление веранд, балконов, террас. Палисадники.
Практическая работа.
Создание проекта «Планировка садового участка».
Дизайн садового участка.
Тема 5. Садовое покрытие (8 ч.)
Виды и стили садовых дорожек. Художественное мощение. Садовые лестницы. Цветовое сочетание.
Практическая работа.
Создание проекта «Садовое покрытие».
Тема 6. Цветовое решение участка (2 ч)
Воздействие цвета и его сочетаний на человека. Влияние цвета на психику человека. Растения с душистыми цветками и неприятным запахом. Сочетания цветов.
Тема 7. Газоны (2ч)
Типы газонов (партерный, игровой, обыкновенный газон, мавританский). Способы создания газонов (рулонный, посев семенами), уход за газоном.
Тема 8. Цветники (10 ч.)
Виды цветников, их характеристика, способы их создания, уход за ними.
Практическая работа.
Создание проекта «Цветник в моем саду».
Тема 9. Вертикальное озеленение (4 ч.)
Виды растений, применяемых для вертикального озеленения. Опоры. Садовые стены. Виды растений, применяемых для вертикального озеленения. Лианы. Опоры, решетки. Садовые стены.
Ландшафт в миниатюре. Зимние сады, сады на крыше. Сад на подоконнике. Бонсай. Традиции и современность. Элементы ландшафтного дизайна в оформлении городских улиц.
Тема 10. Фонтаны (2 ч.)
Водные устройства. Водоемы, водопады, ручьи. Материалы, необходимые для устройства водоемов и сухих ручьев. Приемы освещения фонтанов, каскадов и других элементов сада. Разработка эскизов собственных идей.
Тема 11. Оформление границ сада (4 ч.)
Практическая работа.
Создание проекта «Мой сад».
В объединение дети принимаются по заявлению родителей, учитывая их интересы и возраст.
Возраст обучающихся с 12 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
В группе – 15 человек.
Календарный учебный график
м сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
н 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37
1 год 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год
№ Тема занятий Всего часов
1 Цветковые растения 8
2 Подготовка почвогрунтов 6
3 Выращивание цветов 12
4 Элементы оформления сада 16
5 Садовое покрытие 8
6 Цветовое решение участка 2
7 Газоны 2
8 Цветники 10
9 Вертикальное озеленение 4
10 Фонтаны 2
11 Оформление границ сада 4
ВСЕГО 74 часа
5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебно-тематический план
№ темы Разделы и темы Теория Практика
1 Цветковые растения 4 4
2 Подготовка почвогрунтов 4 2
3 Выращивание цветов 6 6
4 Элементы оформления сада 6 10
5 Садовое покрытие 4 4
6 Цветовое решение участка 2 7 Газоны 2 8 Цветники 4 6
9 Вертикальное озеленение 2 2
10 Фонтаны 2 11 Оформление границ сада 2 2
Всего: 74 часа 38 36
Календарно-тематическое планирование
№ Разделы и темы Кол-во часов По плану коррекция
Цветковые растения 8 ч. 1-2 Органы цветкового растения. Классификация цветковых растений 3-4 Размножение цветковых растений. Семенное размножение 5-6 Вегетативное размножение цветковых растений 7-8 Определение жизнеспособности семян методом окрашивания Подготовка почвогрунтов 6 ч. 9-10 Почва, ее подготовка 11-12 Применение удобрений 13-14 Микрохимический анализ золы растений Выращивание цветов 12 ч. 15-16 Высадка цветочных растений в грунт 17-18 Уход за цветочными растениями. Сохранение цветочных растений зимой 19-20 Защита цветочных растений от вредителей и болезней. Приготовление настоев и отваров 21-22 Красивоцветущие летники 23-24 Двулетники 25-26 Многолетники. Розы Элементы оформления сада 16 ч. 27-28 Стили оформления сада 29-30 Типы планировки сада 31-32 Дизайн участка 33-34 Палисадники 35-36 Балконы 37-38 Веранды 39-40 Планировка садового участка 41-42 Дизайн садового участка Садовое покрытие 8 ч. 43-44 Виды и стили садовых дорожек 45-46 Виды садовых дорожек 47-48 Декоративное оформление дорожек 49-50 Садовое покрытие Цветовое решение участка. 2 ч 51-52 Цветовое решение участка Газоны 2 ч. 53-54 Типы газонов. Способы создания газонов и уход за ними Цветники 10 ч. 55-56 Партерный цветник. Солитер 57-58 Групповая посадка цветов. Вазоны 59-60 Рабатка 61-62 Клумба. Рокарий 63-64 Цветник в моем саду Вертикальное озеленение 4ч. 65-66 Выбор растений 67-68 Изготовление опор Фонтаны 2 ч. 69-70 Фонтаны Оформление границ сада 4 ч. 71-72 Живые изгороди. Садовые цветы 73-74 Проект «Мой сад» Итого 74 ч 6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
Цель входного контроля — диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися.
Цель промежуточного контроля — проверка освоения образовательной программы. Формы оценки: текущие тестовые задания, устный опрос, творческие задания, проектная деятельность.
Цель итогового контроля — освоение образовательной программы.
Формы контроля:
устный опрос;
проектные работы по основным пройденным темам ;
практические занятия.
Форма поощрения
словесная, знания оцениваются в устной форме по бальной системе: хорошо, отлично;
наглядно-демонстративная (участие в конкурсах);
материальная (грамоты, призы за участие в конкурсах, право делать работы для себя и для дома).
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Тема, занятие Форма занятий Приёмы и методы организации УВП Методический и дидактический материал Техничес-кое оснащение Форма подведения итогов
Цветковые растения 1-2 Органы цветкового растения. Классификация цветковых растений Лекция, беседа Коспектирование, работа с учебной литературой Справочная и методическая литература Таблицы беседа
3-4 Размножение цветковых растений. Семенное размножение Лекция, практическая работа. Практическая работа Справочная и методическая литература Оборудование для посадочных работ Беседа
5-6 Вегетативное размножение цветковых растений Практическая экспериментальная работа Практическая работа Справочная и методическая литература Посадочное оборудование беседа
7-8 Определение жизнеспособности семян методом окрашивания Лекция, практическая работа Лабораторная работа Справочная и методическая литература Набор хим. Посуды и реактивы Лаб.раб.
Подготовка почвогрунтов 9-10 Почва, ее подготовка Лекция, практическая работа Практическая работа Справочная и методическая литература Рабочий инструмент Создание запаса почвогрунта
11-12 Применение удобрений Беседа, практическая работа Практическая работа, конспектирование Справочная и методическая литература Коллекции минеральных удобрений Изучение коллекции удобрений
13-14 Микрохимический анализ золы растений Практическая экспериментальная работа Практическая работа Справочная и методическая литература Набор хим. посуды для сжигания твёрдых веществ, технохимические весы, растительная зола Практ.деят.
Выращивание цветов 15-16 Высадка цветочных растений в грунт Практическая работа Практическая работа Справочная и методическая литература Посадочное оборудование Беседа
17-18 Уход за цветочными растениями. Сохранение цветочных растений зимой Беседа, практическая работа Практическая работа Справочная и методическая литература Рабочий инструмент Беседа
19-20 Защита цветочных растений от вредителей и болезней. Приготовление настоев и отваров Лекция Конспектирование Справочная и методическая литература Комнатные растения Презентация
21-22 Красивоцветущие летники Лекция, практическая работа Конспектирование, практическая работа Справочная и методическая литература Комнатные растения Презентация
23-24 Двулетники Беседа, практическая работа Конспектирование, практическая работа Справочная и методическая литература Комнатные растения
беседа
25-26 Многолетники. Розы Лекция Конспектирование Справочная и методическая литература Комнатные растения Беседа
Элементы оформления сада
27-28 Стили оформления сада Лекция, презентация Конспектирование Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
29-30 Типы планировки сада Лекция, беседа презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
31-32 Дизайн участка Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
33-34 Палисадники Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор презентация
35-36 Балконы Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор презентация
37-38 Веранды Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
39-40 Планировка садового участка Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
41-42 Дизайн садового участка Лекция, презентация. Практическая работа Презентацияпрактическая работа Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
Садовое покрытие 43-44 Виды и стили садовых дорожек Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
45-46 Виды садовых дорожек Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор презентация
47-48 Декоративное оформление дорожек Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
49-50 Садовое покрытие Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор презентация
Цветовое решение участка. Газоны 53-54 Типы газонов. Способы создания газонов и уход за ними Лекция, презентация Презентация, конспектирование Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
Цветники 55-56 Партерный цветник. Солитер Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
57-58 Групповая посадка цветов. Вазоны Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
59-60 Рабатка Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор презентация
61-62 Клумба. Рокарий Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
63-64 Цветник в моем саду Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
Вертикальное озеленение 65-66 Выбор растений Лекция, презентация Презентация, практическая работа Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
67-68 Изготовление опор Лекция, презентация Презентация, конспектирование Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
Фонтаны Оформление границ сада 71-72 Живые изгороди. Садовые цветы Лекция, презентация презентация Справочная и методическая литература Медиапроектор беседа
73-74 Проект «Мой сад» Проектная деятельность Проектная деятельность, проектирование садового участка Справочная и методическая литература презентация
Для реализации программы используется дидактический материал:
технические средства обучения (видео, аудиоаппаратура и др.);
методические средства обучения (видео, аудиозаписи, методическая и учебная литература, методические разработки и др.);
объекты живой и неживой природы.
Приемы и методы организации образовательного процесса
Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
Наглядные (показ видеоматериалов, слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
Методы практической работы ;
Метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);
Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);
Проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др.материала);
Игровой метод (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения, конкурсы, путешествие, ролевые, деловые, игры-шутки, игры-минутки и т.д.)
Наглядный метод (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы; демонстрационный материал – образцы изделий; видеоматериал).
Проведение занятий с использованием:
средств искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, литературы, музыка);
активных форм познавательной деятельности (обсуждение сообщений, защита проекта, викторина, конкурс и т.д.);
психологические и социологические методы (разработка, проведение и анализ анкет, тесты, решение различных ситуаций – психология общения, деловая игра и т.д.)
Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. В учебной деятельности объединения необходимы следующие формы работы.
групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
коллективная (используется на общих занятиях).

ЛИТЕРАТУРА
для учителя:
Лазарева А.В. Цветы в саду и ландшафтный дизайн – М.: Аделант, 2001.
Мак-Кой П. Мини-сад. Архитектура. Дизайн – М.: Росмэн, 2001.
Андреев Ю.М. Освоение дачного участка – М.: Эксмо-пресс, 2001.
Бухольц К. Флористический дизайн – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Дьякова Т.Н. Цветоводство – М.: Муравей, 1997.
Тулинцев В.Г. Цветоводство для всех – СПб.: Стройиздат, 1993.
Миловиднова И.Б. Цветы вокруг нас – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1982.
Богдановская М.И. и др. Цветоводство – М., 1967.
Тавлинова Т.К. Цветы в комнате и на балконе – Л., 1977.
Герасимов С.О. Редкие комнатные растения – М., 1990.
Шклярова М.М. Лианы и ампельные растения для интерьера – М., 1975.
Табунщиков Н.П. Аранжировка цветов – Киев, 1988.
Сокольская О.Б.  История садово-паркового искусства. – М: Инфра, 2004 – 3 экз.
для обучающихся:
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях – М., 1992.
Верзилин Н.М. Путешествие с комнатными растениями – М.: Мир, 1986.
Смирнов А.В. Мир растений: рассказы о кофе, лианах, пшенице и пальмах – М., 1981.
Приложение 1.
Тест по дендрологии
1. Что относится к пирамидальным тополям?
Тополь поздний
Тополь лавролистный
Тополь китайский
Тополь Яблокова
2. Для какого типа ландшафта более всего подходят следующие определения: легкость, сквозистость, четкость, архитектурность, радостность.
Тип кедровых сосен
Еловый тип
Сосновый тип
Лиственничный тип
3. Какому виду Березы присуща медная окраска бересты
Желтая
Японская
Вишневая
4. Какие виды растений требуют плодородные почвы?
Жимолость Ольги
Чубушник Лемуана
Миндаль низкий
Ясень обыкновенный
5. Какое из перечисленных растений характеризуется наибольшим размером соцветий?
Сирень персидская.
Черемуха обыкновенная
Гортензия лазящая.
6. У какого из этих деревьев максимальная скорость роста?
Тополь черный
Береза бородавчатая
Вяз гладкий
Груша лесная
7. Какого цвета побеги Дерена белого?
Бурого
Белого
Фисташкового
Ярко красного
8. Какое из перечисленных растений характеризуется корой зеленого цвета?
Лох узколистный
Береза Шмидта
Дрок красильный
Яблоня Нездвецкого
9. Какие деревья наиболее влаголюбивы?
Береза бородавчатая
Клен татарский
Груша
Вяз гладкий
Приложение 2.
Словарь профессиональных терминов ландшафтного дизайна
Аллея — пешеходная коммуникация, ограниченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.
Альпинарий — композиция из высокогорных растений, культивируемая в условиях, приближенных к природным. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII в.
Арабеска — одноименный цветник или составная часть его, выполненная на основе геометрических узоров, используемых в партерах и клумбах.
Аранжировка — расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.
Арборетум — дендрологический сад, который предназначен для акклиматизации растений из различных климатических зон.
Ассортимент — HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/derevo.html» подбор различных видов деревьев, кустарников и HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/cvetniki.html» цветов, применяемых для HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/ozelenenie.html» озеленения данной местности или данного объекта.
Бонсай — искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.
Берсо, биндаж — сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко.
Боскет — небольшие пространства правильной геометрической формы, ограниченные экранами стриженой живой изгороди. В парках эпохи барокко они назывались кабинетами или зелеными залам.
Букетные посадки — прием формирования ландшафтных фрагментов с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого дерева, чтобы создать условия для развития боковым побегам.
HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/ozelenenie.html» Бульвар HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/ozelenenie.html» — широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.
HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/vertuoz.html» Вертикальное озеленение — озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (куполы, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.
Виридарий — HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/ozelenenie_uchastka.html» озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/cvetniki.html» клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов.
Газон — искусственный дерновой покров из многолетних злаков
В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые).
HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/gazon.html» Газон мавританский — пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.
Гирлянды — украшения из цветов, листьев или ветвей, связанных в виде длинных лент. Обычай украшать гирляндами был известен еще в Древнем Египте, затем применялся в Древней Элладе и в эпоху барокко и роккоко.
Группа — важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений.
Дендрарий — зеленый массив различных видов деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции древесных растений.
Дерновая скамья — устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада.
Загущенные посадки — прием формирования ландшафтного пейзажа с помощью HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/derevo.html» посадки деревьев на расстоянии друг от друга 1—1,5 м с целью быстрейшего создания (через два-три года) компактных насаждений. Такие насаждения в стадии формирования стволов более устойчивы и хорошо развиваются. В последующем проводится прореживание.
Икебана — в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни» и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии.
Кабинет — элемент внутренней пространственной садовопарковой композиции боскета, образованный стриженными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII—XVIII вв. большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и даже садово-парковыми сооружениями.
Кашпо — декоративное устройство из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения цветов в интерьере и на открытом воздухе.
Клумба — группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала: с середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической формой плана, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.
Кулиса — группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт.
Куртина — ландшафтное пространство, ограниченное дорожками.
Малый сад — это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с использованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5—6 га (иногда до 10 га).
Модульный сад — цветочная композиция, состоящая из элементов геометрически правильной конфигурации.
Моносад — это сад одного вида растений. К моносаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др.
Одерновка — способ устройства газонов на откосах и насыпях с крутизной склона более 30° с целью их укрепления и улучшения декоративных качеств.
Партер — открытая часть пространства, расположенная на плоском рельефе, имеющая геометрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный. В XVII— XVIII вв. партер был неотъемлемой частью дворцовых ансамблей.
Патио — внутренний двор жилого дома, обязательно оформленный зелеными насаждениями.
Поляна — свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта.
Почвопокровные — растения, которые по своим декоративным свойствам и особенностям произрастания используются в HYPERLINK «http://www.flora-life.ru/ozelenenie_dizain.html» озеленении для образования дерна на бедных, сухих почвах, на склонах, на затененных участках, насыпях, а также в различных композициях из цветов и камней.
Рабатка — представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей длинной от 1 м до 7—9 м. Ширина рабатки зависит от используемых растений и колеблется от 0,5 до 2 м.
Розариум — часть парка, сада или отдельный участок, предназначенный для посадки различных видов и сортов роз.
Рокарий — ландшафтная композиция, где декоративные растения сочетаются с камнями.
Силуэт — контурное очертание декоративных растительных группировок или отдельных растений на фоне неба или городской застройки, воспринимаемое с отдаленного расстояния.
Сквер — небольшой озелененный участок среди городской застройки (до 1 га), предназначенный для кратковременного отдыха и декоративного оформления отдельных архитектурных комплексов и городской среды.
Солитер — одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выделяющийся своей фактурой, кроной и т. п.
Солнечные часы — устройство из растений (цветов) для определения времени с помощью тени от штыря, падающей на плоскость.
Топиарное искусство — искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.
Фитонцидность — способность растений выделять летучие защитные вещества, которые губительно действуют на микробы.
Фитоценоз — совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимоотношении между собой и с условиями окружающей среды.
Цветочница — представляет собой емкость, в которую помещены композиции из растений.
Цветочная группировка — это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта, образующая правильные круги, квадраты, прямоугольники, а также неправильные геометрические фигуры.
Шпалера — ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной растительностью.
Эдификаторы — растения, характерные для данного биоценоза.
Экзот — древесное или кустарниковое растение, не встречающееся в составе местных естественных зеленых насаждений, но имеющее ценные декоративные свойства.
Экология растений — наука о взаимозависимостях и взаимодействиях между растениями и средой их обитания.