Программа летнего профильного лагеря Ландшафтный дизайн

Утверждаю:
Директор школы /В.Г.Викторов/

Отдел образования и Молодёжной политики Ядринского района
МБОУ «Большечурашевская СОШ»




Программа
летнего профильного лагеря
«Ландшафтный дизайн»








Разработчик: Рахкошкина А. Г., учитель биологии и технологии МБОУ « Большечурашевская СОШ».











с. Большое Чурашево




Паспорт программы.
Название программы: Ландшафтный дизайн.
Образовательное учреждение: МБОУ «Большечурашевская школа»
Сроки реализации программы: с 1 июня по 20 июня
Предполагаемое количество участников: 15 учащихся
Тип лагеря: профильный
Место функционирования: МБОУ «Большечурашевская школа»
Время разработки: апрель
Разработчик: учитель биологии Рахкошкина А.Г.

Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– возможностью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов для благоустройства территории школы.

Актуальность
Тема экологического образования школьников актуальна и привлекательна, трудна и необходима. Недостаточная экологическая грамотность, отсутствие практических навыков занятий и работ на природе говорят о неполноценности интеллектуального развития личности. С развитием современных технологий новое поколение людей должно научиться жить в гармонии с природой – это сохранит не только природу, но и человека, который является частью природы.
Сегодня видна необходимость использования комплексного подхода к решению проблем экологического воспитания. А именно, следует не только вооружать учащихся научно-техническими знаниями о природной среде и законах ее развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам. Лишь такое сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по озеленению и благоустройству школьного двора позволит воспитать экологически грамотного человека.
Генетически человека тянет на природу, он стремиться к общению с ней на любом уровне, от загородных прогулок до полного отказа от проживания в городской среде. Безусловно, природа прекрасна во всех своих проявлениях, но постоянно требует к себе бережного отношения. Именно в школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном подходе к природе, активном участии в труде по защите и улучшению природного сооружения, экологических исследованиях, пропаганде экологических идей, культуре профессионального труда.

Обоснование:
В нашей школе осуществляется «экологизация» внеклассной работы.
Несколько лет учащиеся проводят мониторинг состояния окружающей среды нашего микрорайона. Также был проведен социологический опрос учащихся, сделаны следующие выводы:
учащимся на современном этапе, не хватает практических навыков по озеленению и уходу за растениями на территории школьного двора, в наблюдении за объектами природы, общения с единомышленниками
ребята стремятся помогать природе, но определить этапы своей деятельности они сами не могут
В настоящее время озеленение является неотъемлемым элементом благоустройства любого населенного пункта, люди пытаются обустроить и озеленить любые свободные участки от застроек, ведь повседневное окружение городского человека составляет городская среда.
Поэтому в основу идеи данной программы легли вопросы по созданию проекта фитодизайна школьного двора.

Концепция программы
Благоустройство территории - комплекс мероприятий, которые позволяют улучшить состояние экологии участка, его соответствие санитарным и гигиеническим нормам, а также придать ему завершенный, эстетичный и привлекательный внешний вид.
В этой связи становится все более востребованным ландшафтный дизайн и озеленение территории. Именно они способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства. Что не только создаст комфортные условия, поднимет настроение, изменит в лучшую сторону отношения человека к природе.

Ландшафт – это живой организм со своими законами и правилами, и знать эти законы для грамотного "вторжения" необходимо. Невозможно изменить расположение школьного участка, но вполне реально подобрать множество растений, способных его украсить наилучшим образом. Преобразование ландшафта – это процесс многоэтапный и сложный. Он включает в себя работы по проектированию и оформлению земельного участка, проработку функциональной и эстетической взаимосвязи его компонентов: зеленых насаждений, архитектурных форм, дорожек, декоративных насаждений, клумб и т.д.
Поэтому основной целью данной программы является создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, творческое развитие каждого ребёнка, создание атмосферы уюта.
Задачи: 1.Обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды, а также продолжить развитие умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации; 2.Cпособствовать укреплению навыков экологического мышления;
3. Раскрыть творческий потенциал детей;
4. Развить различные формы общения в разновозрастных группах.

В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные знания и умения:
Условия существования растений, действие экологических факторов
Правила и способы размещения растений на пришкольном участке, требования в фитодизайне к размещению растений
Оформление результатов в виде красочных наглядных пособий.
Наблюдать и описывать деревья и кустарники, которые растут вблизи школы, устанавливать зависимость между интенсивностью растительного покрова и факторами среды
Проводить камеральную обработку результатов
Представлять результаты исследований в виде отчетов и таблиц
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления деятельности, оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 11–15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 15 человек.
Режим дня
Начало работы: 8 часов 30 минут
Конец лагерного дня: 11 часов 30 минут
8 часов 30 минут – 8 часов 40 минут - повторение правил техники безопасности
8 часов 40 минут – 11 часов 20 минут - работа по плану
11 часов 20 минут -11 часов 30 минут – подведение итогов дня
Перерыв на отдых через 45 минут работы на 10 минут.

Основное содержание программы
Территория пришкольного участка занимает достаточно большую площадь. Имеются множество зелёных насаждений, крупномеры – деревья от 4х лет и высотой от 3х метров. Зеленые насаждения являются, своего рода, живыми легкими природы. Они очищают воздух от вредных газов, пыли тяжелых металлов, подавляют шумы, создают условия для отдыха и занятий спортом. В наших условиях – ухудшения окружающей среды они способны взять на себя роль природных и биологических фильтров.
Среди множества вариантов проектирования сада одно из великолепнейших средств, находящихся в арсенале ландшафтного дизайна – создание альпийских горок, беседок. Возведение альпийских садов подразумевает создание растительной композиции, главная роль в которой отводится растениям и камням, происходящим из высокогорной климатической зоны. Из этих материалов создаются композиции, напоминающие естественный горный ландшафт.
Трудно найти более цветное, яркое, привлекательное декоративное решение, чем создание цветников. Сложно представить себе многообразие форм, линий, фактур которые можно создать с помощью цветочного оформления.
Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придадут любому участку неповторимое очарование. Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ на участке и имеет большое значение в композиционном оформлении пространства.
Дизайн цветника – это очень сложный и вместе с тем творческий процесс. Оформление цветника должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. В зависимости от назначения и месторасположения цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако хорошо спланированные насаждения привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства.
Для клумбы важно одновременное непрерывное цветение растений. В свободных посадках одна волна цветения сменяет другую, а на первом месте стоит декоративность композиции в течение продолжительного времени (с ранней весны до поздней осени). В цветниках свободных форм преимущество всегда за растениями, не теряющими своей декоративности на протяжении всего сезона, даже по окончании цветения.
Комплекс всех этих мероприятий предполагается выполнить в период летнего отдыха детей.
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
– подбор кадров, эффективную расстановку сил;
– комплектование отрядов, разработку проектной документации.
II. Организационный этап включает:
– знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря;
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– сплочение отрядов;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы, где дети:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– помогают в благоустройстве территории;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с пропагандой здорового образа жизни, тематикой экологического воспитания, выставку рисунков.
IV. Заключительный этап.
Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

Ожидаемые результаты:
Оздоровление учащихся (соблюдение режима дня, благотворное влияние пребывания на свежем воздухе);
Приобретение учащимися практических навыков в области ландшафтного дизайна;
Приобретение навыков культурного поведения в природной среде;
Обучение методам работы с цветочными растениями, «окультуривания» зелёных насаждений;
Улучшение вида территории школы;
Результативность на районном конкурсе «Лучшая школьная территория».

.
Реализация программы:


Мероприятие
Форма проведения

1
Составление расписания деятельности
Правила техники безопасности
Составление плана-схемы будущего школьного двора
1.06



2
Классификация зеленых насаждений Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений.
Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений
2. 06. Обзорная беседа. Экскурсия на пришкольный участок


3
Ландшафтный дизайн – искусство озеленения территории. Уход за питомником.
3.06 – 4.06 практическая работа



4
Знакомство с естественными ландшафтами.
6.06 –экскурсия в лес и на водоём

5
Основные принципы ландшафтного дизайна: композиция, перспектива, колористика ландшафта.
7.06 - практическая работа

6
Стили ландшафтного дизайна.
8.06 - просмотр СD и DVD дисков

7
Изучение и выбор семян растений, которые могут быть использованы для озеленения школьного двора, уход за рассадой.
9.06 - практическая работа

8
Высадка рассады цветочно – декоративных культур
10.06-11.06, 13.06 – 15.06
Практическая работа

9
Уход за декоративными кустарниками, оформление клумб
16.06 -17.06
Практическая работа

10
Создание архитектурных сооружений в ансамбле оформления школы
18.06
Работа в интернете, практическая работа

11
Уход за цветочно – декоративными культурами.
20.06
Практическая работа


12
Подведение итогов. Отчёт бригад
20.06
Итоговая конференция

Ресурсное обеспечение реализации программы.
1.Финансирование программы: 1. Обеспечивается за счёт доходов, полученных от реализации продукции, выращенной на учебно-опытном участке и школьной теплицы 2.Привлечение средств, материальных и трудовых ресурсов спонсоров. 3.Привлечение родителей в помощь реализации программы.
Основные принципы:
Добровольность.
Думай, предлагай, доказывай, действуй
Показывай пример трудолюбия на деле
Помогай товарищу.
Сей вечное доброе
Создание своеобразной композиции оформления любой территории, (особенно учитывая участие школьников) требует коллективной деятельности: у каждого учащегося свои возможности и способности. Предлагаемые нами принципы отвечают целям и задачам программы. Риски: Погодно – климатические условия: повлияет на сроки выполнения этапов программы.
Устранение рисков:
Перенос сроков выполнения программы в зависимости от погодных условий.
Литература
Андреев А. М. Новая энциклопедия садовых будней. Москва ЭКСМО 2007.
Биология в школе 1990 №2 Котов В.Н. «Лаборатория под открытым небом» с. 58-61.
Биология в школе 1997 № 1 Китаева «Однолетние цветы для бордюр» с.84-89.
Биология в школе 1998 № 3 Трофимова И.В. «Растения и камни» с.83-85
Биология в школе 2005 № 1 Трофимова А.Ф. «Дизайн-проект учебного участка» с 45-50
Журнал «Биология в школе 2009 год Оформление территории школы
Р.А.Карпионова, Т.С.Русинова, Л.П.Вавилова Садовые цветы от А до Я АСТ Астрель Москва 2005





























13PAGE 15


13PAGE 14015




яя Заголовок 115