Рабочая программа Ландшафтный дизайн


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Елизаровская основная общеобразовательная школа
Мантуровского муниципального района Костромской области
Номинация:
Авторские образовательные программы:
учебные программы – программа кружка
Тема работы:
Программа кружка
«Ландшафтный дизайн»
Автор программы:
Смирнова Наталия Александровна,
учитель биологии муниципального казённого общеобразовательного
учреждения Елизаровская основная общеобразовательная школа
Мантуровского муниципального района
Костромской области
2014 год
Обоснование актуальности темы:
«Вся в цветное наша Земля одета, качает цветки ветерок
на лету.
Тюльпаны…Нарциссы… Гвоздики…Ромашки…
Я знойного лета без Вас и представить себя
не могу».

Проблема ландшафтного проектирования является в настоящее время актуальной.
Человек издавна преобразует природную среду. Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт так, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни человека в природе.
Озеленение пришкольного участка, придомовой территории, садового участка, благоустройство различных учреждений, дачных участков, начиная от ландшафтного проектирования и до завершения дизайна ландшафта - очень ответственный и интересный вид работы.
Многие пытаются сделать дизайн ландшафта своими силами, некоторые за деньги нанимают дизайнеров. У наших детей есть возможность получить знания по оформлению участков, посещая в школе бесплатно кружок «Ландшафтный дизайн». На занятиях его можно научиться выполнять эксклюзивный ландшафтный дизайн любого участка, на котором очень гармонично смогут соседствовать элементы озеленения или благоустройства.
Дети - юные ландшафтные дизайнеры очень любят использовать свой творческий потенциал, фантазию, осуществляя озеленение, благоустройство новых, совершенно пустых участков.
Ландшафт – это:
-устройство газона, где очень важно осуществить правильную планировку, подготовку земли и подобрать необходимые травосмеси для каждого участка.
- посадка деревьев и кустарников, при которых важно учитывать основной принцип – грамотное сочетание различных пород деревьев, кустарников и тот факт, что они растут и со временем занимают гораздо большее пространство на участке, чем в период их посадки. Дети научатся выбирать необходимый посадочный материал, грамотно разместить его на участке.
-создание цветников, которым будет уделено большое внимание, ведь они смогут радовать всех в течение всего лета. Дети узнают о биологических особенностях цветов, используемых на клумбах, альпийских горках, рабатках…
-устройство альпинариев, где если заранее продумать место будущего альпинария и правильно подобрать растения, то альпинарий может стать главной достопримечательностью участка.
– устройство декоративных водоёмов, фонтанов;
- строительство малых архитектурных форм;
-устройство живой изгороди.
В каком мире мы будем жить - зависит только от нас.
Приоритетным направлением работы школы считаю воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
Экологическое воспитание должно опираться не только на чувства людей, но и на их знания. Любовь к природе не избавляет от необходимости познать её закономерности и правильно использовать эти знания в процессе жизни.
Человек не должен быть наблюдателем. Для ощущения своей неразрывной связи с природой он должен быть созидателем, принимать активное участие в решении экологических проблем деревни, района, области, страны.
Поэтому я поставила своей целью разработку программы кружка «Ландшафтный дизайн», которая поможет учащимся познакомиться с основными законами природы, обучит правильному проектированию участков, клумб, научит подбору растений. И надеюсь, что поможет ученикам сориентироваться в выборе профессии и даст возможность проявить себя и добиться результатов, успехов.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Ландшафтный дизайн» рассчитана на 34 часа (1час в неделю) для учащихся 5-9 классов. (программа разновозрастного обучения и воспитания)
Трёхгодичное обучение.
Содержание программного материала соответствует возрасту.
Она включает в себя как теоретические, так и практические занятия.
Программа состоит из нескольких блоков:
1 год обучения.
1 блок: «Изучение биоразнообразия видов участков» - 18 часов.
2 блок: «Цветники и цветы» - 16 часов.
2 год обучения.
1 блок: «Альпинарий» - 16 часов.
2 блок: «Цветочный калейдоскоп» - 18 часов.
3 год обучения.
1 блок: «Ландшафтное проектирование» - 20 часов.
2 блок: «Выращивание цветочных культур» - 14 часов.
Материал кружка актуален и современен, позволяет найти объяснение важнейших норм человеческой жизни. Почему мы должны беречь природу, стараться понять её закономерности.
Свой пришкольный участок в этом году мы украсили не только большим разнообразием цветочно-декоративных растений, но и новыми элементами ландшафтного дизайна, что воспитывает экологическую культуру у учащихся и оказывает эстетическое воспитание молодежи, придавая двору неповторимый колорит.
Красивый, ухоженный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю. Это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, развивает чувство красоты. Теперь они заботливо относятся к территории школы, сами выращивают рассаду, пропалывают клумбы, снабжают растения водой.
Нам удалось сделать территорию яркой, красивой, что создает положительный настрой для учащихся, учителей, жителей микрорайона. Школа является «зеленым оазисом».
Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, повышается уровень культуры не только учащихся школы, но и жителей поселения.
Красивое, яркое цветочное оформление школьного двора способствует проявлению и развитию творческих способностей детей:
В ходе проекта формируются знания по ландшафтному дизайну растений, формируется экологическая культура подростков.
В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретается уверенность в себе.
Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Идея программы заключается в создании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка, с последующим использованием данной территории для учебной, опытнической, исследовательской и экологической деятельности.
Цель программы: повышение уровня экологических и природоохранных знаний,
нацеливание на участие в решении современных
экологических проблем.
Задачи:
Выявить экологические проблемы своей деревни, района, области;
Познакомиться с элементами ландшафтного дизайна;
Научиться создавать проекты озеленения территорий;
Познакомиться с многообразием растений, их биологическими особенностями;
Раскрывать эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей;
Развивать и совершенствовать психологические качества личности: (любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, самостоятельность в приобретении знаний, уверенность в себя);
Формировать экологическую культуру учащихся;
Воспитывать бережное отношение к богатствам природы;
Воспитывать навыки правильного поведения в природной среде, преодоление потребительского подхода к природе;
Развивать умения анализировать, обобщать, соотносить результаты личных наблюдений;
Расширять кругозор учащихся;
Выявление наиболее одарённых учащихся и развитие их творческих способностей;
Научиться использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Требования к знаниям, умениям, навыкам
к концу 1 года обучения:
К концу года учащиеся должны:
Знать:
- экологическую обстановку в деревне, районе, области;
- строение почвы;
- разновидности цветов, особенности их строения и размножения;
-виды посадок и их планирование;
-структуру и форму клумб;
-цветовую гамму цветников и клумб
Уметь:
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- разрабатывать проекты озеленения, благоустройства школьного двора, жилого
дома;
-определять разновидности цветов;
- представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций,
фотоальбомов;
- ухаживать за комнатными и культурными растениями;
- работать с приборами для изучения объектов;
- составлять эколого-биологические характеристики растений, животных,
отражающие все их свойства и особенности.
Требования к знаниям, умениям, навыкам
к концу 2 года обучения:
К концу года учащиеся должны:
Знать:
- экологическую обстановку в деревне, районе, области;
- цветовую гамму цветочно-декоративных культур;
- стили альпинария;
- технологию проектирования альпийской горки;
- биологические особенности луковичных культур;
- агротехнику выращивания однолетних, двулетних, многолетних цветочно-декоративных
культур;
- способы защиты растений от вредителей и болезней
Уметь:
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- разрабатывать проекты озеленения, благоустройства школьного двора, жилого
дома;
- определять цветочные культуры по внешнему виду, семенам;
- создавать цветочные композиции;
- выращивать цветочные культуры через рассаду;
- представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций,
фотоальбомов;
- ухаживать за комнатными и культурными растениями;
- правильно составлять проекты и готовить защиту их.

Требования к знаниям, умениям, навыкам
к концу 3 года обучения:
К концу года учащиеся должны:
Знать:
- экологическую обстановку в деревне, районе, области;
- разновидности зон участков;
- элементы ландшафтной архитектуры;
- способы создания комбинированной почвы;
- технологию изготовления изгороди;
- технологию изготовления декоративного пруда;
- правила посева семян в грунт, ящики;
- технологию выращивания плетистых роз;
- способы и правила внесения удобрений
Уметь:
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- разрабатывать проекты озеленения, благоустройства школьного двора, жилого
дома;
- составлять план территории участка;
- изготавливать клумбы из ивы, камней;
- определять цветочно-декоративные культуры по семенам, корням;
- размножать культуры семенами, вегетативно;
- представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций,
фотоальбомов;
- ухаживать за цветочно-декоративными культурами;
- проводить прополку растений.


Прогнозирование ожидаемых результатов:
1.Получение экологических и природоохранных знаний.
2.Формируются навыки научно-исследовательской работы.
3.Учащиеся овладевают навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.
4.Составленные учащимися проекты, активизируют их умственную и творческую деятельность.
5.Развивают познавательный интерес к изучению биологических вопросов.
6.Учащиеся самостоятельно составляют ассортимент растений для объекта озеленения с учётом природно-климатических условий, сравнивают, соотносят результаты.
7.Учащиеся самостоятельно проводят прививку, черенкование растений, применяя правила агротехники растений.
8.Принимают активное участие во всех экологических акциях и мероприятиях, пропагандируют бережное отношение к природе.
9.Члены кружка примут участие в различных экологических, краеведческих конкурсах, акциях, выставках, викторинах.
10.Члены кружка примут участие в областном конкурсе по профессиям агропромышленного комплекса и лесного хозяйства Костромской области в номинации «Юный цветовод с основами ландшафтного дизайна».
11. Ежегодно участвовать в областном конкурсе Юннат»
12.Охрана и защита окружающей среды.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
1 блок: «Изучение биоразнообразия видов участков» - 18 часов.
№ Тема занятия Кол-во часов Цели занятия
1. Введение.
Ландшафт. 1 Знакомство с целями, задачами и содержанием кружка
2. Экскурсия на пришкольный участок. Сбор растений для гербария. 1 Учиться определять культурные растения, классифицировать их по группам
3. Осеннее обследование пришкольного учебно-опытного участка.
Композиционные элементы ландшафтного дизайна участка. 1 Узнать об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна
4. Гербаризация растений.
1 Учиться правильно делать гербарии растений
5. Работа с определителями. Определение растений родного края. 1 определять растения по описанию и внешнему виду
6. Экскурсия на пришкольную территорию. Как определить состав почвы. 3 Учиться определять состав почвы
7. Что даёт вскапывание почвы.
Практическая работа. Виды обработки почвы. 3 Узнать значение копки почвы; познакомиться с разными видами обработки почвы
8. Виды удобрений.
Из чего готовят компост. Практическая работа. 2 Познакомиться с видами удобрений;
Учиться закладке компостной ямы
9. Правильный полив растений. 1 Учиться правильному поливу растений
10. Праздник Урожая.
Выставка поделок, композиций из природного материала, овощей и фруктов, цветов. 1 Учить понимать традиции своего края,
Учиться составлению композиций
11. Составление проектов «Мой цветок», «Моё дерево». Презентация проектов. 2 Узнать о правилах составления проектов, учиться защищать
проекты
12.
Праздник цветов. 1 Обобщить знания о значении цветов; учить бережно относиться к растениям
Итого: 18 ч. 2 блок: «Цветники и цветы» - 16 часов.
№ Тема занятия Кол-во часов Цели занятия
1. Какие почвы требуются для цветочных растений 2 Познакомить с классификацией почвы и их групповыми признаками
2. Разновидности посадок и их планирование. 2 Изучить разновидности посадок, их планирование
3. Цветники и клумбы. 2 Познакомиться с разнообразием цветников и клумб
4. Структура и форма клумб. 2 Познакомить детей со структурой и формами клумб
5. Овощные клумбы. 1 Познакомить с составлением овощных клумб
6. Ковровые цветники. 1 Учиться составлять ковровые цветники
7. Уход за цветником. 1 Учиться ухаживать за цветником
8. Разновидности цветов. Однолетники, двулетники. 2 Познакомиться с разновидностями однолетних и двулетних цветов, учиться их определять
9. Многолетники. 1 Познакомиться с разновидностями многолетних цветов, учиться их определять
10. Создание проектов «Моя клумба».
Защита проектов «Моя клумба» в виде презентаций. 2 Учить правильному составлению проектов и защите их Итого: 16 ч. Итого: 34 часа
2 год обучения.
1 блок: «Альпинарий» - 16 часов.
№ Тема занятия Кол-во часов Цели занятия
1. Цветовые гаммы цветников и клумб. 1 Познакомиться с цветовой гаммой цветников и клумб
2. Миксбордер. 1 Познакомиться с дизайном миксбордера
3. Альпинарий. Стили. 1 Познакомиться со стилями альпинария
4. Альпийская горка. Виды и формы альпийских элементов.
Растения для альпинария. 4 Познакомиться с технологией проектирования альпийской горки, определение растений для неё
5. Приподнятая клумба. 2 Познакомиться с технологией проектирования приподнятой клумбы
6. Мини-альпинарий. Растения для него. 2 Познакомиться с технологией проектирования мини-альпинария, учиться подбору растений для него
7. Луковичные растения. Как правильно ухаживать. 1 Познакомиться с разнообразием луковичных растений, особенностями их выращивания
8. Создание цветочных композиций. 1 Учиться созданию цветочных композиций
9. Конкурс проектов.
«Создание альпийской горки».
Презентация проектов. 3 Учить правильному составлению проектов и защите их
Итого: 16 ч 2 блок: «Цветочный калейдоскоп» - 18 часов.
№ Тема занятия Кол-во часов Цели занятия
1. Современный календарь цветовода. 1 Познакомиться с календарём цветовода
2. Как вырастить рассаду цветов. 1 Научиться выращивать рассаду цветочно-декоративных растений
3. Как вырастить крокусы, гиацинты, нарциссы, тюльпаны? 1 Познакомиться с агротехникой выращивания крокусов, гиацинтов, нарциссов, тюльпанов
4. Как вырастить ирис, молочай, аквилегию? 1 Познакомиться с агротехникой выращивания ириса, аквилегии, молочая
5. Как вырастить виолу, маргаритки, пионы? 1 Познакомиться с агротехникой выращивания виолы, маргариток, пионов
6. Как вырастить гвоздику, годецию, гейхеру? 1 Познакомиться с агротехникой выращивания гвоздики, годеции, гейхеры7. Вьющиеся растения – настурция, душистый горошек, ипомея. 1 Познакомиться с агротехникой выращивания вьющихся растений
8. Как вырастить георгины, клещевину, амарант? 1 Познакомиться с агротехникой выращивания георгинов, клещевины, амаранта
9. Георгины, гладиолусы – как ухаживать. 1 Познакомиться с агротехникой выращивания георгинов, гладиолусов
10. Царица цветов-роза, как их выращивать.
Как уберечь от морозов. 1 Познакомиться с агротехникой выращивания роз
11. Как выращивать астры, циннии? 1 Познакомиться с агротехникой выращивания астр, цинний
12. Как вырастить бархатцы, флоксы? 1 Познакомиться с агротехникой
выращивания флоксов, бархатцев
13. Как вырастить ампельную петунию? 1 Познакомиться с агротехникой выращивания ампельной петунии
14. Лекарственные растения на клумбе. 1 Познакомиться с лекарственными растениями на клумбе
15. Почвопокровные растения. Очиток, мох декоративный… 1 Познакомиться с агротехникой выращивания почвопокровных растений
16. Защита растений от вредителей и болезней. 1 Узнать о мерах защиты растений от вредителей и болезней
17. Конкурс проектов « Цветущая клумба».
Презентация проектов. 2 Учить правильному составлению проектов и защите их
Итого: 18 ч. Итого:34 часа
3 год обучения.
1блок: «Ландшафтное проектирование» - 20 часов.
№ Тема занятия Кол-во часов Цели занятия
1. План территории. Подготовка участка. 1 Учиться составлять план территории участка
2. Зонирование территории. 1 Познакомиться с разновидностями зон участка
3. Элементы ландшафтной архитектуры. 2 Познакомиться с элементами ландшафтной архитектуры
4. Комбинированная почва. 1 Узнать способы создания комбинированной почвы
5. Элементы фитодизайна. 1 Познакомиться с элементами фитодизайна6. Рокарий. 2 Познакомиться с технологией проектирования рокария7. Цветочно-декоративные растения, используемые в вертикальном озеленении. 1 Изучение цветочно-декоративных растений, используемых в вертикальном озеленении
8. Изготовление изгороди из ивовых прутьев. 4 Познакомиться со способами плетения изгороди из прутьев ивы
9. Плетёные клумбы. 2 Научиться технологии плетения клумб из ивы
10. Клумбы из камней. 2 Научиться технологии изготовления клумб из камней
11. Декоративный пруд. 2 Познакомиться с технологией создания искусственного пруда
12. Ландшафтный проект реконструкции школьного двора. Защита проектов. 1 Разработать индивидуальный стиль школьного двора, узнать о
критериях подбора растений для его озеленения
Итого: 20 ч.
2 блок: «Выращивание цветочных культур» - 14 часов.
№ Тема занятия Кол-во часов Цели занятия
1. Выращивание цветочных культур.
Посадочный материал. 1 Познакомиться с посадочным материалом
2. Сроки и правила посева семян в грунт. 1 Определять сроки и соблюдать правила посева семян в грунт
3. Посев семян в ящики. 1 Познакомиться с правилами посева семян в ящики
4. Пикировка. 1 Научиться пикировке растений
5. Высадка рассады. 1 Научиться правилам высадки рассады в грунт
6. Способы внесения удобрений после посадки в грунт. 1 Познакомиться со способами внесения удобрений после посадки в грунт
7. Пересадка растений. 1 Научиться правильной пересадке растений
8. Выращивание экзотических растений. 1 Познакомиться с особенностями выращивания экзотических растений
9. Семенное размножение растений. 1 Познакомиться с семенным размножением растений
10. Вегетативное размножение растений. 1 Познакомиться с вегетативным размножением растений
11.
Садовый инвентарь. 1 Определить садовый инвентарь, место для его хранения
12. Выращивание плетистых роз.
Утепление цветочных культур. 1 Познакомиться с агротехникой выращивания плетистых роз
13. Посадка деревьев, кустарников 1 познакомиться с правилами посадки деревьев, кустарников
14. Ландшафтный проект реконструкции школьного двора, посвящённый 85-летию Мантуровского муниципального района Костромской области. Защита проектов. 1 Разработать индивидуальный стиль школьного двора, узнать о
критериях подбора растений для его озеленения
Итого: 14 ч. Итого: 34 часа.
Результаты апробации:
В нашей деревне экологическая ситуация чуть лучше, чем в городе.
Старые дома пришли в негодность, и удручают внешний облик деревни. Свалки люди располагают повсюду. Чтобы улучшить экологическую обстановку, обеспечить экологически устойчивое и эффективное развитие территорий, члены кружка «Ландшафтный дизайн» озеленяют и благоустраивают не только пришкольный двор, учебно-опытный участок, но и территорию деревни.
За последние 5 лет мы изменили внешний облик школы, разбив вокруг неё множество красивых клумб. Ребята провели исследования почвы около школы, подобрали растения для озеленения территории школы.
Для выращивания цветочно-декоративных культур учли многое: состав почвы, качество семян, подкормку, время созревания, эстетическую выразительность.
Наш учебно-опытный участок на протяжении последних лет занимает призовые места не только в районе, но и в области.
Ученики вместе с родителями стараются благоустроить территорию около своего жилья. Ребята занимаются не только научной деятельностью, но и выходят на общение с местным населением с определённой тематикой по защите окружающей среды и пропаганде здорового образа жизни. Они систематически проводят рейды по деревне, определяя её экологическое состояние.
Мы не просто хотим, чтобы наши деревни были красивыми, но и стараемся всё для этого делать. Выходя на субботники, трудовые десанты, проводя и участвуя в различных конкурсах, походах, акциях, разрабатывая и реализуя свои проекты – это ли не охрана окружающей среды? Приятно, когда на неухоженных улицах деревни, во дворах и огородах подшефных ветеранов появляются островки чистоты и уюта, красивые клумбы и яркие цветы радуют всех.
Для подрастающего поколения очень важно усвоить и принять смысл своего единения с природой.
Нет лучшего воспитателя и лучшего врачевателя, чем сама ПРИРОДА.
Всё многообразие видов растений, животных оказывают влияние на жизнь каждого отдельного человека, его благополучие и здоровье.
Мы будем продолжать составлять проекты по озеленению территории школы, села и внедрять их в жизнь и призываем других поддержать нас! Вместе мы продлим жизнь на нашей планете на долгие годы, сделаем нашу планету красивой, яркой, нарядной.
Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений и в этом процессе принимали участие родители. Обсудив эскизы на заседании ученического самоуправления, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна - рокарий и бордюр. Учащиеся в рамках практики произвели закладку с последующим оформлением рокария и бордюра по всем правилам.
Наша школа со всех сторон окружена деревьями, которые защищают её от пыли и ветра. Некоторым соснам более 100 лет. В их тени можно спрятаться от палящего солнца в жаркую летнюю погоду или укрыться от дождя, который застал врасплох. Здесь мы оформили декоративный пруд, изготовили изгородь из ивовых веток. У наших выпускников существует традиция - посадить на память аллею выпускников. Дети учатся ухаживать за растениями, ставить различные опыты, наблюдать за птицами, подкармливать их в зимнее время, вести фенологические наблюдения, слушать звуки природы, различать лекарственные растения, воспитывать в себе экологическую культуру, так как здесь произрастают некоторые исчезающие виды растений.
В течение лета и осени ребята делают фотографии, гербарии, выполняют различные поделки из цветов, природного материала и участвуют в различного уровня конкурсах: «Юннат», «Дары осени».
Ребята используют территорию пришкольного участка для научно-исследовательских работ.
В прошлом году при изучении потребности растений в азоте была использована экспресс методика.
Используя данную методику, мы установили содержание в почве соединений азота и определили потребность в них растений на пришкольном участке, в своем огороде и комнатных растений в классе. По результатам работы оказалось, что почти все клумбы на нашем пришкольном участке нуждаются в азотных удобрениях и в этом году свою работу на пришкольном участке мы начнём с внесения удобрений в почву.
В этом году мы изучали кислотность почв, используя методику определения гидролитической кислотности почв. Эта работа интересна тем, что при исследовании используется метод титрования, чего даже старшеклассники не делают на уроках химии. Кроме химического исследования было проведено биологическое с помощью растений индикаторов, по которым наши химические результаты подтвердились. Гербарий растений-индикаторов украсил отчет по научно-исследовательской работе. На всех наших клумбах почвы оказались кислыми и рассчитанное по специальной формуле количество извести было внесено в почвы. Работа проделана не зря и наши растения будут чувствовать себя комфортно.
Бордюр – это цветник, который представляет собой сравнительно узкую полоску из цветов, шириной 40 см, которая великолепно смотрится из различных культур.
Рокарий – это цветник, который разбивают на ровной горизонтальной поверхности, в котором главными элементами являются не только растения, но и камни.
« И камень оживет – его лишь обними, его лишь обними – зелеными руками!» У нас выполнено множество клумб с использованием камней различных размеров.
Ежегодно члены кружка «Ландшафтный дизайн» участвуют в областном конкурсе по профессиям АПК. В номинации «Юный цветовод с основами ландшафтного дизайна» ученица нашей школы Кешокова Виктория занимает в области второй год подряд 2 место.
Члены кружка принимают участие в различных экологических конкурсах: «Зелёная планета», «Зеркало природы», заочном конкурсе «Зелёный мир», «Юные исследователи окружающей среды».
В январе-месяце этого года прошёл конкурс проектов цветников, посвящённый 85-летию Мантуровского муниципального района, где ребята и взрослые составляли проекты оформления клумб.
Весной запланирована акция «Посадим деревья к юбилею родного края».
На своих занятиях ученики создают буклеты с элементами ландшафтного проектирования клумб.
Благоустройство и озеленение любого участка играет важную роль в жизни каждого человека. Наша жизнь должна быть яркой, красивой, живописной и приобщиться к этому должны ученики школы, родители, учителя, местные жители.. Ребята предложили весной провести конкурс среди жителей своего поселения на лучший цветник к юбилею района. Будем надеяться, что каждый проявит творчество, фантазию и созданные цветники сделают наш край ещё красивее, наряднее!
Список литературы.
1.Р.М.Евдокимова «Внеклассная работа по биологии», 2011 г.
2.М.И.Торопова «Природа Костромской области и её охрана», 2008 г.
3.В.В.Балабанова. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»,
2010 г.
4.М.В.Высоцкая «Проектная деятельность учащихся. Биология. Экология», 2011 г.
5.Е.Астахова, Т.Крупа, М.Череватенко «Ландшафтный дизайн», 2007 г.
6.А.В.Юрченко «Цветы у Вашего дома», 2006 г.
7.Октябрина Ганичкина, Александр Ганичкин «Всё о саде и огороде. 500 самых важных вопросов и полных ответов», 2008 г.
8.Н.М.Кислова «Скоростное плетение из лозы», 2012 г.
9.Детская энциклопедия «Я познаю мир. Растения. Животные».
10. Рой Маккалистер «Всё о растениях в легендах и мифах», 2010 г.