Рабочая программа элективного курса на тему Ландшафтный дизайн (10 класс)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Анясевомуниципального района Миякинский район
Республики Башкортостан»
Рабочая программа элективного курса
«Ландшафтный дизайн»
в 10 классе
на 2016-2017 учебный год
Количество часов: 34 ч. (в неделю 1 ч.)
Составил: Сабахов Аскар Салихович

Пояснительная записка
Элективный курс является межпредметным (технология, биология, география) и рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю в течение всего учебного года. Курс состоит из одиннадцати тем. При реализации программы выполняются следующие принципы: личностно-ориентированный подход, гуманизация и экологизация образования. Курс представляется особенно актуальным, т.к. имеет практическую направленность, по его окончании учащиеся смогут самостоятельно проектировать культурные ландшафты разного уровня и получат представление о профессии цветовода-декоратора. Также учащиеся смогут получить основы экологического мониторинга, познакомиться с отдельными методиками определения состояния окружающей среды.
Цели курса:
1) создать условия для развития познавательного интереса и кругозора учащихся;
2) сформировать представление о ландшафтном дизайне и его разновидностях;
3) способствовать развитию умения работать с землей и составлять композиции растений;
4) эстетическое и экологическое образование через многообразие видов культурных ландшафтов и экологический мониторинг.
Задачи курса:
1) познакомить учащихся с теорией ландшафтоведения и видами ландшафтов;
2) добиться усвоения знаний учащимися;
3) полученные знания применить на практике на примере создания собственного проекта культурного ландшафта;
4) научить умению проводить экологический мониторинг отдельной территории.
В процессе выполнения программы применяются следующие виды учебных занятий: лекция, семинар, практикум, конференция; и следующие формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Содержание учебной программы
Тема 1. Введение. Что такое ландшафтный дизайн? 4 часа.
Цели и задачи курса. Понятие «ландшафтный дизайн». Принципы ландшафтного дизайна. Исторические истоки садово-паркового садоводства. Основные садово-парковые стили. Основные направления мирового паркостроения, история и современность.
Практическая работа «Разработка одного из стилей в ландшафтном дизайне».
Тема 2. Изучение экологического состояния ландшафта. 2 часа.
Мониторинг. Исследовательские работы по оценке экологического состояния ландшафта:
определение кислотности почвы по видовому составу сорных растений;
изучение реакции растений на наличие или отсутствие в почве различных видов элементов;
определение уровня плодородия почв по растениям-индикаторам;
определение чистоты воздуха в районе школы.

Тема 3. Проектирование и планирование участка. 3 часа.
Проектирование участка. Функциональное зонирование. Масштаб. Виды съемок. Условные знаки.
Практическая работа «Составление плана школьного участка».
Тема 4. Садовые земли. 2часа.
Виды садовых земель: дерновая, перегнойная, вересковая, торфяная, компостная, древесная, хвойная, листовая. Почвенные смеси. Подготовка грунта. Удобрения: минеральные и органические. Нормы внесения удобрений.
Практическая работа «Расчет нормы внесения удобрения».
Тема 5. Деревья и кустарники. 3 часа.
Ассортимент деревьев и кустарников. Правила посадки и ухода за деревьями и кустарниками. Обрезка и прививка деревьев.
Тема 6. Цветочные культуры и их выращивание. 8 часов.
Классификация цветочно-декоративных растений, особенности их размножения. Однолетники, двулетники, многолетники открытого грунта и многолетники, зимующие в помещении. Размножение цветов. Высадка рассады и растений в цветники. Уход за цветником. Защита цветов от вредителей и болезней.
Разновидности посадок и их планирование. Цветники и клумбы. Структура и форма клумбы. Ковровые цветники. Миксбордер. Цветовые гаммы цветников и клумб. Цветы от снега и до снега.
Альпинарий. Лекарственный цветник. Овощные клумбы. Злаки и осоки в цветнике.
Выгонка растений. Газонные травы.
Практическая работа «Моделирование цветника».
Тема 7. Газоны, садовые дорожки и площадки. 3 часа.
Виды садовых дорожек. Материалы и оборудование для изготовления садовых дорожек.
Методика изготовления. Классификация газонов. Газонные травы.
Тема 8. Водные объекты в ландшафтном дизайне. 3 часа.
Ручьи. Болота. Водопады и каскады. Фонтаны. Садовые пруды. Водные растения: виды и условия размножения. Пруд своими руками. План, размеры, глубина. Необходимые материалы.
Практическая работа « Создание проекта водоема».
Тема 9. Малые архитектурные формы. 3 часа.
Малые архитектурные формы: перголы и арки, беседки и декоративные скамейки, миниатюрное зодчество. Размещение элементов архитектуры малых форм, их оформление и применяемые строительные материалы.
Тема10. Ландшафтное освещение. 1 час.
Организация освещения, основные приемы.
Заливающее, маркировочное, архитектурное освещения.
Тема11. Подготовка и защита проектов. 4часа.
Практическая работа «Составление проекта озеленения школьной территории».
Конференция по защите проектов. Тестирование. Подведение итогов.

Литература
Тим Ньюбери. Дизайн вашего сада. Варианты готовых решений. «Кладезь-Букс» 2004.
Сустина М.Ю., Тукаева И.А. Современный дизайн вашего участка. - М. «Мир книги» 2008.
Шешко П.С. Ландшафтный дизайн. - Минск «Современная школа». 2009.
«Декоративные деревья и кустарники» Ю. Баженов, А. Лысиков, А. Сапелин. Издательство: Фитон+ 2011 г 
Бобылева О.Н. Цветоводство открытого грунта. Учебное пособие. М.: АКАкадема, 2004.
Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура-С, 2004..
Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. М.: Архитектура-С, 2005.
Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М..: Архитектура-С, 2003.
Кингсбери Н. Основы озеленения сада. М.: Кладезь-Букс, 2003.
Лимаренко А., Палеева Т. Атлас садовых растений. М.: Эксмо, 2004.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Ландшафтный дизайн»
№ Тема Тип урока Практическая работа Дата по плану Дата факт. Примечания
I. Введение. Что такое ландшафтный дизайн? 4 часа.
1 Ландшафтный дизайн: понятие, принципы, назначение. Урок – изучение
нового материала 2 История возникновения декоративного садоводства. Урок – изучение
нового материала 3 Виды садово-парковых стилей. Урок – изучение
нового материала Практическая работа №1 «Разработка одного из стилей в ландшафтном дизайне». 4 Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Урок – изучение
нового материала II. Оценка экологического состояния ландшафта. 2 часа.
5 Мониторинг экологического состояния ландшафта школьного участка. Урок – изучение
нового материала Реферат «Растения, устойчивые к загрязнению атмосферы» 6 Работа на местности Урок практикум III. Проектирование и планирование участка. 2 часа.
7 Проектирование участка. Функциональное зонирование. Урок – изучение
нового материала 8 Составление плана
школьного участка Урок - практикум Практическая работа №2 Составление плана школьного участка IV. Садовые земли. 2 часа.
9 Подготовка почвы Урок - практикум 10 Удобрения Урок – изучение
нового материала Практическая работа №3 Расчет нормы внесения удобрения. V. Деревья и кустарники. 3 часа.
11 Видовое разнообразие
деревьев и кустарников Урок – изучение
нового материала 12 Правила посадки и ухода
за деревьями и кустарниками. Урок - практикум 13 Прививка деревьев. Урок - практикум VI. Цветочные культуры и их выращивание. 7 часов.
14 Классификация цветов.
Методы защиты от болезней. Урок – изучение
нового материала 15 Альпинарий и рокарий. Урок – изучение
нового материала 16 Лекарственный огородный цветник Урок – изучение
нового материала 17 Посадка цветочных растений Урок – практикум
Практическая работа №4 Кроссворд по теме: «Цветочные культуры» 18 Выгонка растений Урок - практикум 19-20 Моделирование цветника Урок - практикум Практическая работа №5 Моделирование цветника VII. Газоны, садовые дорожки и площадки. 3 часа.
21 Газоны Урок – изучение
нового материала 22 Садовые дорожки и площадки Урок – изучение
нового материала 23 Создание проекта газона Урок - практикум VIII. Водные объекты в ландшафтном дизайне. 3 часа.
24 Водные объекты: пруды, бассейны, фонтаны. 25 Водные растения: виды и условия размножения. 26 Пруд своими руками. Расчеты и необходимые материалы. Практическая работа №6 Создание проекта водоема. IX. Малые архитектурные формы. 3 часа.
27 Перголы и арки. 28 Беседки и декоративные скамейки. 29 Миниатюрное зодчество. X. Ландшафтное освещение. 1 час.
30 Свет в ландшафтном дизайне. Основные приемы освещения. XI. Подготовка и защита проектов. 4 часа.
31 Разработка проекта озеленения
школьного участка. Урок - практикум Практическая работа №7 Создание проекта озеленения
школьного участка 32-33 Защита проектов. Урок контроля и
коррекции Защита проектов 34 Итоговое занятие. Урок контроля Тестирование