Урок Вязание крючком – как вид декоративно-прикладного искусства. Приемы работы крючком. Основные элементы вязания крючком.


Урок 7 класс
Тема: Вязание крючком – как вид декоративно-прикладного искусства. Приемы работы крючком. Основные элементы вязания крючком.
Цель: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями для вязания, с основами подбора цветовых сочетаний, с правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями; с основными элементами работы крючком; формирование умений и навыков вязания основных элементов вязания крючком; развивать волю к достижению конечного результата; развивать творческие способности, воображение; прививать интерес к культуре и искусству; воспитывать художественный вкус и интерес к данному виду рукоделия; воспитывать усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил радость и удовлетворение
Практическая работа: выполнение основных элементов вязания крючком
Межпредметные связи: история, зоология, ИЗО, литература
Термины: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, полустолбик столбик без накида, столбик с накидом
Оборудование: мультимедийное оборудование; образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.
Тип урока: комбинированный: изучение нового материала, формирование умений и навыков
Ход урока:
Организационный момент:
Подготовка дежурными рабочих мест
Подготовка учащихся к занятию
Получение сведений об отсутствующих учащихся (подает дежурный)
Сообщение темы урока
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Изучение нового материала:
Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.
Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому! Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.
Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же. 
Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.
Краткие сведения из истории рукоделия
Слайд № 2
Люди вяжут с незапамятных времен, ведь вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Он существует более трех тысяч лет. Первые сведения о вязаных изделиях сохранились на восточных фресках, относящихся к 19 веку до н.э. Затем, как упоминают историки, вязание было известно в Древней Греции. Но эти сведения не подтверждены никакими находками. О них свидетельствует лишь сохранившаяся легенда Древней Греции.
Слайд № 3
«Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Переодевшись в седую, сгорбленную старуху, богиня Афина предстала перед Арахной. Она пыталась предостеречь гордячку, что нельзя быть выше богов. Но не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно. Но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора и покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. С тех пор паук – Арахна вечно ткет свою паутину».
Это легенда, но в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.
Слайд № 4
Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными. 
Слайд № 5 В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры. В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.
После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.  В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – вязаному берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.
Шло время, совершенствовалась техника вязания. И нового расцвета этот вид искусства достиг в Англии в 15 веке, где широкое распространение получили вязаные чулки. Долгое время спустя вязание использовалось именно для этой цели – вязания чулок.
Вязание – это занятие для женщин, а вот в Шотландии вязали только мужчины. Они считали, что женщины не в состоянии справиться с этой сложной работой.
Слайд № 6
На Руси вязание появилось в 10-15 веке. Крестьянки с древних времен вязали из однотонных шерстяных нитей чулки, носки, варежки. На территории древних городов – Киева, Новгорода, Москвы археологи находили не только вещи, но и игрушки связанные крючком.
Слайд № 7
С 18 века Россия славилась своими оренбургскими пуховыми платками.
(Тихо звучит фрагмент песни «Оренбургский пуховый платок».)
Их вязали плотными, пушистыми из серого пуха и тонкими ажурными из белого. Мастерицы достигали такого совершенства в работе, что их платки легко продевались через обручальное колечко.
Пожалуй, трудно было найти на Руси девушку, которая не владела бы прикладными искусствами. Ну а если уж такое случалось, то это было очень позорно. Секреты вязания хранились в каждой семье и передавались от матери к дочери. А когда девушки становились постарше, они собирались вместе в больших избах или маленьких светелках и вместе занимались рукоделием. Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц. 
Слайд № 8 - 21 Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. 
Пряжа, используемая для вязания крючком.
Загадка:
Ими вяжут, ими шьют, Но сначала их прядут И в клубочки их мотают, На катушки собирают. (Нитки.)
Слайд № 22
Сегодня наиболее распространенными видами пряжи являются: шерсть, хлопок, лен, искусственный и натуральный шелк.
Волокна, из которых делают пряжу бывают: натуральные и химические. К натуральным волокнам относятся волокна растительного и животного происхождения. Химические волокна, полученные путем химической переработки различных материалов: дерева, нефти, газа.
К волокнам растительного происхождения относятся: хлопок, лен, кенаф, джут, пенька крапива. Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шелк. Для получения шерстяной пряжи используют шерсть домашних животных: овец, коз, кроликов, собак, верблюдов. Ангора – мягкий, легкий пух ангорского кролика. Мериносовая шерсть – тонкая пушистая шерсть овцы мериноса. Мохер – шерсть ангорских коз, она длинная, прочная и с шелковистым блеском. Натуральный цвет – чисто-белый.
Способы намотки ниток Слайд № 23
Существует несколько способов намотки ниток: клубок, моток, пасма
Характеристика пряжи Слайд № 24
Основными характеристиками пряжи являются:
Ровнота – одинаковая толщина нити по всей длине
Упругость – способность нити приобретать первоначальную форму после снятия нагрузки
Прочность окраски (для проверки прочности окраски необходимо конец нити смочить водой, заложить в белую ткань и прогладить утюгом. При плохой окраске на ткани появятся цветные полосы)Прочность нити
Пряжа, как правило, продается в мотках или клубках. На этикетке мотка фабричного производства обычно указывается номер пряжи, например 32/2
32 – толщина нити – чем больше число, тем тоньше нить
2 – из скольких нитей скручена пряжа
Меланжевая нить – соединение нескольких по цвету нитей.
Использование нити, бывшей в употреблении Слайд № 25
Для вязания можно использовать не только новую пряжу, но и бывшую в употреблении. После того как вещь распущена, шерсть из клубков наматывают на спинку стула, чтобы нитка не путалась, образовавшиеся пасмы в нескольких местах перевязывают. Готовые пасмы стирают в мыльной воде, после стирки необходимо пасму встряхнуть и подвесить, внизу пасмы подвесить небольшой грузик, чтобы шерсть не пружинила. Когда шерсть высохнет, ее снова сматывают в клубки, следя за тем, чтобы клубки получились мягкими.
Инструменты и приспособления
Загадка:
Всем известно, что вязаньеНачинается с крючка.Нитка тянется несмело Из огромного клубка.
Слайд № 26 Рабочим инструментом для вязания крючком является крючок. Изготовляют крючки из различных материалов: стали, дерева, кости, пластмассы.
175782004
Состоит крючок из стержня, головки, бородки.
Крючки для обычного вязания бывают диаметром 0,5 – 8 мм и длиной 120 – 160 мм.
Более длинные крючки используются для тунисского вязания.
Требования, предъявляемые к крючкам: Слайд № 27
Не должны быть сильно острыми, чтобы не поранить руки при работе;
Хорошо отшлифованы
Не должны быть тупыми
Номер крючка должен соответствовать номеру ниток. Вязание толстым крючком из тонких ниток дает очень рыхлую и неровную по затяжке петель вязку. Вязание же тонким крючком из толстых нитей, наоборот, делает полотно слишком плотным, неэластичным. Правильно подобранный крючок должен быть в два раза толще нити.
Дополнительные инструменты: Слайд № 28
Иголка с длинным ушком для сшивания деталей изделия
Ножницы
Сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры человека
Линейка
Швейные булавки
Приспособления: Слайд № 29
Приспособление для растягивания пасмы
Приспособление для сматывания пасмы в клубки
Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности
при вязании крючком
Слайд № 30
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны;
Сидеть надо прямо с небольшим наклоном головы вперед, локти должны быть опущены и немного прижаты к туловищу;
Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30-35 см, чтобы не развивалась близорукость и в глаза не попадали частички пряжи;
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи;
Во время вязания клубок ниток лучше держать в специальной клубочнице или коробке, стоящей с левой стороны от работающего
Крючок храните с специальном футляре или шкатулке в горизонтальном положении
Не кладите крючок в портфель без пенала
Брать крючок можно только для работы
Нельзя играть крючком
Делайте перерывы во время вязания, выполняйте упражнения для снятия усталости мышц глаз.
Вяжите без спешки так, чтобы движения были плавными и равномерными. На рабочем месте должен быть порядок.
После окончания работы убрать крючок в специально отведенное место.
Основы подбора цветовых сочетаний
Слайд № 31
Цвет играет большую роль в нашей жизни. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приятное настроение, а мрачные, блеклые могут угнетать, вызывать чувство подавленности. Подбирая пряжу для вязания, необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. Для этого необходимо знать цветовую гармонию – согласованность в сочетании цветов. За основу цветового подбора берется цветовой круг, состоящий из тех цветов, что и радуга: красного, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые, а в другую половину – голубые, синие, фиолетовые. Цвета желтой половины круга называют теплыми, а цвета голубой его половины – холодными. Самый теплый цвет - красный, а самый холодный – синий.
Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенность.
Цветовой тон - это цветность ( красный, синий, зеленый и т.д.)
Яркость – это степень близости к белому цвету ( розовый, голубой, желтый и т.д.)
Насыщенность – это степень густоты цвета.
Все цвета делятся на хроматические ( все цвета радуги ) и ахроматические (бесцветные, неокрашенные : белый, серый, черный). Цвета, расположенные в противоположных сторонах спектрального круга называют дополнительными. Например, желтый – синий и т.д. Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то получится серый цвет. Если дополнительные цвета расположить рядом, они усиливаю насыщенность цвета. Один и тот же цвет в окружении темных цветов кажется светлее, а в окружении светлых тонов – темнее. Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу. Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любым цветом.
При выборе цвета пряжи для изделий надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому при использовании в одном изделии различных цветов пряжи помните о цветовой гармонии.
Целебные свойства спектра Слайд № 32 С древних времен человечество применяло целебные свойства цвета для лечения многих заболеваний. Но признали хромотерапию наукой официально только в конце 19 века, когда стали исследовать целебные свойства цвета в отношении физического и эмоционального состояния человека. Целебные свойства цвета проникают в глубину нитей, и заряжают их энергией.
Красный цвет стимулирует нервную систему, улучшает кровообращение, высвобождает адреналин, полезен при анемии и гипотонии.
Оранжевый цвет тонизирует, улучшает пищеварение, благотворно влияет на кровеносную систему, полезен при спазмах.
Желтый цвет оказывают хорошее действие на нервную систему, стимулирует работу желудочно-кишечного тракта, улучшает память. Нельзя использовать желтый цвет при бессоннице и хронических недугах пищеварительной системе.
Зеленый цвет расслабляет и успокаивает, поэтому показан при заболеваниях нервной системы.
Голубой цвет успокаивает, снижает кровяное давление, помогает при бессоннице, обладает антисептическими свойствами, настраивает на учебный процесс.
Синий цвет обладает противовоспалительными свойствами, стимулирует гормональную систему. Его хорошо применять при кровотечениях и ревматизме. При стрессах и депрессия от синего цвета лучше отказаться.
Фиолетовый цвет благоприятно влияет на кровеносную систему, улучшает психическое состояние. Помогает при повышенном кровяном давлении, а также заболеваниях сердца и легких, стимулирует творческое мышление.
Цвет и ваш характер Слайд № 33- 34
Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше, чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой-то цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может «рассказать» о вашем характере и эмоциональном складе.
Белый - это синтез всех цветов, потому он является «идеальным» цветом, «цветом мечты». В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.
Черный  цвет противостоит белому. Это цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное (не будем брать в расчет траурную символику, которая только подчеркивает значение этого цвета), нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, показатель того, что пессимистические настроения часто развеиваются.
Серый- любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.
Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый, общительный. К тому же альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, - комплекс неполноценности, страх, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях.
Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Согласно геральдике, этот цвет означает также лицемерие и притворство.
Коричневый  цвет и все его оттенки (цвет земли) предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Когда он неприятен, то это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.
Желтый цвет символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.
Салатный - цвет мизантропов и циников. Нравится он только людям властным, которые стремятся навязать свою волю другим, но сами боятся действовать, дабы не попасть в затруднительное положение.
Розовый - это цвет жизни, всего живого, он «говорит» о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей прагматичных этот цвет вызывает раздражение.
Фиолетовый цвет «говорит» об очень большой эмоциональности, чувствительности, высокой духовности и деликатности. Когда он неприятен - это признак развитого чувства долга, желания жить только настоящим. Это типичный цвет гармонично развитых людей.
Синий. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если он нравится, это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро и легко устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности.
Зеленый - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способа самоутверждения, так как это для него жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще - всей трудностей.
Основные элементы вязания крючком.
Слайд № 35
Основные приемы вязания крючком - воздушная петля, полустолбик (с накидом и без), столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами.
Условные обозначения:

Слайд № 36
Как правильно держать в руках крючок для вязания. Существует 2 способа держать крючок: как карандаш (верхний вариант) или как нож (нижний вариант). На втором рисунке приведен пример, как держать крючок для левши.
6350-1270
Слайд № 37
Воздушная петля. Захватите крючком рабочую нить (с указательного пальца левой руки) и протяните через петлю. Получится еще одна петля.
224028039370-20701039370
Слайд № 38
Полустолбик без накида. Введите крючок во вторую петлю справа (не считая петли на крючке), захватите рабочую нить и протяните сразу через две петли
-20955165100
Слайд № 39
Полустолбик с накидом. Сделайте накид, введите в третью справа петлю цепочки, захватите рабочую нить и протяните сразу через 3 петли.

Слайд № 40
Столбик без накида. Введите крючок в третью петлю справа, захватите рабочую нить и вытяните - на крючке получится 2 петли. Еще раз захватите рабочую нить и протяните через 2 петли сразу.

Слайд № 41
Столбик с накидом. Сделайте накид, введите крючок в четвертую петлю справа, захватите рабочую нить и вытяните - на крючке получится 2 петли. Еще раз захватите рабочую нить и протяните только через 2 петли - на крючке опять останется две петли. И еще раз захватите рабочую нить и протяните через эти две петли.

Физминутка.
Упражнение «Ванька-встанька»:
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Практическая работа: выполнение основных элементов вязания крючком ( воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом)
Как приятно вечеркомСесть и повязать крючком:Все украшены подушки,Детям связаны игрушки,И салфеточки к столу,Круглый коврик на полу.
Вводный инструктаж учителя:
сообщение названия практической работы
разъяснение задач практической работы:
инструктаж по технологическим картам;
предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
инструктаж по технике безопасности
Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы):
Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся;
соблюдение правил здоровьесберегающих технологий;
Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися технологических карт
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической картой
Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
концентрация внимания учащихся на эффективных приёмах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль над учащимися за бережным отношением к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися
Проведение физминутки через 20 минут после начала практической работы:
Зажмурьте глаза, посчитайте до трёх. Откроем глаза. Сделайте так три раза.
Растопырим пальцы и с силой согнем. Повторить 5 раз.
Поочереди поморгаем глазами. 5 раз.
Складываем ладошки вместе и с силой разожмем, оставляя пальцы соединенными. Повторить 5 раз.
Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик» То крючок, то петелька. Вяжем шарфик Петеньке. (Скрепить мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев) Заключительный инструктаж учителя:
анализ выполнения самостоятельной работы,
разбор типичных ошибок,
вскрытие причин допущенных ошибок,
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок,
Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Вопросы:
Как нужно держать крючок?
Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
Что означает номер крючка?
С каким видом женских рукоделий мы сегодня познакомились?
Как вы считаете, модно ли сегодня вязать?
Какие изделия можно связать крючком и спицами?
Какие качества нужны девушке, чтобы научиться вязать?
Назовите инструменты и приспособления для вязания.
Какую пряжу лучше использовать для вязания крючком?
С какой петли начинается вязание крючком?
Как называется ряд провязанных петелек?
Заключение:
На уроке вы получили новые навыки. Согласны ли вы с тем, что эти навыки пригодятся вам в будущем? Даже, если вы не будете выполнять такие работы, сегодня вы прикоснулись к национальной культуре, создавая предметы декоративно - прикладного искусства.
Слайд № 42
Не запрещай себе творить
Пусть иногда выходит криво
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить
Урок закончен. Спасибо за работу. Уборка рабочих мест.