урок технологии в 5 классе Вышивка как вид декоративно — прикладного искусства


Урок в 5 классе
Вышивка как вид декоративно прикладного искусства.
Цель:
Познакомить учащихся с историей вышивки орнаментов, композицией построения узора.
Задачи:
Учить самостоятельной работе с информацией и её подачей в форме презентации
Способствовать формированию умения синтезировать, обобщать, выделять главное.
Развивать навыки работы с текстом учебника
Развивать умения работать с компьютером
Способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности
Организационный этап
Проверка работы комп. техники установленной у уч-ся.
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок
Сл. №1 солнышко Пусть на уроке вам будет спокойно, комфортно успешно
Постановка учебной задачи, мотивация изучения материала.
Мы сегодня с вами приступаем к изучению нового раздела в курсе технологии «Художественные ремёсла»,
? С какими видами декоративно – прикладного искусства вы уже знакомы.(примеры)
а вот с темой нашего урока давайте определимся вместе
Уч-ся представлен видео ряд с иллюстрациями использование вышивки в народных костюмах, предметах быта, современных предметах интерьера и современной одежде.(на фоне музыки)
? классу – Как бы вы назвали тему урока? Вышивка как вид декоративно – прикладного искусства.
? – классу - Какую учебную задачу вы могли бы для себя поставить?
Узнать о разных видах вышивки, научиться вышивать узоры
План урока:
Искусство вышивки в народных традициях и современности
Композиция и средства композиции
Виды орнаментов
Практическая работа. Создание эскиза. Актуализация знаний.
? кл – На основе своего опыта попробуйте дать определение, что такое вышивка?
Вышивка – старинный и самый распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Это искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей.
Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное.
Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
? – классу. Как вы думаете, сегодня имея возможность купить любую вещь в магазине нужно ли знать о столь древнем искусстве как вышивка? (История нашего народа, особенные неповторимые вещи, украшение быта, удовольствие занятия рукоделием)
Этап усвоения новых знаний.
В №1
Такой вид декоративно – прикладного искусства как вышивка несёт в себе вековые традиции народа, но и одновременно является очень современным искусством. Мы видим, как обильно украшены вышивкой сарафаны, понёвы и фартуки русских мастериц, и как красивы и изящны вышивки украшающие платья современных модниц. Все традиционные праздник сопровождали предметы на которых вышитые сюжеты несли очень серьёзный смыл. А сегодня мы с удовольствием вышиваем, что чтобы сделать свои вещи неповторимыми.
Чтобы вышивка получилась правильной и действительно украшала вещь необходимо знать самые главные законы и правила декоративно – прикладного искусства. С ними вы уже знакомились на уроках изо.
Я предлагаю вспомнить главный из них поработав в учебнике
Главный закон: Композиция стр.156 1-2 обз.
Средства композиции: Ритм, стр.158 2 обз Симметрия и асимметрия,стр.158. последний обз.
цвет (примеры на слайде)
? классу на слайде вы видите несколько изображений. Попробуйте сгруппировать их по какому либо признаку. Прокомментируйте
Найдите в тексте учебника определение, что такое Орнамент стр.161параграф26
Посмотрите на орнамент внимательней. Какое средство композиции его формирует?
Какую закономерность можно наблюдать (Ритмичное чередование элементов)
Выделите на слайде элемент каждого из орнаментов (работа у доски)
Раппорт узора определение в тетрадь
Физкультминутка
в№3
Сейчас вы подробнее узнаете об орнаментах в традиционной русской вышивке с которыми мы уже поработали..
Перед вами стоит задача не просто послушать подготовленные сообщения, но и запомнить виды орнаментов, увидеть чередование элементов и выделить раппорт вышивки
Геометрический (Боброва А.)
Растительный (Городилова Ю.)
Обережный (Николаева С.)
Комментарии детей
? классу с какими видами орнамента вы познакомились
? классу Не встречалась ли вам информация какая вышивка украшала одежду детей?
Ответ на вопрос найдёте на 164 стр учебника
Подведём итоги 1 части нашего урока.
Какую задачу ставили (на слайде план урока) Достигли ?
На второй части нашего урока мы продолжим работу и попробуем применить полученные знания на практике
«2 урок»
Какие новые знания станут основой для дальнейшей работы. (узнали о вышивке, разных орнаментах и правилах создания вышивки). Но мне хотелось бы вас познакомить ещё с одним видом вышивки:
На одежде особенно малышей вы наверное встречали такую вышивку (на слайде метка)
? классу Что вышито и что это значит?
(На слайде монограмма) ? кл в чём отличие?
Такая вышивка называется монограмма – Вязь (сплетение) первых букв имени и фамилии.
Служит украшением (шапочка, платок, костюм). Свадебные монограммы
Она так же как и любая вышивка подчинена закону композиции
На слайде примеры монограмм ? классу определите какими средствами решена (растительный орнамент, симметрия и асимметрия, раппорт ) Важную роль играет цвет.
№4 практическая работа. Создание эскиза вышивки
Каждая группа получает памятки: работа на компьютере, алгоритм анализа работы
1 группа
Эскиз вышивки на салфетке (геометрический орнамент)
2 группа
Эскиз вышивки монограммы (растительный орнамент)
3 группа
Эскиз вышивки по низу фартука (Обережный)
Групповая и индивидуальная работа по изготовлению эскиза
Выбор лучшего варианта из каждой группы, и анализ выполненной работы по памятке.
Итог урока
? кл – Какую цель мы перед собой ставили (возвращение к плану урока)
?кл - Чего достигли?
? кл – захотелось ли вам научиться вышивке?
Мы продолжим работу по этой теме на следующем уроке А для этого вам необходимо выполнить Д/З параграф 25 – 26. Вспомнить известные вам ручные швы, изученные в начальной школе
Прежде чем вы пойдёте на перемену, мне хотелось бы узнать с какими ощущениями вы уходите с урока. Для этого давайте составим орнамент из этих замечательных цветов, каждый из которых имеет своё значение.
Памятка
Название орнамента и его признаки
Выделить раппорт узора
В каких изделиях можно применить