рабочая программа по биологии 10 класс (по Пасечнику)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37
Советского района г.Ростова-на-Дону



СОГЛАСОВАНО
протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 37
от 29.08.2014г. №1
председатель МС
___________Н.В.Деревягина

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №37
приказ от 29.08.2014г. №154
_____________

Ю.В.Олиферук









Рабочая программа

по _____биологии__________
(наименование учебного предмета, курса)

уровень образования, класс_среднее общее, 10а класс____
(начальное общее, основное общее, среднее общее)

Количество часов в неделю______2______

учитель____Деревягина Н.В.______
(фамилия, инициалы)


















1.Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного  общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год.
Учебный план МБОУ СОШ №37 на 2014-2015 учебный год.
Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 37 на 2014-2015 учебный год.
Программа основного общего образования по биологии, авт. В.В.Пасечник
Общая характеристика учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)»
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в учебном плане.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
На изучение курса биологии в 10 классе предусмотрено 70 часов (2 часа в неделю). Программа будет пройдена за 71 час.
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)»
Введение
Биология как наука. Объект изучения биологии живая природа. Краткая история развития биологии. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формиро-
вании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы.
КЛЕТКА (33/15 ч)
Цитология наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр). М.Шлейден и Т. Шванн основоположники клеточной теории. Клеточная теория. Роль
клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Макромолекулы. Биополимеры.
Строение клетки. Доядерные и ядерные клетки. Основные части и органоиды эукариотической клетки, их функции. Ядро. Хромосомы. Соматические и половые клетки.
Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Многообразие клеток. Соматические и половые клетки. Строение прокариотической клетки. Бактерии. Инфекционные заболевания. Роль бактерий на Земле. Использование
бактерий человеком. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Геном. Удвоение молекулы ДНК. Информационная РНК. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз, амитоз, мейоз.
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Образование половых клеток. Оплодотворение. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности эмбрионального развития млекопитающих. Дифференцировка клеток. Стволовые клетки. Причины нарушений развитияорганизмов. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ
на развитие зародыша человека
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Наследственность и изменчивость свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Определение пола.
Наследование, сцепленное с полом. Современные представления о гене и геноме.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины. Мутагены.
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА
Методы исследования генетики человека. Влияние мутагенов на организм человека. Проблемы генетической безопасности. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Тематическое планирование
№п/п
наименование раздела
характеристика основных содержательных линий
планируемые результаты учебной деятельности

1
Введение. (5 часов)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
знать /понимать
основные положения биологических теорий
строение биологических объектов.
сущность биологических процессов;
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. биологическую терминологию и символику;
уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
уметь находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать.

2
Основы цитологии - 30 ч.
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
знать /понимать
основные положения клеточной теории
строение клетки;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
биологическую терминологию и символику;
решать элементарные биологические задачи;
уметь находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать.

3
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -10 ч.
Организм – единое целое. Многообразие организмов.Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Размножение – свойство организмов. Оплодотворение, его значение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
знать /понимать
основные положения теории эволюционного развития
сущность и формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
биологическую терминологию и символику;
уметь объяснять:отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде;
уметь находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать;

4
Генетика человека - 6 ч.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
знать /понимать
сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение генов и хромосом; их вид и структура;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
объяснять: причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций.
решать элементарные генетические задачи;
уметь делать выводы на основе сравнения;
уметь находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать.




Результаты (в рамках ФГОС общего образования-личностные, метапредметные, и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и система их оценки
Личностные результаты обучения:
реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные результаты обучения:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения :
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описание особей видов по морфологическому критерию;
выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
4. В сфере физической деятельности:
обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Выпускник научится:
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения роли биологии в формировании познавательной культуры, научного мировоззрения и современной
естественно-научной картины мира; происхождения и развития жизни на Земле;
причин биологической эволюции; применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) для проведения исследований живых объектов и объяснения полученных результатов; владеть приемами работы с разными источниками биологической информации: отбирать, анализировать, систематизировать, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе познавательных ценностей;
признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях и осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать меры профилактики отравлений, ВИЧ-инфекции, наследственных, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное
оплодотворение);
формировать познавательные мотивы и интересы, направленные на получение нового знания в области биологии в связи с решением бытовых проблем, сохранением собственного здоровья и экологической безопасности;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы, формулировать собственное мнение, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать при выработке общего решения;
проводить ученические проекты по исследованию свойств биологических объектов, имеющих важное практическое значение
Нормы и критерии оценивания

Оценивание устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.  Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка выполнения тестовых заданий.Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий: 20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом. Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов) «4»: 14 + 3 (70 - 75 %)«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов. Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов; «3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части; «4»: 13 + 4 = 17 баллов и более; «5»: 15+ 6 = 21 баллов и более. Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы.
Оценивание отчета после экскурсии. Оцениваем полноту, правильность выполнения теоритических и практических заданий, аккуратность исполнения. . Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
Оценивание сообщения/реферата по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее: полноту раскрытия темы; все ли задания выполнены; наличие плана, рисунков и схем (при необходимости); аккуратность исполнения. Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.


Виды контроля знаний обучающихся по биологии.
Вид контроля
Формы контроля

Предварительный (ориентировочный)
Фронтальная беседа, письменный ответ, тестирование.

Текущий (исполнительный,пооперационный, следящий)
Письменная, устная проверки, самостоятельные работы, комбинированный контроль.

Периодический (тематический, рубежный)
Зачет, уплотненный опрос, семинар, ролевая игра, деловая игра, самостоятельные практические исследования .

Итоговый
Контрольная работа, тестирование.









Календарно-тематическое планирование.
дата проведе-ния урока
раздел учебной программы
тема урока; темы контрольных, практических, лабораторных работ
кол. часов
основные виды учебной деятельности


Введение.

6


01.09

Краткая история развития биологии.
1
Слушание, анализ.

04.09

Методы исследования в биологии.
1
Работа с учебником, слушание.

08.09

Сущность жизни, свойства живого
1
Систематизация знаний, слушание

11.09

Уровни организации живой материи
1
Работа в группах

15.09

Обобщающий урок по теме
1
Устный зачет по теме


Основы цитологии

32


18.09

Методы цитологии.
1
Слушание, работа с книгой

22.09

Клеточная теория.

Работа с текстом, анализ

25.09

Особенности химического состава клетки.
1
Слушание, работа с текстом

29.09

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.
1
Заполнение таблицы, слушание

02.10

Минеральные вещества и их роль в клетке.
1
Слушание, работа с текстом, отбор, систематизация материала,

06.10

Углеводы.
1

Слушание, работа с учебником

09.10

Липиды.
1


13.10

Строение белков
1


16.10

Функции белков
1


20.10

АТФ и другие органические вещества клетки.
1


23.10

Нуклеиновые кислоты и их роль.
1

Письменный зачет по теме.

27.10

Обобщающий урок по теме: «Химическая организация клетки»
1


30.10

Основные компоненты клетки. Строение мембран.
Лаб. раб.№ 1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука».
1
Выполнение л/р, слушание, выявление закономерностей.

10.11

Строение и функции ядра.
1
Слушание, анализ

13.11

Химический состав и строение хромосом.
1
Слушание,анализ

17.11

Цитоплазма, клеточный центр, рибосомы.
Лаб. р. №2 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».
1
Выполнение л/р, аналаз, формулиро-вание вывода.

20.11

Органоиды цитоплазмы, их функции в клетке.
1
Слушание, выполне-ние инд. заданий

24.11

Строение прокариотической и эукариотической клеток. Лаб. р. №3 «Строение эукариотических и прокариотических клеток».
1
Выполнение л/р, слушание, выявление закономерностей.

27.11

Особенности строение клеток грибов, животных и растений.
1
слушание, выявление закономерностей.

01.12

Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. Д.И. Ивановский – основоположник вирусологии.
1
Доклады потеме, слушание, выполн. заданий.

04.12

Клеточный метаболизм. Каталитический характер реакций обмена веществ.
1
Работа с текстом, анализ, выводы

08.12

Основные этапы энергетического обмена.
1
Слушение, ответы на воросы

11.12

Отличительные особенности клеточного дыхания.
1
Ответы на просы, работа в группах

15.12

Пластический обмен. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы.
1
Работа в группах, слушание, выводы

18.12

Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере.
1
Доклады по теме, слушание,

22.12

Хемосинтез и его значение в биосфере.
1
Работа с текстом, составление схемы

25.12

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации.
1
Построение графиков, работа с текстом

29.12

Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Транскрипция.
1
Слушание, анализ

12.01

Трансляция. Регуляция биосинтеза.
1
Работа с раздаточным материалом

15.01

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
1
Доклады по теме, слушание, анализ

19.01

Решение задач по теме «Биосинтез белков», «Пластический и энергетический обмен».
1
Работа в группах

22.01

Зачет №1 по теме «Основы цитологии».
1
Тест


Размножение и индивиду-альное развитие организмов

9


26.01

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста организмов.
1
Слушание, синтез

29.01

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
1
Анализ схем, таблиц

02.02

Половое размножение.
1
Слушание, анализ

05.02

Мейоз.
1
Анализ таблиц, выводы

09.02

Развитие яйцеклеток и сперматозоидов.
1
Слушание, работа с текстом

12.02

Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Значение оплодотворения.
1
Заполнение таблицы, выводы

16.02

Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез растений. Онтогенез животных.
1
Доклады по теме, анализ

19.02

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.
1
Работа в группах, выводы

26.02

Постэмбриональное развитие.
1
Слушание, анализ


Основы генетики

20


02.03

Генетика. Методы генетики.
1
Доклады по теме, обобщение

05.03

Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения.
1
Работа со схемами

09.03

Решение генетических задач.
1
Решение задач

12.03

Закон расщепления.
1
Сравнение, анализ

16.03

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет.
1
Работа с текстом, анализ

30.03

Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание.
1
Слушание, анализ

02.04

Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования.
1
Слушание, выявление закономерностей

06.04

Решение генетических задач.
1
Решение задач

09.04

Генетическое определение пола. Гомогаметный и гетеро-гаметный пол.
1
Сравнение, анализ данных

13.04

Наследование признаков, сцепленное с полом.
1
Работа с текстом, анализ схем, решение задач

16.04

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов.
1
Наблюдение, анализ

20.04

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.
1
Дискуссия, слушание, выводы.

23.04

Генотип как целостная система. Хромосомная и цитоплазматическая наследственность.
1
Анализ таблиц, работа с текстом

27.04

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Плейотропия.
1
Составление схемы, работа с текстом

30.04

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации.
1
Работа с текстом, анализ схем.

04.05

Причины мутаций. Мутагены. Работы ростовских ученых по изучению мутагенеза
1
Сравнение, анализ

07.05

Комбинативная изменчивость, ее значение в эволюции.
1
Систематизация знаний, работа с текстом

11.05

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
1
Систематизация знаний, работа с текстом

14.05

Фенотипическая (модификационная) изменчивость.
Лаб. работа №5 «Описание фенотипов комнатных
1
Сравнение, анализ данных

18.05


Обобщающий урок по теме «Основы генетики».
1
Систематизация знаний.


Генетика человека

3


21.05

Методы изучения наследственности человека.
1
Доклады по теме, выводы

25.05

Генетические данные о происхождении человека.
1
Работа с текстом, анализ

28.05

Обобщающий урок.
1
Систематизация знаний.

Итого за год 7 1 час

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия.
№ п/п
Название
Год издания

1
В.В. Пасечник, Программа для среднего (полного) общего образования по биологии. VI-IX классы
Дрофа 2010

2
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Общая биология. 10-11 класс
Дрофа 2010

3
Д.К. Богданова Общая биология в таблицах и схемах.
ПКФ «БАО» 2009

4
Т.А.Козлова Тематическое и поурочное планирование по биологии
Экзамен, 2010

5
Сост. Высоцкая М.В. Общая биология Тернажеры для учащихся 10-11 классов. Тренировочные задачи.
Учитель, 2010

6
А.К.Кририленко, С.И.Колесников Биология. Подготовка к ЕГЭ.
Легион,2010

7
А.К.Кририленко,Биология. Сборник задач по генетике.
Легион, 2010

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде).
№ п/п
Название

1
«Цитология»

2
Генетика. Закономерности наследования признаков, изменчивость  

3
Биология. Где живут организмы.

Технические средства обучения (средства ИКТ).
№ п/п
Название

1
Видеопроектор

2
Телевизор

3
Видеоплеер

Цифровые образовательные ресурсы.
№ п/п
Название

1
Компакт-диск Цитология и генетика

2
Компакт-диск "Уроки биологии КиМ" (Общая биология)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
№ п/п
Название

1
микроскоп

2
комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных и практических работ


Натуральные объекты.
№ п/п
Название

1
Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)


Демонстрационные пособия.
№ п/п
Название

1
Дезоксирибонуклеиновая кислота

2
Генети Генетика человека

3
Митоз и мейоз клетки

4
Основные генетические законы














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 715