Конспект урок по изобразительному искусству. Изготовление куклы– травницы, в русском народном костюме. 6 «А» класс


Конспект урок по изобразительному искусству.
Изготовление куклы– травницы, в русском народном костюме.
6 «А» класс
Пак Нина Михайловна, 
учитель ИЗО и технологии
высшая квалификационная категория
Разделы:  ИЗО и технология
Цель урока
Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.
Задачи урока
1. Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления учащихся.
2. Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.
3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, физкультминутка.
Оборудование и материалы:
Вид используемых на уроке средств ИКТ
(Презентация о русском народном костюме и  вышивке, связь композиции костюма и орнаментом в народном искусстве). Приложение 1.2. Необходимое аппаратное и программное обеспечение - компьютер и проектор, экран или интерактивная доска.
3. Таблицы с изображением русского народного костюма.
4. Набор открыток по теме «Русский костюм».
5. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися.
6. Образцы выполненных кукол. Приложение 2.7. Таблицы инструкционной карты «Выполнение куклы – закрутки» (Приложение 4)
8. Кусочки хлопчатобумажных тканей.
9. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др.
10. Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания
3. Изучение нового материала
Дать первоначальные сведения о русском народном костюм: сарафанная и понёвная форма одежды.
4. Практическая часть, 1
Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.
Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма.
5. Практическая часть, 2
Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки»
а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.
Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.
6. Закрепление новых знаний
Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся. Оценивание выполненных работ.
7. Подведение итогов. Домашнее задание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.
Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.
Ход урока
Изучение нового материала
Учитель. Послушайте, сказку.
“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…
Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.
Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.
В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.
Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.          
Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.
По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Учитель. А, теперь, давайте с вами, ребята, представим, что живем в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь?
Дети высказывают свои мысли.
Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было всем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?
Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм!
И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.
Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора - шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой  и бисером.
Во время рассказа идет демонстрация слайдов о русском народном костюме и  вышивке, таблиц и открыток с изображением русского народного костюма.
(Приложение 1)Физкультминутка
Упражнение для мышц глаз.
Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.
Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.
Практическая часть, 1
Постановка художественной задачи
Учитель. На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользовать ся рисунком фигуры человека (Приложение 5).
(Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал.)
Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.
Практическая часть, 2.
Учитель. Беседа
Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.
Вот такую куклу сегодня мы и будем делать. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
Во время рассказа демонстрируются слайды с рукотворными  куклами.
(Приложение 2)Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки»
Материалы для работы:
1. Кусочек белой ткани. 1  деталь - размер 5х5 см (голова)
2. Кусочек белой ткани (можно взять ткань с рисунком, подходящим для рубахи русского костюма) 2 детали - размер   7х7 см (грудь-блузка)
3. Кусочек белой ткани (можно взять ткань с рисунком, подходящим для рубахи русского костюма) 2 детали - размер   5х12см (руки (рукава) - блузка)
4. Кусочек красной ткани для сарафана (юбки)  2 детали – размер 20х8см. (одну можно белой, т. к. она будет нижней юбкой)
5. Кусочек ткани для фартука (в клетку, можно украсить тесьмой, вышивкой, кружевом и т.п.) размер 5х6 см.
6. Кусочек ткани для косынки (красную)  1 деталь размер треугольник со стороной 8 см.
Технологическая карта изготовления куклы-закрутки (Приложение 3)Физкультминутка
Упражнение для рук.
Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.
Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.
Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений, темп средний.
Учитель демонстрирует приемы выполнения куклы. Дети повторяют приемы выполнения за учителем.
Закрепление новых знаний
Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.
Просмотр и выставка готовых работ.
Подведение итогов. Домашнее задание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за урок.
Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.