Методическая разработка по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Английский язык имеет метапредметный характер, его основным принципом является принцип коммуникативной направленности, поэтому английский язык как никакой другой предмет позволяет развивать не только коммуникативную компетентность учащихся, но и их интеллектуальные способности.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Без сомнения, система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена и строго индивидуализирована. Несмотря на то, что задача школьного учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, ему необходимо выбрать такие методы обучения, которые позволили бы помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант. 
К сожалению, классно-урочная система обучения предоставляет мало возможностей для работы с одаренными детьми. Учителя все чаще наряду с традиционными методиками ищут новые формы работы. В последнее время все шире и шире используются интерактивные формы обучения.
Использование интернета в рамках урочной и внеурочной деятельности по английскому языку позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед учителем–практиком в работе с одаренными детьми: повышать интенсивность учебного процесса; активизировать мыслительные способности учащихся; обеспечивать учебный процесс новыми аутентичными материалами; делать занятия более интересными и наглядными; приучать школьников к навыкам самостоятельной работы.
С моей точки зрения, перспективными направлениями работы с одаренными детьми с использованием возможностей интернета и интернет–ресурсов являются:
Использование онлайн ресурсов на уроках английского языка
Установление дружеской переписки со сверстниками из других стран
Работа по созданию исследовательских и творческих проектов
Дистанционный обучение
Вкратце остановлюсь на каждом из направлений.
Использование онлайн ресурсов на уроках английского языка. 
Уроки с использованием интернета можно провести практически по любой теме, при работе над всеми видами речевой деятельности. Однако наибольшие трудности у учащихся вызывает умение воспринимать иноязычную речь на слух. Обуславливается это, в первую очередь, отсутствием языковой среды. Дети слышат английскую речь только из уст учителя, которая зачастую сильно отличается по темпу от речи носителя языка. В связи с этим, очень интересным представляется использование подкастов в обучении навыкам аудирования.
В техническом плане подкаст — это текст, начитанный на аудионоситель и выложенный в интернет для массового прослушивания своей целевой аудитории. Изначально подкасты появились просто как альтернативная форма подачи информации, ориентированная на людей, которым слушать удобнее, чем читать. Однако, существует специальная разновидность подкаст, ориентированная именно на изучающих иностранный язык, так называемые ESL-подкасты (http://www.breakingnewsenglish.com/,http://learningenglish.voanews.com/). Прежде всего, такой подкаст сопровождается транскриптом. Ценность этого компонента очевидна: если не разобрал что-то на слух, всегда можешь свериться с прилагаемым текстом. Кроме того, многие авторы дополняют свои записи полезными усовершенствованиями, такими как прочтение в разном темпе, разбор сложных языковых моментов, упражнения по теме, и так далее. Таким образом, дети имеют возможность слушать аутентичные тексты интересного содержания и, самое главное, используя скрипт, выбирая нужный темп, выполняя задания перед прослушиванием и после, могут с уверенностью рассчитывать на успех в этом виде речевой деятельности.
Установление дружеской переписки. 
Интернет может стать вашим помощником и при обучении школьников письму. Идеально подойдет для этой цели общение по переписке с носителем языка. Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Это способствует целенаправленному использованию изучаемого языка, установлению дружеских контактов и изучению, таким образом, иноязычной культуры. Однако следует помнить, что и на этом пути могут возникнуть проблемы. Спустя некоторое время после налаживания контакта учащиеся жалуются на то, что переписка становится неинтересной. Расспросив о себе, друзьях, семье и обсудив другие актуальные темы, они просто не знают, о чем еще писать. Тогда учитель может мотивировать учащихся на продолжение переписки, давая различные задания, которые соответствовали бы тематике материала, изучаемого на уроках. Например, при изучении темы «Школьная жизнь», можно попросить учащихся расспросить своих иностранных сверстников о системе образования в их стране, а затем выступить с докладом в классе.
Работа по созданию исследовательских и творческих проектов.
Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это - совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Например, организация “Международное образование и ресурсы компьютерной сети” (International Education and Resource Network, IEARN http://iearn.org/) объединяет школы из более ста стран, ежегодно проводит конференции, ежемесячно рассылает электронные новости. У учащихся появляются реальные партнеры по общению. В рамках этой организации проводятся конференции для учителей, семинары, и мастер-классы.
Следует отметить, что обучение через компьютерные телекоммуникационные сети обеспечивает погружение обучаемого в реальную языковую среду и тем самым существенно ослабляет традиционный языковой барьер практического использования иностранного языка. Это достигается за счет того, что обмен информацией происходит между сверстниками, а содержание материалов включает мысли, чувства, идеи, ситуации, интересные для обучаемых и имеющие значение в их жизни.
На начальном этапе обучения телекоммуникационные проекты и конференции специально организуются преподавателем. Впоследствии при обретении определенных навыков и умений учащиеся смогут самостоятельно находить предлагаемые в Интернете  международные проекты и присоединяться к ним по собственной инициативе, принимать участие в международных телеконференциях для обсуждения различных вопросов на интересующие их темы. 
Телекоммуникации – новый подход к образованию и от того, насколько вдумчиво и грамотно с педагогической точки зрения будет организована работа, зависит будущее одного из видов новых педагогических и информационных технологий в образовательных системах разных стран мира. Потенциальные возможности телекоммуникаций в сфере образования очень велики. Слово за педагогами.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение (ДО) – еще одно перспективное направление в работе с одаренными детьми. Оно представляет собой такую форму организации учебного процесса, при которой происходит интерактивное взаимодействие его удаленных участников (учащихся и учителя) через открытые каналы доступа (например, Интернет). ДО представляет собой достаточно гибкую систему обучения, позволяющую обучаться практически в любое время суток в течение семи дней в неделю при наличии компьютера, подключенного к сети Интернет.
К сожалению, дистанционное обучение недостаточно развито в современной системе образования. Ресурсом, заслуживающим внимания для проведения дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку, является образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» http://en.reshuege.ru, где в Разделе для централизованного контроля уровня подготовки учащихся учитель может сгенерировать неограниченное количество необходимых ему тестов. Для каждого теста система выдаст индивидуальную ссылку, которую нужно сообщить учащимся.
Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку на странице «Ученику» и проходят тестирование. Система автоматически проверяет задания по чтению, аудированию, лексико – грамматическую часть, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися личные письма и сочинения. Учитель может просмотреть и оценить их. Система запоминает результаты тестирования и выводит их по каждому учащемуся и каждому из тестов на странице статистики. Учитель также может создать свой собственный тест, подобрав необходимый набор конкретных заданий. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями.
Как мы видим, дистанционное сопровождение позволяет изменить роль учителя в учебном процессе через уменьшение его контролирующей функции, через увеличение времени, которое он может уделить анализу потребностей, мониторингу индивидуальной образовательной траектории каждого отдельного учащегося.
Очевидно, что интернет предлагает учителям уникальные возможности для педагогического сопровождения одаренных детей. Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать его творческую деятельность. Такая работа требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, дополнительных затрат времени и сил. Но нет лучшей награды для учителя, чем личные достижения его учеников.