Оскар Уайльд Соловей и роза

Неделя
День
Урок

Тема урока
Оскар Уайльд «Соловей и роза»

Общая цель
Продолжить знакомство учащихся с литературной сказкой О.Уайльда, выявить нравственную основу сказки.

Ожидаемые результаты
Знают текст сказки, ищут и выделяют необходимую информацию, осознанно и произвольно строят речевые высказывания, свободно ориентируются в тексте художественного произведения; сравнивают, анализируют, синтезируют, обобщают, систематизируют.

Тип урока
Урок - практикум

Задания
Разноуровневые задания по таксономии Б.Блума.

Необходимые материалы
Сказка О.Уайльда «Соловей и роза», маршрутная карта, презентация к уроку, видеоматериалы, иллюстрации учеников.

Ход урока:

Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика

Вводная часть

Ребята, здравствуйте. Я приветствую также гостей, надеюсь, что сегодня у нас будет интересный и содержательный урок.
Я люблю солнце, - оно любит меня!
Я люблю землю, - она любит меня!
Я люблю людей, - они любят меня!
Сегодня мы с вами поговорим об очень важном, серьезном, вечном. Как сделать нашу жизнь чуточку добрей, светлей, лучше? А поможет нам замечательный английский писатель Оскар Уайльд и герои его сказки «Соловей и роза»



Презентация
Вступительное слово учителя





Со дня смерти Оскара Уайльда прошло больше века. Имя его широко известно не только в Англии, но и далеко за ее пределами. Он оставил четкий след в литературе. Он писал комедии, романы, сказки. Едва ли сегодня кто-нибудь усомнится в талантливости Уайльда, и поэтому он занимает достойное место в истории английской литературы. Начнём мы урок с аналитической разминки.
1. Почему плачет Студент?
2. Зачем Студенту роза?
3.Что будет, если Студент не подарит Розу девушке?
4. О чем просит Соловей розу? Какая роза?
5. Что  сделал Соловей, чтобы роза стала красной?
6 . Как отнеслась девушка к подарку Студента?
7. Что сказал Студент?
8. Почему О.Уайльд назвал сказку «Соловей и роза» а не назвал «Студент и роза»?
.

Основная часть

























































«Пусть будет жизнь любовью, а любовь - жизнью!» Так назвали мы наш урок. О чем же мы сегодня будем говорить? Конечно же о любви.
Как вы понимаете значение этого слова? Что для вас ассоциируется со словом любовь? Составьте кластер с этим словом.
Каждое литературное произведение “загадка”. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Как вы понимаете слово «соловей» и «роза» (Соловей – маленькая серая птичка, символ мастера, искусства пения, любви; роза – королева цветов, символ любви, это что-то очень красивое, таинственное)
Видеоматериал «Пение соловья»
Работа с маршрутной картой.
1) Перечислите героев сказки.
2) Найдите в произведении описание героя, указанного на картинке:







3) Кому принадлежат эти слова о любви? Найдите в тексте.
«Любовь дороже жизни, и сердце какой-то пташки – ничто в сравнении с человеческим сердцем». ____________________________________________________
«Как ни мудра Философия, в Любви больше мудрости, чем в Философии, - как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любой власти. У неё крылья цвета пламени, и пламенем окрашено тело её». ____________________________________________________
«Какая глупость эта Любовь В ней и наполовину нет той пользы, какая есть в Логике». _____________________________________________________
«Воистину любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить её, и она не выставляется на рынке». _____________________________________________________
«Она удивительно непрактична, так как наш век – век практический». _____________________________________________________

«Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото». ______________________________________________________

4) Заполним таблицу из текста.

Герой
Мечта
Ключевые слова
Что я думаю

Соловей
найти и помочь влюбленным
пел, рассказывал о любви, готовился к самопожертвованию







Студент
танцевать с девушкой, найти розу
глаза наполнены слезами, сердце разрывается от горя, бледный








5) Исследуй этапы «окрашивания» розы, подтверждая текстом (озаглавь каждый этап).
Давайте проследим по тексту сказки, как происходит зарождение любви в человеке на примере расцветающего куста роз.










6) Найдите в тексте описание изменения цвета розы. Раскрасьте, как менялся цвет розы при пении Соловья:
«Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки »
« он пел о зарождении страсти в душе мужчины и женщины»
« он пел о Любви, которая обретает совершенство в смерти, о той любви, которая не умирает в могиле»








7) Составление диаграммы Венна. Чем отличаются и что объединяет Студента и Соловья?
8) Работа с афоризмами (предлагается выбрать афоризм, который мог бы стать эпиграфом к уроку и аргументировать свой ответ).
Любовь, которая ежедневно не возрождается, ежедневно умирает. (Х.Джебран)
Любить – значит видеть чудо, не видимое для других (Ф.Мориак).
Сильнее смерти бывает любовь; бывает ли она сильнее жизни? (Г.Ландау)
Большой талант всегда сопровождает великодушное сердце (Т.Готье)
Только с чистой душой можно творить ярко (В.Комиссаржевская)
Любовь – это жизнь... От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее... Любовь – это сердце всего (В.Маяковский)
Прослушивание аудиозаписи. Перед чтением – цель: внимательно прослушать сказку, составить психологические портреты героев, обратить внимание на стиль автора.
Презентация обложки книги, которую нарисовали на прошлом уроке.


Итог


Домашнее задание




Рефлексия
Синквейн: 1 – Студент
2 – Соловей
3 - Роза
Мастерская. Класс, поделенный на группы, сочиняет конец сказки, рассказанный:
1 группа – от лица розы
2 группа – от лица Студента
3 группа – от лица Дерева, на котором Соловей свил свое гнездо,

«Пятерочка»
Ребятам  предлагается на листе обвести свою руку.  Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.  Большой палец – для меня важно и интересно;  Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);  Средний – для меня было недостаточно;  Безымянный палец – мое настроение;  Мизинец – мои предложения.