Описание модели организации внеклассной работы в МАОУ СОШ №22 г. Перми

Описание модели организации внеклассной работы
в МАОУ «СОШ № 22» г. Перми.
Данилова В.С.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по ФГОС второго поколения имеет определённую цель:
Создание культуросообразного подросткового сообщества для формирования у детей активной гражданской позиции и способности толерантного отношения к окружающим.
Задачи программы:
1.Изучить основные положения организации внеурочной деятельности, отражённых в Стандартах.
2.Создать организационные, правовые, методические и материальные условия для реализации.
3.Обеспечить организационную, информационную, научно-методическую, материально- техническую, моральную, материальную, правовую поддержку участников.
4.Выявить тенденции изменений состояния результатов обучения, воспитания и развития.
5.Осуществить поиск оптимальных способов преемственности внутри образовательной системы.
6.Расширить представления детей о школе как о социальном институте, о месте школы в городской структуре.
7.Создать условия для формирования собственной позиции детей и выход на новый, осознанный уровень соблюдения норм.
Ожидаемые результаты:
Создание единого культурно-образовательного пространства на основании формирования у детей предпосылок и основ умения учиться.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.
Принципиальная разница заключается в том, что у учащихся помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки.

Она состоит из 6 направлений:
1.Спортивно-оздоровительное.
2.Художественно-эстетическое.
3.Научно-познавательное.
4.Военно-патриотическое.
5.Общественно полезная деятельность.
6.Проектная деятельность.
Дополнительная внеурочная нагрузка на каждого ученика по ФГОС второго поколения составляет 10 часов в неделю. Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя не только учебную, но и воспитательную части.
Требования новых стандартов предусматривают не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить его их применять как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - не просто оценка учёбы, но и развитие личностных качеств.
При организации внеурочной деятельности образовательным учреждением используются возможности как самой школы, так и возможности
образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
Сейчас у школы есть учебный план, кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность мало связаны друг с другом.
С переходом на ФГОС второго поколения внеурочная работа станет обязательной (она прописана в образовательной программе) и будет представлять единое целое – совокупность урочной и внеурочной деятельности в совместной работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Отучившись на уроках, дети смогут позаниматься в кружках, секциях, съездить на экскурсии. Целый день сидеть за партой ребята не будут.
Осуществление воспитательной работы и дополнительного образования в школе.
1.В области военно-патриотического воспитания:
воспитание сознания у учащихся любви к Родине, развитие чувства принадлежности к своему народу, средствами музейной педагогики; сотрудничества с ветеранами ВОВ; проведение акций милосердия; посещениями памятных мест в г. Перми; посещение музеев, ; проведение спектаклей, концертов, конкурсов, творческих работ в патриотическом направлении.
Формирование у детей ценностных отношений к культурно-историческому наследию, в котором отражены общие человеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.
2..В области физического воспитания:
усиление комплекса профилактических мер по сохранению общего здоровья детей, средствами организаций Дней здоровья, проведение спортивных мероприятий, работа секций с тесным сотрудничеством с медицинскими учреждениями, отслеживанием нормативных показателей физического и психологического развития ребёнка.
3.В области интеллектуального воспитания;
усиление воспитательной направленности учебного процесса, средствами проведения классно-внеклассных мероприятий. интеллектуальных марафонов, участием в олимпиадах, конкурсах, праздниках, форумах.
4.В области трудового воспитания:
сосредоточить внимание на сознательной потребности к труду, средствами организации дежурств, субботников, выставок работ, проектной деятельности.
5.В области эстетического воспитания:
организация творческой деятельности на основе изучения культуры, обычаев, средствами совместной творческой деятельности детей и взрослых на уроках этикета, организации выставок, ИЗО, участием в конкурсах, праздниках, подготовки стенгазет.

6.В области правового воспитания:
активизировать комплекс мер по безопасному поведению ребёнка в условиях города, подготовки детей к современной жизни, взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями.
Школа может на своё усмотрение выбирать направления развития внеурочной деятельности, но должна охватывать максимум вариантов. Не может быть так, чтобы все дети занимались в спортивных секциях. Должны быть разные виды деятельности. Другими словами, количество часов 10, а наполняемость – разная.
Родители не должны стоять в стороне, они тоже участвуют в выборе форм внеурочной деятельности и её наполнении.
На деле происходит таким образом:
1.Школа знакомит родителей с требованиями новых стандартов по организации внеурочной деятельности.
2.Проводится опрос, выявляющий потребности детей и родителей.
3.Предоставляется тот потенциал, который уже есть у школы и у близлежащих учреждениях дополнительного образования.
4.Формируется перечень предложений.
5.Согласуется на управляющем совете.
6.Утверждается руководителем учреждения.
В рамках новых стандартов школа будет развивать научно-познавательную и проектную деятельность. Другими словами, кроме уроков, ученик будет посещать научное общество или работать по проектам.
Школа вправе ввести дополнительные образовательные услуги, которые выходят за рамки стандартов. Однако эти дополнительные услуги будут платными в соответствии с договором, заключённым с родителями.
Учитывается и загруженность МАОУ СОШ № 22. Здесь должен быть гибкий график занятий. Обычно в первую половину дня все кабинеты заняты уроками, но учреждения дополнительного образования свободны. Поэтому в эти часы бассейны, спортзалы и другие помещения таких учреждений могут занять школьники.
Меняется и наполнение портфолио: теперь в него входят не только результаты учебной деятельности, но и разного рода достижения во внеурочной деятельности.
В нашей школе было проведено анкетирование с 1 по 4 классы, в котором мы посмотрели занятость наших учащихся в школьных и внешкольных кружках. Результаты приведены в таблице.

В школе
Количество часов в неделю (ср.показ.)
Вне школы
Количество часов в неделю (ср. показ.

Спортивные секции
48чел.
2 – 3 часа
241чел.
2 – 5 часов

Бассейн


78чел.
2 – 3 часа

Музыкальные школы


73чел.
2 – 4 часа

Танцевальные коллективы


118чел.
2 – 4 часа

Компьютерные школы


31чел.
1 – 2 часа

Дизайнерские студии


8чел.
1 – 2 часа

Изо студии
Другое

105чел.
хор

1час
63чел.
16чел.
Языки

1 – 2 часа

1 – 2 часа


По результатам анкетирования можно сказать, что наши учащиеся посещают кружки и секции, однако в основном - это вне школы. Что касается часов, то их недостаточно. Поэтому наша задача заключена в том, чтобы найти недостающие часы и дополнить до идеальных 10 часов, как требует ФГОС второго поколения.

Таким образом, посещение внеурочных занятий обязательно для всех учащихся. Конечно, будут и исключения (дети со справками от врачей ).
Родители заключают договор с учебным заведением. Если родители считают возможным полностью загрузить своего ребёнка вне школы, самостоятельно, то это их право.
Остальные дети посещают внеурочные занятия.
В школе были проведены собрания, на которых родителей будущих первоклассников познакомили с требованиями ФГОС второго поколения. Родители положительно отнеслись к нововведениям. Их не пугает, что увеличивается нагрузка на ребёнка и часы пребывания в школе. Также были предложены направления работы по внеурочной деятельности. В них вошли:
1.Спортивно-оздоровительное.
2.Художественно-эстетическое.
3.Научно-познавательное.
Результат такого выбора направлений вытекал из возможностей МАОУ СОШ № 22 и возможностей близлежащих учреждений дополнительного образования. Мы ставили перед собой следующие задачи:
1.Определить главные направления в зависимости от индивидуальных особенностей детей, возраста, психологических показателей).
2.Анализ ресурсов:
а) материально-техническая база школы;
б) кадровый состав.
3.Изучение спроса родителей и детей.
Подробнее остановимся на материально-технической базе школы. Для внеурочной работы имеются следующие помещения:
. актовый зал
. зал для занятий аэробикой
. кабинет информатики
. кабинет психологической разгрузки
. кабинеты для занятий французским и английским языками
. кабинет для музыкальных занятий
. спортивные залы
На родительском собрании было проведено анкетирование, в котором предлагалось наполнение внеурочной деятельности. Результаты приведены в таблице ( с 1 по 4 классы).
Ритмика (танцевальный кружок )
320чел.

«Умники и умницы» ( интеллектуальный кружок )
280чел.

«Умелые ручки» ( трудовое воспитание )
«Мастерская подарков»
48чел.
120 чел.

«Великая Пермь» ( краеведческий кружок )
53чел.

«Капельки» ( хоровая студия )
46чел.

«Весёлая грамматика»
280чел.

«Информатик»
320 чел.

«Чемпион» (спортивные кружки )
85чел.


Таким образом, 10 часовое наполнение внеурочной деятельности по ФГОС второго поколения осуществляется исходя из:
1.Возможностей образовательного учреждения.
2.Возможностей учреждения дополнительного образования.
3.Потребностей семьи.
Просмотрев возможности близлежащих учреждений дополнительного образования, с которыми может сотрудничать наша школа, мы выделили следующие учреждения:
1.Дом офицеров.
2.ДТЮ (ул. Сибирская).
3.Кукольный театр.
4.К./ с. « Премьер»
5.ДТ «Ритм».
Осуществляя программу ФГОС второго поколения по внеурочной деятельности , учитель составляет перечень кружков, секций, которые будет посещать ученик, прописывает, какие занятия будет вести педагог самостоятельно, а для каких необходимо будет привлекать специалистов из близлежащих учреждений дополнительного образования.
Учитывая специфику МАОУ СОШ № 22, как вид внеурочной деятельности, учителя обязательно включают кружки по изучению французского и английского языков в свою программу по внеурочной деятельности. Это может быть театральный кружок на французском языке или кружок, в котором будет изучаться история Франции.
На сегодняшний день идёт активная работа в школе по составлению конкретных программ, привлекаются специалисты, подбирается материал по введению ФГОС второго поколения по внеурочной деятельности.




15