Использование таксономии Блума на уроке русской литературы при изучении повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством


Задания в соответствии с таксономией Блумапо повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Уровень Задания
Знание Прочитайте повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (д/з)
Заполните «Карточку писателя»
Годы жизни автора
В какой сборник вошло это произведение?
Вы знакомы с этим приемом?
Ранее его использовал другой великий русский писатель. Кто? Как назывался сборник?
3.Перечислите героев произведения с краткой характеристикой
Понимание Заполните таблицу соответствий

Один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа. Празднуется 7 января. Коляда
Песня, исполняемая во время обряда Колядовать
На Рождество, на Святки, на Новый год : ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги Колядка
Старинный рождественский и святочный крестьянский обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощений Черевички
Старославянское слово, обозначавшее кожаную обувь. В более позднее время так назывались женские остроносые башмачки на каблуках. Рождество
Перечитайте начало повести “Ночь перед Рождеством”:
“Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег”.
- Выделите подлежащие и сказуемые.
- Какие художественные приемы использовал Н.В.Гоголь в этом отрывке?
Варианты ответа:
гипербола (преувеличение) “скрып мороза под сапогом слышался за полверсты”
олицетворение (“очеловечивание” неживых предметов) “глянули звезды”, “месяц поднялся”, “месяц заглядывал”
Эпитеты (художественные определения) “величаво поднялся”
Использование БЕСЕДА.
-КАКОВА СИСТЕМА ОБРАЗОВ “НОЧИ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”.
-Зачем черту нужно украсть месяц с неба?
-Солоха считалась в Диканьке ведьмой или была ею на самом деле?
РАБОТА В ГРУППАХ. УЧАЩИЕСЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ
ОДНОГО ВЫСТУПАЮЩЕГО ДЛЯ СООБЩЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ГРУППЫ.
1 ГРУППА.Эпизод “Ах, как я хороша!” Обратитесь к тексту (стр.171-175), обсудите ответы на вопросы:
Как Оксана и Вакула относятся друг к другу?
- Любит ли Оксана кого-нибудь, кроме себя?
- Какими словами Оксана отталкивает Вакулу?
2 ГРУППА.Эпизод “Достань черевички!” Обратитесь к тексту (стр.181-182), обсудите ответы на вопросы:
- Какое условие ставит Оксана Вакуле?
- В чем пытается убедить себя Вакула?
3 ГРУППА.Эпизод “Дурачь, кого хочешь” Обратитесь к тексту (стр.186-188), обсудите ответы на вопросы:
- На какой поступок решился Вакула в горе?
- Почему, по мнению Гоголя, самоубийство – грех?
Анализ ТЕСТ И САМОПРОВЕРКА ТЕСТА.
1.Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой:а) описание; б) повествование; в) рассуждение.
2.Тема произведения:а) быт и нравы селян; б) проказы селян в рождественскую ночь; в) искренность чувств и поступков селян.
3.В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:а) пошалить; б) отомстить кузнецу; в) поиздеваться над селянами.
4.Кузнец был человек:а) нерелигиозный; б) вольнолюбивый; в) богобоязливый.
5.Вакула отправился в Петербург, чтобы:а) никогда больше не видеть Оксану; б) достать царские черевички;  в) посмотреть столицу.
ОТВЕТЫ:
1.а 2.в 3.б 4. в 5.б.
Монологическая речь учащихся.
РАССКАЖИТЕ О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ВАКУЛЫ ПО ОДНОМУ ИЗ ПУНКТОВ ПЛАНУ:
Какое условие ставит Оксана кузнецу?
Кузнец решил отдать душу дьяволу.
Что поразило Вакулу в разговоре с Пацюком?
Вакула перехитрил черта.
Чем закончилась история с мешками?
Каким увидел Петербург Вакула?
Опишите дворец глазами Вакулы.
“Вот тебе и кузнец!”
Синтез Вычеркивание из таблицы эпитетов, которые нельзя отнести к характеристике Оксаны).Внешность Черты характера
Красавица дочка веселая
симпатичная серьезная
полная кокетливая
худая хвастливая
Свежее лицо насмешливая
Блестящие черные очи бессердечная
Длинные змеи кос суровая
бледная жестокая
румяная самовлюбленная
высокая лицемерная
долговязая своенравная
2. Обсуждение дискуссионного вопроса.
- СТОИЛА ЛИ ОКСАНА ЛЮБВИ ВАКУЛЫ? ГРУППА ДЕВОЧЕК ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ “ЗА”. ГРУППА МАЛЬЧИКОВ ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ “ПРОТИВ”
3. Просмотрев фрагмент видеофильма “Ночь перед Рождеством”, ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: “Мне не нужно черевиков…”. Какие слова вы поставили бы в конце предложения?
Оценивание Преобразилась ли в финале произведения Оксана? Какой мы видим ее на последних страницах повести? Докажите цитатами из текста.
В чем состоит главная идея произведения?
(ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ в том, что настоящая искренняя любовь всегда добьется своего, она даже заставит служить себе темные силы. Три самых важных слова ВЕРА, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ – вот рецепты преображения, бессмертия человека, по мнению Гоголя.