Рефлексивный отчет по коучингу Тема:»Использование таксономии Блума на уроках как средство активизации познавательной деятельности учащихся.


Рефлексивный отчет по коучингуТема:»Использование таксономии Блума на уроках как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
а
«…всякое размышление есть
результат внутреннего спора, так,
как если бы человек повторял по
отношению к себе те формы и
способы поведения, которые он
применял раньше к другим».
Л.С. Выгодский.
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане.
Оно является дисциплинарным подходом к осмыслению, оценке, анализу и синтезу и информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.
Процесс критического мышления включает в себя:
- сбор релевантной информации;
- оценку и критический анализ доказательств;
- обоснованные выводы и обобщения;
- пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.
Критическое мышление может включать признание неустановленных предположений, ценностей и проблем, а также – обнаружение эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении задач.
Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. К навыкам критического мышления относятся:
- наблюдение;
- анализ;
- вывод;
- интерпретация.
К характерным особенностям критического мышления:
Рациональность: стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и отчет любых доказательств; опора на причину, а не эмоции.
Непредубежденность: оценка всех выводов; рассмотрение и признание множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.
Суждение: признание степени и значения доказательств; признание уместности и достоинства альтернативных предположений и перспектив.
Дисциплина: стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим.
Самосознание: осознание субъективности собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.
В целом критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив. (Руководство для учителя, 2012, с.155).
Цель проведение коучинга: создать условия для успешного освоения участниками таксономии Блума. На практическом материале продемонстрировать систему заданий, разработтанных по таксономии Блума. Дать возможность самим участникам разработать задания по определенной теме.
На коучинге участвовали учителя разных предметов. На начало коучинга проводила разминку на позитивный настрой работы « комплименты. Затем учителя разделились по группам знаком зодиака. Образовалось три группы.
На начало занятии учителям раздала скрепку, и попросила , проработать в группе ответив на вопрос, в каких целях и где можно использовать скрепку.
Обсуждая в группе учителя, пришли к общему мнению, что скрепку можно использовать
для молнии куртки, цепочку сделать, оформить разноцветными скрепками помещения и т.дПришли все к выводу и определили тему занятий.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Поэтому я, решила ознакомить учителей одним из методов, для развития у учащихся мыслительной деятельности на уроке это Таксономия Блума. Провела разъяснительную работу, почему метод назвали Таксономия Блума. По таблице дала четкое понимание и уровень применения на уроке.


Также изучили таблицу с целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»
Таблица
Этапы Вызов Осмысление Рефлексия
Цели Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся.
Формирование мотивации на учебную деятельность.
Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности. Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым.
Освоение способа работы с информацией.
Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова. Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете.
Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.
Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.
Деятельность учителя Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, чтобы внести изменения, дополнения; предлагает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Деятельность учащихся Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы. Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Ученики соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.Приемы «Мозговой штурм»
Прогнозирование (по портрету, картине)
Прогнозирование по ключевым словам
Верные и неверные утверждения
Перепутанные логические цепочки
Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
Кластер
Таблица «З–Х–У» Чтение текста с маркировкой по методу INSERT
Выделение ключевых слов подчёркиванием
Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Таблица «З–Х–У» Маркировочная таблица INSERT
Творческая работа – синквейн
Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
Ведение дневника, письмо другу
Заполнение кластеров, таблиц
Перепутанные логические цепочки
Результаты Актуализированный опыт
Активизированное знание
Сформированный мотив Систематизированное знание
Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова Присвоенное знание
Сформированное целостное представление о предмете

 
Стадия Функции
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмыслениесодержания Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации).
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»
Этапы Вызов Осмысление Рефлексия
Цели Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся.
Формирование мотивации на учебную деятельность.
Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности. Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым.
Освоение способа работы с информацией.
Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова. Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете.
Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.
Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.
Деятельность учителя Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, чтобы внести изменения, дополнения; предлагает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Деятельность учащихся Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы. Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Ученики соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.Приемы «Мозговой штурм»
Прогнозирование (по портрету, картине)
Прогнозирование по ключевым словам
Верные и неверные утверждения
Перепутанные логические цепочки
Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
Кластер
Таблица «З–Х–У» Чтение текста с маркировкой по методу INSERT
Выделение ключевых слов подчёркиванием
Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Таблица «З–Х–У» Маркировочная таблица INSERT
Творческая работа – синквейн
Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
Ведение дневника, письмо другу
Заполнение кластеров, таблиц
Перепутанные логические цепочки
Результаты Актуализированный опыт
Активизированное знание
Сформированный мотив Систематизированное знание
Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова Присвоенное знание
Сформированное целостное представление о предмете
Учителя, ознакомившись с новыми методами, работали по группам. Каждая группа выбрала метод для развития у учащихся критическое мышления по своему предмету и составили «фишбоун», «синквейн», «кластер» и защищая свою работу осознали, что использовав такие методы на уроках можно развивать мыслительную деятельность учащихся.
На конец занятии провела рефлексию по теме и рефлексируя я поняла, что учителя все поняли метод и функции Таксономия Блума.
Я думая , что учителя на уроках будут применять все новые методы на своих уроках и развивать
мыслительную деятельность учащихся по своему предмету.