Урок по технологии 5 класс «Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней»

Конспект урока по технологии.
Педагог (ФИО) Зайнуллина Ирина Николаевна
Предмет технология Класс 5
Тема урока: Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней.
Цель урока: Познакомить учащихся с элементами национальной культуры – Русский народный костюм, фартук; познакомить с видами рабочей одежды. На основе полученных знаний нарисовать эскиз фартука и украсить декоративной отделкой.
Задачи:
Обучающие: - расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке;
- создать комфортные условия для творческой деятельности учащихся в составлении эскиза фартука.
Развивающие: способствовать развитию практических навыков и творческих способностей учащихся;
Воспитательные: формировать эстетический вкус, воспитывать аккуратность, внимание.



Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Наглядность: презентация по теме урока, раздаточный материал для выполнения практической работы, цветовой круг




№ п/п
Этапы работы
Содержание этапа


1
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: настроиться на продуктивную работу на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать настрою учащихся на плодотворную работу.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-напомнить о важности правильной организации рабочего места.
Метод: словесный
Слайд
Добрый день
Добрый час
Я очень рада видеть вас
Друг на друга мы посмотрим,
Улыбнулись все и сели

Здравствуйте, дети!
Сядем за парты правильно, спину держим прямо.
Посмотрите на парту. Готовы ли вы к уроку? Хорошее настроение сохранилось? Значит, наша сегодняшняя работа будет плодотворной.



2
Актуализация знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
понять и осмыслить значимость фартука в национальном костюме. Познакомить с видами рабочей одежды и требованиями предъявляемыми к ней.
Цель, которую хочет достичь учитель:
организовать индивидуальную работу и групповую.

Методы: учебный диалог.

Мотивация учащихся.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: заинтересовать учащихся в важности фартука в национальном костюме. Цель, которую хочет достичь учитель: мотивировать учащихся на изучение нового материала и на успешное выполнение предстоящих заданий.
Приём: создание эмоционально-комфортной обстановки.
Методы: словесные, наглядные.


Посмотрите, пожалуйста, слайд-шоу и скажите – как звучит тема сегодняшнего занятия. Слайд

- Правильно «Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней». Слайд
“Цель нашего занятия – познакомиться с видами рабочей одежды” Слайд
Запись темы в тетрадь.



Сегодня вы узнаете много нового о фартуках, о видах спецодежды, а также должны будете проявить свою творческую активность и научиться выполнять эскизы фартука.



3




































































Изучение нового материала:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Узнать о видах спецодежды, а также познакомиться с историей возникновения фартука.
Цель, которую учитель ставит перед учениками: создать условия для расширения и углубления знаний по теме урока.
Задачи:
-расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке
- дать представление о спецодежде;
-формировать и развивать познавательный интерес учащихся к предметам.
Формы и методы: словесные, наглядные: показ презентации.



























































Цель, которая должна быть достигнута учащимися: восстановить физические силы.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: профилактика утомления, нарушения осанки и зрения учащихся.




Практическая часть
Цель, которую хочет достичь учитель:
Объяснить учащимся этапы выполнения практической работы, организовать работу самостоятельно.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выполнить самостоятельно работу.

Методы: объяснительно- иллюстративные, практические.

Рассказ учителя о видах одежды.  
Вопрос: Что такое одежда?
Слайд Одежда – это изделие (или несколько изделий) надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции. (Определение записывается в тетрадь.)
Слайд Современная одежда делится на два класса на бытовую и производственную.
Слайд Бытовая одежда - предназначена для ношения в различных бытовых и общественных условиях. К бытовой одежде относятся:
Слайд Повседневная одежда – для повседневного ношения;
Слайд Торжественная одежда – для ношения в торжественных случаях;
Слайд Домашняя одежда – для работы и отдыха в домашних условиях;
Слайд Спортивная одежда – предназначена для занятия спортом.
Слайд Производственная одежда – предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей народного хозяйства.
К производственной одежде относятся:
Слайд Специальная одежда – для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Слайд Санитарная одежда- вид специальной защитной одежды
Слайд Форменная одежда – одежда школьников, военных, и т.д.

Какую специальную одежду надевают на работе:
повар - фартук, халат, колпак, косынка;
врач – халат, брюки, куртка, колпак;
продавец – халат, фартук.
- Какую одежду надевают для работы в доме, на кухне? (фартук)
Фартук (или передник) – широко распространённая и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времён до наших дней.
Слайд История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетённые) тростниковые стебли. С течением времени фартук становится повсеместно распространённым видом одежды.
Слайд Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники. Повара считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
Слайд Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVII в. фартук непременно украшал жён именитых горожан.
Слайд Традиционный русский фартук изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. Его украшали вышивкой и лентами. Русский народ любит яркие красивые вещи. Цвета имеют свою символику:
Красный – цвет радости, жизни, любви;
Жёлтый – посвящается солнцу, звёздам, луне;
Зелёный – символизирует весну;
Коричневый – плодородие земли.
Слайд Фартук еще называли В одежде Донской казачки, тоже присутствовал фартук. В 18 веке в верховьях Дона его называли «завеска». Они были праздничные и повседневные. Завеска шилась прямоугольной формы, собранная, под обшивку, без завязок и поэтому подтыкалась под верёвочку, которой был подвязан балахон. Позже появились фартуки с завязками и нагрудником.

- Для чего же служит фартук?
- Каким он должен быть?
Рабочая одежда для дома – фартук служит для предохранения одежды от загрязнения.

Слайд Основные требован ия, которые предъявляются к фартукам – это удобность и эстетичность. В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальный стиль, большое внимание уделить цветовому решению, качеству ткани, отделке, деталям. Фартук для дома должен быть спокойным по фасону, силуэту, отделке, не мешать движениям.
Для того чтобы сшить фартук, необходимо его сначала смоделировать.
- Ребята, а что значит слово мода, моделирование?
- А кто занимается моделированием одежды?
- Художник по моделированию одежды может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. Зародившийся образ модели он воплощает – в эскизе, который может быть исполнен как в черно– белом, так и в цветовом варианте. Эскиз – это предварительный набросок, не разработанный в деталях.

Сегодня на уроке я предлагаю вам выступить в роли художников-
модельеров и создать модели фартуков. Вы будете создавать эскиз модели на бумаге, затем украсите декоративной отделкой, вырежете и оденете свою куклу Машу.


Физминутка
Стоп, уроки!
Стоп, дела,
Отдыхать пришла пора!

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.




Прежде чем приступить к практической работе, мы к ней должны хорошо
подготовиться.
- Ребята, давайте подумаем какие виды фартуков, мы можем с вами смоделировать?
(фартук на поясе, фартук с нагрудником)
- Из каких частей состоит фартук?
(нижняя часть, нагрудник, бретели, пояс)
- Какие части фартука мы можем изменять?
(нижняя часть, нагрудник, карманы)
Слайд - Обратите внимание на экран, вы здесь видите различные варианты
моделирования нижней части фартука, нагрудника и кармана.

Слайд - Модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом, отделкой. То,
чем одна модель отличается от другой, называется фасоном. При разработке
модели одежды важная роль отводится деталям. Например, карман должен
быть расположен так, чтобы им удобно было пользоваться. Форма нижней
части фартука определяет форму карманов.
Надо также обращать внимание на цвет фартука и отделку.
- Какие виды отделки мы можем использовать для украшения фартука?
(тесьма, декоративная строчка, отделочная ткань, карманы, аппликация).
Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.
Слайд Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. Они в круге расположены напротив друг друга и называются контрастными. Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия.

Итак, ребята, мы обговорили с вами, каким должен быть фартук, и предлагаю приступить к практической работе.


Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с заданием, я надеюсь, кто- то из вас станет знаменитым модельером.



4
Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
закрепить знания, из каких деталей состоит фартук
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по закреплению знаний учащихся по теме урока.

Методы организации работы: словесные, наглядные.

Форма организации деятельности: индивидуальная
Метод оценивания: самооценка, педоценивание.


Ребята ответе на вопрос из каких деталей состоит фартук?
1.пояс,
2.нижняя часть,
3. карман,
4. бретели,
5. нагрудник.






5
Задание на дом:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
закрепить умения и знания по теме.
Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для поиска дополнительного материала и творческой работы по теме урока.

Задача: разъяснить методику выполнения домашнего задания

Придумать эскиз фартука и зарисовать его в тетради для построения чертежа.
Принести чертёжные инструменты: карандаш, линейку, ластик для построения чертежа фартука.


6
Рефлексия
Цель для учащихся: осознать свою УД, дать самооценку своих результатов и класса.

Цель учителя: помочь осознать свою УД, дать педоценку результатов деятельности.
Подведем итог нашему уроку. Ответьте себе на следующие выражения:

Я узнала.
Я заинтересовалась.
Мне пригодится.
Я хочу.
С каким настроением вы закончили урок?

Выставление оценок.

Положив сегодня хорошее начало, я надеюсь, вы так же уверенно продолжите работу. Спасибо за внимание, уберите свои рабочие места. Занятие окончено.





15