урок русского языка Учимся ставить запятые в сложном предложении


Урок русского языка в 4 классе
Автор: Лисина Марина Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ СШ № 95 г. Архангельск
Тема: Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.
Задачи:
1) различать простые и сложные предложения;
2) применять правила правописания знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами;
3) способствовать развитию учебно-информационных и коммуникативных навыков;
4) воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.
Оборудование:
1) Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М., Вентана-Граф, 2014.
2) Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М., Вентана-Граф, 2014.
3) карточки для индивидуальной работы;
4) ПК, презентация PowerPoint к уроку;
5) документ- камера.
Ход урока:
Этап урока Оборудование Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент Начинаем урок русского языка. Я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы будете внимательны, терпеливы, аккуратны. Приготовьте к работе тетрадь. Подписывают число, классная работа. Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную работу.
Актуализация знаний Карточки для индивидуальной
работы.
Начнём урок с разминки.
Возьмите листы с заданием.
Что нужно сделать?
Выполняйте.
1) Группа слов, которая выражает законченную мысль - это _________.
2) Грамматическая основа предложения – это __________ и ______________.
3) Предложение, которое имеет одну грамматическую основу, называется ____________________.
4) Предложение, которое имеет несколько грамматических основ, называется ___________________.
5) Союзы И, А, НО, ИЛИ называются _____________________.
Проверяем.
Предлагайте, как оценим работы?
Оцените себя. У кого 5? У кого 4? У кого 3?
Как вы думаете, для чего мы выполняли задание разминки? Дополнить предложения.
Работают индивидуально.
Фронтальная проверка.
Если нет ошибок – 5
Если одна ошибка – 4
Если две ошибки – 3
Если три и более ошибок – минус
Чтобы вспомнить изученный материал. Регулятивные УУД:
принятие и сохранение учебной задачи;
вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учёта ошибок;
способность к самооценке.
Познавательные УУД:
анализ изучаемых объектов с выделением существенных признаков.
Тема урока, постановка учебных задач урока Русский язык:
4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Сегодня у нас урок 126.
Прочитайте тему урока.
Эта тема для нас новая?
Тогда попробуйте поставить учебную задачу урока.
Как вы думаете, а только в сложных предложениях ставятся запятые?
Давайте поставим ещё одну учебную задачу. Кто попробует? Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
Нет, мы вчера на уроке изучали знаки препинания в сложном предложении.
Мы продолжим учиться ставить запятые в сложных предложениях.
Нет. Ещё в простых предложениях с однородными членами.
Мы будем учиться различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и правильно в них ставить знаки препинания. Регулятивные УУД:
принятие и сохранение учебной задачи;
соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Коммуникативные УУД:
умение чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Основная часть Карточки для индивидуальной работы.
Документ - камера.
Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 2
ПК, презентация PowerPoint к уроку Вспомните, какие действия нужно выполнить, чтобы правильно поставить знаки препинания в предложении?
Первое упражнение выполним на карточке.
Что нужно сделать?
Выполняйте.
1. и 5. и

2. или 6.

3. а 7.

4. или 8. но
Проверяем.
Как оценим себя?
Оцените себя. У кого 5? У кого 4? У кого 3?
Для чего мы выполняли это упражнение?
В рабочей тетради на тр. 43 найдите упр. 1.
Прочитайте задание.
Начнём выполнять упражнение с комментированием.
А теперь продолжите сами.
Проверьте себя.
Кто правильно справился? Поставьте + за каждое правильное предложение.
Кто получил ++?
Кто получил +?
Остальные исправьте ошибки. 1. Найти грамматическую основу.
2. Определить простое предложение или сложное
3. Поставить знаки по правилам.
Расставить в схемах знаки препинания.
Работают индивидуально.
Если нет ошибок – 5
Если 1-2 ошибка – 4
Если 3-4 ошибки – 3
Если 5 и более ошибок – минус
Чтобы повторить правила постановки знаков препинания в сложных и простых предложениях.
Читают.
Коллективная работа
Выполняют 1, 2, 3 предложение.
Самостоятельная работа.
Выполняют 4, 5 предложение.
Самопроверка по образцу учителя. Регулятивные УУД:
составление плана и последовательности действий;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Познавательные УУД:
использование знаково-символических средств (схем) для решения учебных задач;
анализ изучаемых объектов с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД:
вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учёта ошибок;
способность к самооценке.
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные УУД:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
способность к самооценке.
Личностные УУД:
сохранять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
ФизминуткаЗакрепление изученного материала Русский язык:
4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Следующее упражнение выполним по учебнику. На странице 153 найдите упражнение 1.
Как автор учебника предлагает его выполнить?
Вспомним правила работы в парах.
Прочитайте задание. У кого вопросы?
Ребята, давайте договоримся списывать не весь текст, а только те предложения, в которых пропущены союзы. Запомнили? Работайте.
Проверяем, как выполнили задание.
За каждое правильно составленное предложение поставьте +.
Кто получил ++++?
Кто получил +++?
У кого ++?
У кого +?
Вспомните учебную задачу урока.
Чтобы проверить себя, как вы справляетесь с учебной задачей урока, выполните самостоятельно упражнение 3 на стр. 154.
Прочитайте задание.
Кому задание не понятно?
Выполняйте. В парах.
Помогать друг другу.
Выслушивать друг друга.
Работа в парах.
Фронтальная проверка.
Мы будем учиться различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и правильно в них ставить знаки препинания.
Самостоятельная индивидуальная работа. Регулятивные УУД:
принятие и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Регулятивные УУД:
вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учёта ошибок.
Регулятивные УУД:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Итог урока.
Рефлексия ПК, презентация PowerPoint к уроку Вспомните тему урока.
Какие учебные задачи мы ставили на урок?
Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами?
А теперь каждый из вас оценит себя:
1) Мне понятно, как ставить запятые в сложных предложениях.
2) Мне было трудно ставить запятые в сложных предложениях.
3) Я не понял, как ставить запятые в сложных предложениях. Регулятивные УУД:
принятие и сохранение учебной задачи;
соотнесение того, что уже усвоено учащимися и того, что ещё не усвоено.
Личностные действия:
оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы.
Домашнее задание. Русский язык:
4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Домашнее задание я предлагаю по выбору. Найдите упр. 2 на стр. 153.Прочитайте задание. Что нужно сделать?
найдите упражнение 4 на стр. 154. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Запишите в дневник то упражнение, которое будете выполнять.
Спасибо за урок. Отвечают.
Отвечают
Личностные действия:
оценивание самостоятельности и инициативы.