Урок русского языка на тему: Типы бессоюзных сложных предложений. (9 класс)

Учитель: Джумагалиева Б.Г.


Тема урока
Типы бессоюзных сложных предложений.

Общая цель
Цели и задачи: 1. Научить определять типы БСП . 2. Формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП и правильно расставлять знаки препинания в БСП. 4. Развить умение сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать
5.Развить творческие способности.

Ожидаемые результаты
Знают основные типы БСП и умеют применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.

Тип урока
Урок- объяснение новой темы

Задания
Групповая и индивидуальная работа, стратегии критического мышления, заполнение таблицы

Необходимые материалы
Слайд с темой урока, интерактивная доска, учебник, стикеры, лист обратной связи, флипчарты

Ход урока:

Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика

Вводная часть.

Целеполагание.


























I. Организационный момент. Психологическая готовность класса к уроку. - Здравствуйте, ребята! Ребята, я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх («хорошо») или опуская большой палец вниз(«плохо»). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием «Во!» - Какие у вас друзья? - А школа? - А учителя? - А класс? - Как ваши дела? - Как настроение? Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут»! II. Актуализация знаний учащихся. - Ребята, какую группу сложных предложений мы изучаем? (БСП). - Прочитайте слова известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского, который всю свою жизнь посвятил изучению русского языка. (слайд). «Бессоюзие по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов». - Какие предложения, по мнению А. М. Пешковского, гораздо чаще употребляются в народной речи?(БСП). - Союзные предложения – признак литературного языка. - Чем же отличаются БСП от союзных предложений? (Союзы, интонация). - Какие смысловые отношения вы знаете? (одновременности и последовательности; сопоставления; условия и времени; причины и следствия; пояснения). Проверка домашнего задания( выборочно)

Стратегия «Хорошо-плохо».
Отвечают на вопросы учителя.










Делятся на группы








Работают в группах с цитатой



Основная часть







































Закрепление
Объяснение новой темы. Запишем под диктовку текст. Жжёт солнце, слепит пыль. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. Поезд ушёл, его огни скоро исчезли. Заиграла весёлая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми. Проверьте записанный текст. (слайд).
-Почему мы поставили запятые? (Бессоюзные сложные предложения со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться сложносочиненными предложениями с союзом и). -Если части бессоюзного предложения более распространены, то между ними ставится точка с запятой. Например: Даурен Абиров был первым национальным танцовщиком и балетмейстером; он исполнял ведущие партии в классических балетах» Жизель», «Лебединое озеро». Цифровой диктант. У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить. Условие/ время Одновременность и последовательность Пояснение Сопоставление Причины и следствия На слайде текст. Ученики вписывают в таблицу только номера предложений. (Слайд). 1. Взошло солнышко, всё вокруг ожило. (последовательность). 2. Лес молчит, в полях идёт снег. (одновременность). 3. Молвит слово – соловей поёт. (сопоставление). 4. Сделал дело – гуляй смело. (условие). 5. Нелегко вырастить плодовое дерево: много оно требует труда и забот. (причины). 6. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; над деревней и полем стоит невозмутимая тишина. (пояснение). 7. Хочешь добиться уважения - начинай с себя. (условие). 8. Идёт – лебёдушка плывёт. (сопоставление). 9. Прошёл дождь – на поляне появилась радуга. (причины и следствия).
Взаимопроверка - Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу соседа. - А теперь смотрим на экран, сверяем с правильными ответами.

Работа с текстом .«Анна Павлова – великая русская балерина».Упр. 245, стр 184-185
Работа с лидерами Краткий рассказ ученика о балерине. (Слайд).
Сегодня мы поговорим о балете как об одном из видов искусства. Чтение текста учителем. Словарная работа. Изморозь – Kырау Ошеломить – есі кету Балетмейстер – постановщик танцев – би _йретуші. Мозговая атака 1. Когда Анна впервые увидела театр? 2. Какое впечатление произвёл театр на Анну? 3. Что говорила Анна Павлова о труде балерины? 4. Что помогло Анны Павловой стать великой русской балериной? 5. Какое признание получил талант русской балерины во всём мире? 6. В чём заключалась тайна её успеха? - Какие качества, кроме требовательности и трудолюбия, вы пожелали бы себе для достижения целей в жизни? - Найдите в тексте бессоюзное сложные предложения.
Составление кластера к слову «театр». искусство школа жизни спекталь красота радость труд Синтаксический разбор предложения
Весь мир аплодировал русской балерине, ее талант признавали лучшие мастера мирового балета.(Повест., невоскл.
Письменная работа в тетради. Упражнение 244 (с комментированием)..
Записывают тему урока

Работают над предложениями на слайдах.
Отвечают на вопросы













Заполняют карточки с таблицей . Ученики вписывают в таблицу только номера предложений. (Слайд).


.









Проверяют работу соседа.


Работа с лидерами


Слушают текст и работают с новыми словами



Отвечают на вопросы










Индивидуальная работа




Синтаксический разбор предложений

Пишут упражнение


Домашнее задание
Упражнение Упр.247, стр. 202
Записывают задание в дневниках



Рефлексия
Рефлексия. Дерево - Оцените свою работу на уроке.
Прикрепите на дерево:
Яблоки- все понял и урок понравился
Цветы - понял, все было хорошо, но немного затруднялся.
Листочки- было трудно и необходима помощь .
ИЛИ
Продолжите предложения
На этом уроке я понял...
На этом уроке я вспомнил....
На этом уроке я запомнил....
Я никогда не ошибусь..
Оценивание, взаимооценивание
Стратегия «Незаконченные предложения»


Самооценивание, оценивание



15