Урок по теме «Виды бессоюзных сложных предложений


План урока
Предмет Русский язык Класс 9 Дата
Тема: Виды бессоюзных сложных предложений
Это урок № из уроков по теме «БСП»
Цель обучения Знания и умения учеников по теме «Виды бессоюзных сложных предложений»
Задачи Определят тему урока
Классифицируют виды бессоюзных сложных предложений
Используют правило «Виды БСП» на практике
Смогут различать виды БСП в тексте
Составят рассказ по картинке с использованием бессоюзных сложных предложений
Проведут рефлексию по теме «Виды бессоюзных сложных предложений»
Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся ДифференциацияОценивание Ресурсы, оборудование, обстановка класса
2 мин
5 мин Учитель читает стихотворение
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда,
Сиянье умных ваших глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
1. [ ], [ перечисления]. 2. [ ], [причина].  3. [ ], [пояснение].
4. [ ], [изъяснение] 5.[ ], [ следствие]. 6. [ ], [ противопоставление].
7. [ ], [время]. 8. [ ], [условие]. 
Прочитайте схемы. Ответьте на вопросы.
Что показывают данные схемы?
Из скольких частей состоят предложения?
Как связаны простые предложения в составе сложного?Как называют такие предложения? Почему их так называют?
Что сегодня мы будем изучать?
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о видах бессоюзных сложных предложений Это сложные предложения
Предложения состоят из двух простых предложений
Предложения связаны только интонацией.
Бессоюзные сложные предложения
Между простыми предложениями нет союзов
Виды бессоюзных сложных предложений.
Интерактивная доска
10 мин
Изучите материал, прочитайте примеры, потом расскажите о прочитанном всей группе.
После выполнения работы заполните лист взаимооценивания. Ученики сначала самостоятельно изучают правила по видам БСП. Затем каждый рассказывает всей группе свое задание.
Ученики заполняют лист взаимооценивания.
БСП со значением перечисления, причины дать для изучения ученикам С.
БСП со значением изъяснения, пояснения, противопоставления дать для изучения ученикам В.
БСП со значением следствия и условия дать ученикам АФормативное оценивание
Лист взаимооцениванияПрофайлы10
мин Групповая работа со структурированным делением нагруппы (по успеваемости).
Перед вами лежат стикеры. Вы должны пересесть за стол, на котором лежит лист такого же цвета, что и ваш стикер.
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Виды БСП»
На столе у вас лежит листок с заданием. Выполните задание и представьте свой ответ всему классу.
Приложение №1 Ученики пересаживаются в 4 группы по 6 человек.
Деление на группы по цвету стикера.
Ученики выполняют задание. Формативное оценивание Тетрадь, листы с заданиями.
1 мин Послушайте ответ выступающих. Правильно ли они выполнили задание?
После каждого выступления вы должны подарить группе, представляющей свой ответ 2 звезды и пожелание Ученики рассказывают о том, что им понравилось в ответе одноклассников. «Две звезды» 9 мин На столе у вас лежит картинка. Придумайте рассказ, используя БСП. Назовите виды БСП, использованные вами в рассказе.
Прочитайте свой рассказ. Ученики в группе составляют рассказ по картинке с использованием бессоюзных сложных предложений. Картинки на тему «Профессии»
1 мин После каждого выступления вы должны подарить группе, представляющей свой ответ 2 звезды. Ученики рассказывают о том, что им понравилось в ответе одноклассников и высказывают пожелание «Две звезды» 5 мин Сейчас на одном стикере напишите, что вы поняли сегодня на уроке. На втором напишите, что осталось не понятным.
Ученики пишут на стикерах и прикрепляют их на доску. Магнитная доска.
Ламинированная
2 мин Запишите домашнее задание Ученики записывают домашнее задание Приложение №1
Задание:
Выпишите бессоюзные сложные предложения со значением перечисления и противопоставления
1Лес рубят - щепки летят.
Солнце сильно палит - день будет жаркий.
К полудню на горизонте появились тучи - к вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
Все краски в природе поблёкли: стоит жара.
Труд человека кормит – лень портит.
Я заметил в нем перемену: вода стала гораздо темнее.
Кончил дело – гуляй смело.
Заранее предупреждаю: удобств не будет.
Скрипнула дверь, она прошла на столовую.
Деревья словно плакали: с ветвей их на землю все время падали крупные капли.
Скрипят клёсты, звенят синицы.
Проходит юность – начинаешь задумываться о прожитом.
На кордоне горел свет – нас ждали.
Около огня сидели стрелки: один что-то рассказывал, другие смеялись.
Мальчики прыгают, резвятся; девочки играют в куклы.
Печален я: со мною друга нет.
Грустное зрелище открылось мне: корабль застрял между двух утесов.
Степь пестреет цветами: желтеют одуванчики, синеют колокольчики.
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до него.
Настанет утро – двинемся в путь
Лето припасает – зима поедает
Кругом ярко светило солнце – поохотиться еще можно.
Ночью робел я и сам: очень уж тихо в лесу по ночам.
Лягушата бросаются по ноги; уж, подняв голову,  лежит между корней.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Смелые побеждают – трусливые погибают.
Труд удовольствие – жизнь хороша.
А потом мороз схватит седые пески, выпадет снег, сизое небо повиснет над домом и так провисит до весны.
Упадет солнце на траву – вспыхнет трава изумрудом.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
Совесть потеряешь – другой не купишь. 
Услышь: сама земля поёт под толщей снеговою
Вы не выполнили условия договора – мы вынуждены его расторгнуть.
Медлить было нечего: я выстрелил, в свою очередь, наудачу.
Мяч влетел в ворота – стадион зашумел.
Ручка беленька – душа черненька.
Таланты истины на критику не злятся – их повредить она не может красоты.
Приложение №1
Задание:
Выпишите бессоюзные сложные предложения со значением следствия и изъяснения
1Лес рубят - щепки летят.
Солнце сильно палит - день будет жаркий.
К полудню на горизонте появились тучи - к вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
Все краски в природе поблёкли: стоит жара.
Труд человека кормит – лень портит.
Я заметил в нем перемену: вода стала гораздо темнее.
Кончил дело – гуляй смело.
Заранее предупреждаю: удобств не будет.
Скрипнула дверь, она прошла на столовую.
Деревья словно плакали: с ветвей их на землю все время падали крупные капли.
Скрипят клёсты, звенят синицы.
Проходит юность – начинаешь задумываться о прожитом.
На кордоне горел свет – нас ждали.
Около огня сидели стрелки: один что-то рассказывал, другие смеялись.
Мальчики прыгают, резвятся; девочки играют в куклы.
Печален я: со мною друга нет.
Грустное зрелище открылось мне: корабль застрял между двух утесов.
Степь пестреет цветами: желтеют одуванчики, синеют колокольчики.
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до него.
Настанет утро – двинемся в путь
Лето припасает – зима поедает
Кругом ярко светило солнце – поохотиться еще можно.
Ночью робел я и сам: очень уж тихо в лесу по ночам.
Лягушата бросаются по ноги; уж, подняв голову,  лежит между корней.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Смелые побеждают – трусливые погибают.
Труд удовольствие – жизнь хороша.
А потом мороз схватит седые пески, выпадет снег, сизое небо повиснет над домом и так провисит до весны.
Упадет солнце на траву – вспыхнет трава изумрудом.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
Совесть потеряешь – другой не купишь. 
Услышь: сама земля поёт под толщей снеговою
Вы не выполнили условия договора – мы вынуждены его расторгнуть.
Медлить было нечего: я выстрелил, в свою очередь, наудачу.
Мяч влетел в ворота – стадион зашумел.
Ручка беленька – душа черненька.
Таланты истины на критику не злятся – их повредить она не может красоты.
Приложение №1
Задание:
Выпишите бессоюзные сложные предложения со значением пояснения и условия
1Лес рубят - щепки летят.
Солнце сильно палит - день будет жаркий.
К полудню на горизонте появились тучи - к вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
Все краски в природе поблёкли: стоит жара.
Труд человека кормит – лень портит.
Я заметил в нем перемену: вода стала гораздо темнее.
Кончил дело – гуляй смело.
Заранее предупреждаю: удобств не будет.
Скрипнула дверь, она прошла на столовую.
Деревья словно плакали: с ветвей их на землю все время падали крупные капли.
Скрипят клёсты, звенят синицы.
Проходит юность – начинаешь задумываться о прожитом.
На кордоне горел свет – нас ждали.
Около огня сидели стрелки: один что-то рассказывал, другие смеялись.
Мальчики прыгают, резвятся; девочки играют в куклы.
Печален я: со мною друга нет.
Грустное зрелище открылось мне: корабль застрял между двух утесов.
Степь пестреет цветами: желтеют одуванчики, синеют колокольчики.
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до него.
Настанет утро – двинемся в путь
Лето припасает – зима поедает
Кругом ярко светило солнце – поохотиться еще можно.
Ночью робел я и сам: очень уж тихо в лесу по ночам.
Лягушата бросаются по ноги; уж, подняв голову,  лежит между корней.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Смелые побеждают – трусливые погибают.
Труд удовольствие – жизнь хороша.
А потом мороз схватит седые пески, выпадет снег, сизое небо повиснет над домом и так провисит до весны.
Упадет солнце на траву – вспыхнет трава изумрудом.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
Совесть потеряешь – другой не купишь. 
Услышь: сама земля поёт под толщей снеговою
Вы не выполнили условия договора – мы вынуждены его расторгнуть.
Медлить было нечего: я выстрелил, в свою очередь, наудачу.
Мяч влетел в ворота – стадион зашумел.
Ручка беленька – душа черненька.
Таланты истины на критику не злятся – их повредить она не может красоты.
Приложение №1
Задание:
Выпишите бессоюзные сложные предложения со значением времени и причины
1Лес рубят - щепки летят.
Солнце сильно палит - день будет жаркий.
К полудню на горизонте появились тучи - к вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
Все краски в природе поблёкли: стоит жара.
Труд человека кормит – лень портит.
Я заметил в нем перемену: вода стала гораздо темнее.
Кончил дело – гуляй смело.
Заранее предупреждаю: удобств не будет.
Скрипнула дверь, она прошла на столовую.
Деревья словно плакали: с ветвей их на землю все время падали крупные капли.
Скрипят клёсты, звенят синицы.
Проходит юность – начинаешь задумываться о прожитом.
На кордоне горел свет – нас ждали.
Около огня сидели стрелки: один что-то рассказывал, другие смеялись.
Мальчики прыгают, резвятся; девочки играют в куклы.
Печален я: со мною друга нет.
Грустное зрелище открылось мне: корабль застрял между двух утесов.
Степь пестреет цветами: желтеют одуванчики, синеют колокольчики.
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до него.
Настанет утро – двинемся в путь
Лето припасает – зима поедает
Кругом ярко светило солнце – поохотиться еще можно.
Ночью робел я и сам: очень уж тихо в лесу по ночам.
Лягушата бросаются по ноги; уж, подняв голову,  лежит между корней.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Смелые побеждают – трусливые погибают.
Труд удовольствие – жизнь хороша.
А потом мороз схватит седые пески, выпадет снег, сизое небо повиснет над домом и так провисит до весны.
Упадет солнце на траву – вспыхнет трава изумрудом.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
Совесть потеряешь – другой не купишь. 
Услышь: сама земля поёт под толщей снеговою
Вы не выполнили условия договора – мы вынуждены его расторгнуть.
Медлить было нечего: я выстрелил, в свою очередь, наудачу.
Мяч влетел в ворота – стадион зашумел.
Ручка беленька – душа черненька.
Таланты истины на критику не злятся – их повредить она не может красоты.
Лист взаимооцениванияФИ ученика__________________________
Класс _______________________________
Дата________________________________
Группа №1
ФИ выступающего Все понял Понял, но есть вопросы Не понял