Алгоритмическая структура «выбор» в системе КУМИР


Урок 3
Тема урока: Алгоритмическая структура «выбор» в системе КУМИР.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Представление о результатах:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов. Метапредметные: способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной практике; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Предметные: владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; навыками алгоритмического мышления и пониманием необходимости формального описания алгоритмов.
Планируемый результат Предметные умения УУД
- объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и использовать их для построения алгоритмов;
· разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы выбора;
· применять операции целочисленного деления (div) и взятия остатка (mod)
· понимать, как работают операторы присваивания и условные операторы в языке программирования
· выполнять ручную прокрутку программы
· определять переменную, которая выводится на экран Личностные:  готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Регулятивные:  умение формулировать собственные учебные цели, брать ответственность на себя, принимать решение в случае нестандартной ситуации, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Познавательные:  развитие логического, алгоритмического и математического мышления; умений применять полученные знания при решении прикладных задач.
Коммуникативные:  инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Основные понятия Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, выбор. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Вычисление значений функций. Правила записи операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, выбора вариантов. Полное, неполное и вложенное ветвление. Простые и сложные условия. Логические операции. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Математика,
логика. Фронтальная,
индивидуальная.
Анализ практических ситуаций (сase study) —метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. - Учебник;
- Рабочая тетрадь;
- Презентация Power Point;
- Компьютерный практикум «Исследование алгоритмических структур ВЕТВЛЕНИЕ и ВЫБОР»
- Раздаточный материал
с примерами программ в КУМИР для домашней работы.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1 этап – Мотивационный.
- Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);- Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);- Установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Работа с классом во фронтальном режиме
(Слайды №1 - №2):
- назвать результат работы линейной программы в КУМИР с применением функций mod, div, int;
- результат работы блок-схемы алгоритма ветвления.
(Слайды №3 - №6):
-анализ домашней работы предыдущего занятия
- анализ домашнего задания к следующему уроку
- анализ алгоритма с вложенным ветвлением «Вид треугольника» Вспоминает виды алгоритмических структур, встроенные в КУМИР математические функции.
Делает предположение о применении различных алгоструктур в жизненных ситуациях, систематизирует информацию до изучения нового материала, Записывают домашнее задание.
Активизировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия; познавательные процессы внимание и память.Актуализирова-ли норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»).
Смотрят и анализируют слайды презентации.
Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Слушать собеседника.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Уметь слушать в соответствии
с целевой
установкой.
Принимать
и сохранять учебную
цель и задачу.
Дополнять, уточнять
высказанные мнения
по существу полученногозадания, целе-полагание, постановка учебных целей и задач.
2 этап - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(Слайд №7) Предлагает сравнить два способа вычисления значений функции в зависимости от заданного с клавиатуры значения Х.

Анализ алгоритма вложенного ветвления.
Записывают в тетрадь блок-схему и программу
алгоритмической структуры «выбор» в системе КУМИР.
Составляют алгоритм
вычисления значения функции
с помощью команды «выбор». Программиру-ют ввод/вывод и обработку информации с применением вещественных величин и символьных констант для комментариев пользователям.
Взаимодействуют с одноклас-сниками (помощь слабоуспе-вающим).
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Внимательно анализирует готовый программный код, формулирует собственную учебную цель.
Умение составлять алгоритм по аналогии
3 этап - Построение и реализация проекта выхода из затруднения.
Знакомит учащихся с новой информацией в форме компьютерной презентации (Слайды № 7 - №10)
и исследовательской работы за компьютером в системе КУМИР (авторский раздаточный материал в формате А4 печатного листа).
Индивидуальная работа за компьютером с целью сравнения программных способов выбора вариантов, использования сложных условий, корректного выбора вариантов и правильного вывода информации. Владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с ис-пользованием основных конструкций программиро-вания Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Самостоятельно проверяет правильность работы своей программы, сравнивая вывод с эталоном. Умение понимать программы, написанные универсальном алгоритми-ческом языке высокого уровня.
4 этап - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Организует
работу по повторению изученного материала.
(Слайд №11) «По введенному номеру дня недели, выведите его название»

Рассказывают, что в зависимости от введенного пользователем значения для переменной d будет осуществлен вывод соответствующего дня недели.
Замечают недостаток программы: если ввести число не из интервала 1-7, программы должна выдать сообщение типа «Таких дней недели нет!».
Различают конструкции программиро-вания ветвление и выбор.
Работа во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Умение
слушать собеседника, строить понятные собеседнику высказывания. Контролируют правильность ответов обучающихся, оценивают и корректируют свою деятельность.
Принимать
и сохранять учебную
цель и задачу.
Осуществлять
самоконтроль.
Сравнивают различные языки программирования, пользуются справочной информацией.
5 этап - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организует работу по проверке уровня усвоения нового знания
1)Проект «Отметка», который позволяет выставлять отметку в зависимости от количества ошибок.
2)По введенному с клавиатуры номеру дня недели выводить название дня недели (1 – пн, 2 – вт,.., 4-чт)
3)Программа, позволяющая по последней цифре числа определить последнюю цифру ее квадрата.
Индивидуальная самостоятельная работа за компьютером. Владеют навыками алгоритмичес-кого мышления и пониманием необходимости формального описания алгоритмов Адаптируют пример учебника стр 256 (язык Visual Basic) для системы КУМИР. Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Принимать решение в случае нестандартной ситуации. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в выполнение задания. Обнаруживать
отклонения
от эталона.
6 этап - Включение в систему знаний и повторение.
Организует беседу о материале, пройденном на уроке
Предлагает авторский раздаточный материал
Систематизирует полученную информацию.
Выявляют и фиксируют границы применимости нового знания и умеют использовать его в системе изученных ранее знаний. Повторяют учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Оценивает правильность выполнения задания, ставит учебные цели и задачи (с помощью учителя определяет, что ещё необходимо узнать по данной теме). Cпособность к построению индивидуаль-ной образова-тельной траектории.
7 этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Побуждает обучающихся к оценке собственной деятельности на уроке.
Объясняет домашнее задание.
Получают раздаточный материал с КУМИР-примерами, анализируют самостоятельно выполненные задания и домашнюю работу. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Взаимодействуют с учителем в процессе обобщающей беседы по материалу урока во фронтальном режиме Слушать учителя, собеседника. Формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
. Владение навыками учебно-исследователь-ской, проектной и социальной деятельности.
Список использованных источников, в том числе интернет-ресурсы:
Босова Л.Л. , Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 7-9 классах по ФГОС. Методическое пособие /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 7-9 классов /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013
ЦОР электронный учебник для уроков информатики в 9 классах Л,Л, Босоваhttp://ru.wikipedia.org – Википедия